Инфобанк
Колонки UA
Колонки RU
Сообщество


Интернет-реклама в Украине: рост или удержание на плаву?

В конце прошлого-начале этого года участники отечественного рынка интернет-рекламы расходились в прогнозах развития сегмента в 2009 г. Оно и понятно: в то время большинство рекламодателей заморозили собственные бюджеты на продвижение, масла в огонь подливала следствие неопределенность с правилами игры на рынке продаж телевизионной рекламы. В результате рекламодатели перешли от годового к квартальному, помесячному и пофлайтовому планированию. И прогнозировать возможные годовые затраты на он-лайн продвижение было делом рискованным и в какой-то мере схожим по принципу с лотереей «6 из 36». Напомним, что в декабре 2008 г. разброс прогнозов роста рынка отечественной интернет-рекламы в 2009 г. был от -40% до +50% в гривне по сравнению с результатами уходящего года. Первое полугодие и период общей неопределенности с правилами игры на рынке остались позади, в прогнозах участников рынка стало появляться больше оптимизма, хотя говорить о том, что сегмент гарантировано покажет рост, решаются не все: некоторые специалисты до сих пор склонны считать, что объем сегмента по результатам года несколько просядет. Правда, просядет в долларах. В гривневом эквиваленте реклама в интернете станет, похоже, единственным ATL-сегментом, который в этом году может показать рост.

Если сравнивать Украину с мировыми тенденциями, то в нашей стране ситуация с объемами он-лайн бюджетов кардинально отличается от «усредненного мирового тренда». Согласно данным последнего отчета IDC,  траты на мировом рынке онлайновой рекламы снизились  во втором квартале 2009 г. на 5%. Глобальный объем затрат на продвижение в сети в апреле-июне этого года составил $13,9 млрд., тогда как за аналогичный период 2008 г. компании отдали интернету $14,7 млрд. И тенденция такова, что третий и четвертый квартал этого года также покажут отрицательную динамику развития. «Мы считаем, что индустрия продолжит сталкиваться с квартальными снижениями трат на онлайновую рекламу в третьем и четвертом кварталах, но ситуация с объемами этих снижений начнет улучшаться. В то же время мы верим, что индустрии придется подождать до середины 2010 года, прежде чем рынок покажет рост», - отмечают в IDC. В Украине же после провального первого квартала объемы привлеченных в сеть рекламных денег продолжают увеличиваться. Происходит это не за счет увеличения общих вложений в интернет-продвижение (сумма среднего чека по рекламной кампании значительно снизилась по сравнению с прошлым годом), а за счет привлечения все большего количества рекламодателей.

О том, что сейчас происходит на рынке интернет-рекламы, и с какими результатами сегмент может закончить год Sostav.ua попросил рассказать представителей отрасли:

Максим Макаренко, директор Интернет-агентства «Эхо»

Несмотря на радужные перспективы интернет-аналитиков, рынок «просел» по сравнению с прошлым годом на 25-30% за первые 6 месяцев. Клиентов стало больше, но «средний чек» уменьшился - бюджет средней рекламной кампании, снизился с 120-150 до 60-80 тыс. грн.

Рынок рекламы в Интернет тесно связан с процессами, протекающими в реальной экономике. Судя по настроениям на второе полугодие, я прогнозирую уменьшение рынка в этом году на 15-20% в долларовом эквиваленте. Считать только гривны без учёта курсовых изменений с моей точки зрения не совсем корректно. На объёме рынка положительно может сказаться рекламная поддержка выборов. Она в лучшем случае поддержит рынок, но не подтолкнёт его вверх.

Радикальное восстановление активности я ожидаю не ранее 2 квартала 2010 года.

Сергей Петренко, глава украинского представительства «Яндекс»

Если говорить об итогах первого полугодия, то наметившаяся весной тенденция сохранилась - средняя сумма чека и стоимость клика, которые упали ещё в конце 2008 года, перестали падать и даже начали расти более-менее стабильными темпами. Это происходит благодаря тому, что торги подогреваются в результате прихода новых рекламодателей (количество украинских рекламодателей в Яндекс.Директе растёт быстрее, чем российских).

Таким образом, если говорить с привязкой к национальной валюте, то у нас и в Украине, и в России наблюдается рост доходов. Он, конечно, не такой большой, как в прошлые годы, но достаточно стабильный. Однако это рост именно в национальной валюте, падение которой несколько нивелирует многие положительные тенденции. Если пересчитывать в доллары, то картина не такая радужная, тем более в Украине, где гривня потеряла 60% своей стоимости.

Что же касается прогнозов до конца года, то их делать сложно. Зимой участники рынка сошлись на том, что интернет-реклама вырастет в 2009 году на 20-25%, но пока эти цифры нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Хочется надеяться, что достаточно плохой первый квартал будет компенсирован третьим и четвертым, есть основания полагать, что так оно и будет.

Поможет ли росту рынка интернет-рекламы политика? На моей памяти у нас практически не было случаев размещения политической рекламы, если к ней подходить с точки зрения законов «О выборах народных депутатов» и «О выборах президента». Конечно, мы получаем заявки от агентств, представляющих интересы неких политических партий. Но 98-99% запросов отсеиваются после требования предъявить документ, о том, что расходы на рекламную кампанию идут официально из избирательного фонда. 

Андрей Заблоцкий, исполнительный директор Ассоциации интернет-рекламы Украины

Рост объемов Интернет-рекламы будет в этом году происходить за счет контекстной рекламы. Ее объемы очень сложно считаются, но именно контекстная реклама сильно растет. По моей информации (провереной) сейчас контекст по сравнению с прошлым годом вырос раза в два. Соответственно, именно из этих соображений я и отталкиваюсь.
Сейчас по медийке ситуация ровная, то есть спада нет. Соответственно, за счет контекста можно говорить о серьезном росте. Это минимум будет 15-20% в гривне, хотя вполне вероятен рост и в долларовом эквиваленте.

По поводу политических денег, у нас не очень четко прописана норма о политрекламе в интернет, и зачастую площадки работают с посредниками и не будут требовать документов о том, что реклама оплачивается из официального предвыборного фонда. У «Яндекса», к примеру, это принципиальная позиция, и они себя так позиционируют. Для них это важно, и на вопрос о том, сколько они заработают на политике, говорят, что есть вот такой вот избирательный фонд, и столько-то из него они могут заработать. И все. Но вы же сами понимаете, что у нас рынок не самый прозрачный. Если серьезные агентства будут обслуживать большие кампании (а к этому все идет), то так или иначе эти деньги появятся. Вопрос, как обычно, в том, что, скорее всего эти деньги будут израсходованы достаточно неэффективно, но обойти интернет как медиаканал уже никак нельзя.

С другой стороны, если говорить о политике, то нужно вернуться в 2004 г. Понять ведь невозможно, где в интернете джинса, где черный PR, а где людей действительно все достало. Если кто-то будет писать негатив, все скажут, что это джинса. А вдруг нет, а мы ее посчитаем? Вдруг какой-то восточный журналист будет действительно писать о Партии Регионов, потому что она ему нравится? А такие есть, и я их знаю лично. И как мы это будем учитывать?

На глаз я уже расписал расходы: это поддержка PR-команды, посадочная площадка, более или менее нормальная, какая-то банерка различной степени прозрачности. Я не знаю, как можно контекст использовать на выборах, но, наверное, попробуют.

Артем Вакалюк

http://www.sostav.ua/
  12.08.2009
Посещений: 3155

 



Загрузка...

Точный прогноз погоды во всех уголках Украины на сайте SINOPTIK.ua.
Самые свежие новости про спорт в Украине на портале UKR.NET.
Анонсы фильмов и передач, программа на TVgid.ua.
Автобазар с фото и ценами - лучшая автопродажа в Украине.
Работа в Украине, актуальные вакансии и резюме от JOB.ukr.net!






 


«Средняя температура по больнице» или рыночный вердикт


Каждая медаль имеет две стороны, и это, безусловно, плюс любой медали, позволяющей взглянуть на одно и то же минимум с двух различных сторон. В случае же с людским восприятием той или иной вещи, процесса, события или персоны все не так просто. «Many men - many minds» или «Сколько людей, столько и мнений», - говорит известная поговорка. В своей новой колонке Sostav.ua решил вывести «среднюю температуру по больнице» отечественного рекламно-коммуникационного и медийного рынка, измерив температуру репрезентативного количества пациентов.

Этот проект призван ознакомить Вас со схожими и противоположными точками зрения специалистов и участников нашего рынка относительно различных аспектов всего, что имеет отношение к понятиям «реклама» и «продвижение». Читайте, комментируйте и знайте: Ваше мнение очень важно, без него общая картина происходящего может оказаться неполной и слегка искаженной.



Артем Вакалюк,
www.sostav.ua


2010 г.
2009 г.
c "ООО Состав.ру" 1998-2017

Телефон: +38 044 490-90-30 Адрес: Украина, 03035, г. Киев, ул. Сурикова, 3, корп.8-Б, 3 этаж

Редакция: editor@adcoalition.org.ua

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ua обязательна!
Администрация Sostav.ua просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail


Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Rambler's Top100 RSS Система Orphus