Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Инфобанк
Колонки UA
Колонки RU
Сообщество


Корпоративная социальная ответственность в Украине 

Как за пятилетку КСО из модной темы стала в Украине профессиональной сферой

Сказать точно, когда украинский бизнес начал осознавать свою социальную ответственность, наверное, не сможет никто - так же, как никто не сможет достоверно определить, когда в Украине закончился ковбойский капитализм, и мы стали действительно рыночной экономикой. Точной вехой в развитии корпоративной социальной ответственности (КСО) как сферы можно считать формальное создание в Украине сети Глобального договора ООН, состоявшееся пять лет назад.

В отличие от многих других европейских стран, в Украине развитие КСО проходило по особенному сценарию: изначально именно компании брали на себя инициативу, развивая те или иные практики социально ответственного поведения, привлекая к такой деятельности остальных игроков - потребителей, неправительственные организации, представителей власти на региональном и национальном уровнях. Именно отсутствие внешнего влияния, а точнее социального заказа на КСО, обусловило особенности ее развития в нашей стране. Если в западноевропейских странах социальная ответственность возникла как ответ капитализма на недовольство «масс» и особенно ярко проявилась в экологических аспектах, то в Украине КСО стала привлекательной при переходе компаний к более цивилизованному бизнесу, то есть с краткосрочного мышления и модели бизнеса «здесь и сейчас выжать максимум» на стратегически ориентированную парадигму.

Украинские компании всё больше осознают, что, заплатив налоги и надеясь на выполнение функций социальной защиты государством, они не могут получить квалифицированных или хотя бы просто здоровых сотрудников, равно как и завоевать доверие и лояльность потребителей. Для своего спасения компании выбирают разные способы, по которым их условно можно разделить на следующие группы:

• ответственные поневоле - в основном большие промышленные предприятия, которые в результате приватизации получили в нагрузку к производственным мощностям еще и заботу о социальной инфраструктуре. Для них ответственность трансформировалась скорее в «обязаловку» из разряда «мы в ответе за тех, кого приручили»;

• ответственные «дочки» - представительства транснациональных компаний, в корпоративных стратегиях которых для всех стран прописан вклад в устойчивое развитие. Их лозунг: «Мысли глобально, а действуй локально», однако такие компании в своих практиках КСО его используют в Украине редко;

• прогрессивные украинские компании, которые осознают барьеры для долгосрочного развития на рынке и пытаются трансформировать их в возможности через механизмы КСО. Компании этой категории заинтересованы в легитимизации своего бизнеса на Западе, где социальная ответственность уже давно является правилом, и обычно они разрабатывают и реализовывают КСО-стратегию институционально;

• компании-оппортунисты - бизнес-структуры, которые, по выражению Джека Лондона, «делают вид, что тянут канат мачты», то есть для них КСО - это тренд и не более чем краткосрочная деятельность при наличии бюджета. Для таких компаний КСО является неотъемлемой частью PR-стратегии и источником повышения репутационной стоимости;

• компании-волюнтаристы - собственники или топ-менеджмент таких структур, исходя из личных убеждений и моральных ценностей, предпочитают делать вклад в развитие общества. Подобные компании редко задумываются о стратегической ценности вклада и часто предпочитают яркие проекты;

• старательные налогоплательщики - компании, которые сам факт выполнения законодательных норм (таких, как уплата налогов) считают «социально ответственным поведением» в условиях Украины.

Пути и направления

В рамках национального сценария развития КСО можно выделить несколько направлений с очевидным прогрессом.

1. Благотворительность как норма. Уже непросто встретить компанию в Украине, для которой понятие благотворительности было бы абсолютно чуждо. Очень часто именно благотворительность отождествляется с социальной ответственностью. Обратная сторона медали в том, что такие действия не всегда имеют системный характер и, более того, не всегда предоставляют пути решения наиболее острых вопросов. Стратегическая филантропия - скорее перспектива, нежели реальность.

2. Больше внимания к вопросам охраны окружающей среды. За последние годы потребительская среда заметно пополнилась продуктами с приставкой «эко». Хотя украинские потребители проявляют пока невысокий интерес к вопросам экологии и «зеленым продуктам», компании сейчас всё активнее интегрируют в свою деятельность аспекты ответственного отношения к окружающей среде. Причем на разных уровнях: от концепции «зеленого офиса» до более дружественного производства, ритейла «зеленых продуктов» и т. д. Растущие цены на газ и электроэнергию стали хорошим стимулом для внедрения украинским бизнесом энергосберегающих технологий. «Зеленый тариф» и государственные программы энергосбережения стимулируют появление новых бизнес-моделей и новых рынков.

Так, гигант отечественной энергетики ДТЭК вошел на рынки альтернативной энергетики, создав дочернее предприятие DTEK WindPower и приступив к строительству крупной фермы ветровых станций в Запорожской области. Пивзавод «Оболонь» экспериментирует с переработкой ПЭТ-бутылок на пластиковые ленты и другие полезные товары.

3. Развитие отраслевых и межсекторальных партнерств и инициатив. Частный бизнес, как правило, не пользуется высоким доверием ни у потребителей, ни у других социальных групп. При отсутствии доверия даже между партнерами по бизнесу сложно говорить о коллективных действиях в решении тех или иных социальных вопросов или о совместных инициативах по защите окружающей среды. Тем не менее за несколько лет украинские компании прошли этап конкурентной борьбы в вопросах КСО и всё больше объединяют усилия со своими партнерами по бизнесу, неправительственными организациями, донорами в тех или иных проектах.

Примером могут быть IT-компании, активно участвующие через отраслевую ассоциацию IT-Ukraine в решении проблемных вопросов в области образования и выстраивания системных партнерских отношений с университетами. Так, СКМ сотрудничает с British Council (Британский совет) в разработке профессиональных стандартов нового типа в ключевых для группы отраслях: горно-металлургический комплекс, энергетика, журналистика. А «Метинвест», ДТЭК, «Русал», «Данон» сотрудничают с территориями присутствия в рамках краткосрочных (пока что) программ.

Украинские компании всё больше осознают, что, заплатив налоги и надеясь на выполнение функций социальной защиты государством, они не могут получить квалифицированных или хотя бы просто здоровых сотрудников

4. Выстраивание треугольника «бизнес-власть-общество». В Украине медленно, но уверенно выкристаллизовывается собственное понимание роли бизнеса в обществе. Предпринимая множество попыток наладить сотрудничество с властью для более эффективного решения социальных и экологических проблем, бизнес осознал, что окрепшее гражданское общество в стране иногда бывает и союзником бизнеса в диалоге с государством или местными органами самоуправления. Бизнес-структуры, ведущие активные программы социальной ответственности, осознали, что и государство, и общество имеют свои позиции, и сейчас активными темпами идет выстраивание механизмов взаимодействия для решения социальных, экологических и экономических проблем страны.

Примером может стать многосторонний совет для разработки предварительного варианта национальной стратегии по КСО, работавший в 2009-2011 годах при парламентском комитете по предпринимательству и промышленной политике и созданный по инициативе сети Глобального договора ООН в Украине. Совет разработал документ, целью которого является институционализация диалога власти, бизнеса и общества для привлечения большего количества компаний к ответственному бизнес-поведению, укреплению новой модели сотрудничества для решения вопросов социальной важности. Национальная политика КСО - это опыт многих стран Европы, которые осознали, что партнерство государства и частного сектора не может не быть выгодным, особенно тогда, когда финансовые возможности ограничены.

5. Профессионализация отрасли КСО. Компании-первопроходцы в развитии КСО отстраивают собственные стратегии социальной ответственности и активно используют инструментарий отрасли, например целевые программы, межсекторное партнерство, дискуссионные встречи с заинтересованными сторонами, отчетность по КСО, создание инновационных товаров и услуг социальной или экологической ориентации. Защищая бюджеты, выделяемые на КСО, компании учатся отстраивать бизнес-модели социальной ответственности. В результате совместного проекта Глобального договора ООН в Украине, Министерства образования и науки Украины, Украинской ассоциации по развитию менеджмента и бизнес-образования (УАРМБО) и компании СКМ в национальном классификаторе профессий появилась профессия «менеджер КСО». Более 30 вузов страны внесли курс по КСО как одну из опций для уровня подготовки бакалавров по специальностям «экономика» и «менеджмент организаций».

6. Уменьшение производственной смертности и травматизма. Благодаря политике социальной ответственности крупнейших украинских компаний в стране удалось переломить тенденцию увеличения производственного травматизма и смертности. Когда компании начали осознавать уровень собственной ответственности за промышленную безопасность, ситуация реально улучшилась. Ни штрафы, ни проверки госорганов, ни жалобы профсоюзов не приводили к такому результату.

7. Изменения в системе образования и улучшение качества человеческого капитала страны. В отличие от ближайших западных соседей Украина не признала на государственном уровне наличие глубочайшего разрыва между потребностями рынка труда и компетенциями человеческого капитала в стране. В итоге у нас нет соответствующих государственных программ. За последние пять лет именно социально ответственный бизнес значительно помог в решении этой проблемы. Внутренние программы развития, корпоративные университеты, сотрудничество с училищами и университетами, программы стажировок и рабочие места с новыми требованиями повысили общий уровень компетенций людей в стране, создали для рынка и страны десятки тысяч специалистов - от высшего управленческого персонала до рабочих.

8. Улучшение прозрачности бизнеса. Активная позиция относительно КСО способствовала повышению прозрачности бизнеса - общество получило возможность узнать множество информации: от структуры корпоративного управления до понимания КСО-стратегии и направления социальных инвестиций компании. По данным Сообщества социально ответственного бизнеса, 27 украинских компаний опубликовали свои нефинансовые отчеты за 2010 год, а за последние три года хотя бы раз в той или иной форме подобные отчеты представили 35 компаний.

Фокус на регионах присутствия

Наталья Емченко, директор по связям с общественностью и коммуникациям АО «СКМ»:

- Для СКМ корпоративная социальная ответственность - это неотъемлемая часть бизнес-стратегии. Мы всё глубже осознаем, что сегодня бизнес должен вносить существенный вклад в решение социальных проблем не только «в свободное от работы время». Он должен интегрировать принципы ответственного ведения бизнеса во все процессы - от принятия инвестиционных решений до их внедрения. Именно такой подход позволяет любой компании построить партнерские отношения с обществом, с регионами присутствия, со своими работниками, а значит обеспечить себе возможности для долгосрочного роста. Именно так стремимся работать мы.

В СКМ разработана стратегия КСО, а также внедрена система управления и отчетности. Мы многого достигли, но еще очень рано говорить о глобальных успехах, поэтому предпочитаем говорить о задачах.

В 2012-2014 годах группа сохранит фокус на развитии регионов своего присутствия, объединив все существующие и перспективные проекты в рамках единой для СКМ Программы Социального Партнерства (www.sustainability.scm.com.ua). Масштабы (более 300 проектов в 2011 году) и география программы (более 50 населенных пунктов в восьми областях страны) дают нам право говорить о беспрецедентной для Украины системной инициативе.

Мы также сохраним фокус на улучшении условий труда на наших предприятиях и повышении уровня промышленной безопасности.

Третьим приоритетом СКМ будет снижение негативного воздействия наших промышленных предприятий на окружающую среду и повышение энергоэффективности.

Одним из новых для СКМ направлений станет развитие бизнес-среды в регионах нашего присутствия: мы хотим, чтобы в городах, где работают наши предприятия, развивалось предпринимательство, чтобы условия для малого и среднего бизнеса были благоприятными. Сейчас мы определяем подходы СКМ к работе в этом направлении.

Интересы крупного бизнеса в Украине, как правило, противопоставляются интересам украинцев. Мы в СКМ верим, что бизнес и общество - не оппоненты, а партнеры, которые заинтересованы в совместном сотрудничестве. Для того чтобы научиться учитывать интересы друг друга, бизнесу и обществу необходимо установить конструктивный диалог. Не абстрактный, а предметный диалог, в результате которого появится взаимное доверие и уважение, и мы научимся не только слушать, но и слышать.

Авторы: Владимир Воробей, партнер сообщества «Социально ответственный бизнес»,
Анна Данилюк, координатор сети Глобального договора ООН
http://www.expert.ua/articles/18/0/10131/

  23.04.2012
Посещений: 10879

 



Загрузка...

Точный прогноз погоды во всех уголках Украины на сайте SINOPTIK.ua.
Самые свежие новости про спорт в Украине на портале UKR.NET.
Анонсы фильмов и передач, программа на TVgid.ua.
Автобазар с фото и ценами - лучшая автопродажа в Украине.
Работа в Украине, актуальные вакансии и резюме от JOB.ukr.net!


Актуальная информация о Максе Полякове тут


Реклама и маркетинг


Система Орфус
Статьи UA
Статьи RU
06.12.2011
Как владелец сети «Теремок» перестал общаться с чиновниками

01.12.2011
Интервью:Роман Баданин, первый замглавного редактора «Газеты.Ru» - «Я ценю желание сохранить издание хоть в каком-то виде»

30.11.2011
С брендом по жизни. Чтобы стать лояльным к бренду смартфона, потребитель должен привыкнуть к нему смолоду
28.11.2011
Плюс геймификация. Как развлечь респондента, не ухудшив качество данных
25.11.2011
Производители еды не ждут роста прибыли от роста цен. Бизнес попал в тиски роста издержек и снижения доходов своих потребителей
24.11.2011
Путем зерна. И производители, и ретейлеры должны изменить свои стратегии, чтобы прибыль и доля рынка не снизились ещё больше

22.11.2011
На алкогольном рынке идет крупный передел. Кто сорвал главный куш?
18.11.2011
К успеху ведет много дорог. Как продать свой продукт маркетологам 
3
17.11.2011
Интервью: Алексей Королюк, гендиректор Reg.ru - «Киберсквоттеры могут находить алмазы среди навоза и продавать их»
15.11.2011
Маленький гигант большой торговли. Что помогает развиваться мобильной коммерции и что ее сдерживает

© "ООО Состав.ру" 1998-2019

Телефон: +38 044 490-90-30 Адрес: Украина, 03035, г. Киев, ул. Сурикова, 3, корп.8-Б, 3 этаж

Редакция: editor@adcoalition.org.ua


При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ua обязательна!
Администрация Sostav.ua просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail


Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Rambler's Top100 RSS Система Orphus
Актуальная информация о Максе Полякове тут