06 Августа 2018 в 08:56 496

CF.Digital о структуре сайта: как быть понятным и удобным для пользователя

Почему важно сделать структуру сайта понятной и удобной для пользователя, а не так как получается?

Я начну издалека и приведу пример скорее из реального мира, чем из digital. По реакции людей в обществе будет более ярко понятно, чем по сводкам кликов и показателям отказов с сайта. Целая куча графиков и диаграмм нам сейчас не нужна. 

Я проводила так сказать “эксперимент” в нашем офисе. У нас есть кухня, с белыми непрозрачными ящиками, за которыми кроется целая куча полезных вещей, таких как салфетки, одноразовая посуда, чай, кофе и т.д. Но из-за того, что с самого начала на кухне не было порядка и все лежало так, как получилось, все заглядывали во все ящички в поисках нужной вещи. И, конечно же, постоянно спрашивали всех и друг друга о месте нахождения нужного за тайными белыми дверями.

Статья не об управлении гневом! Все в порядке :)

Не сложно повторить, что где находится мне или кому-то другому. Но стоит запомнить, что где лежит и снова сахар переехал… и поиски начинаются с начала. Тут напрашивается просто гениальный ответ – сделать ящики с прозрачными стенками... Но это слишком простой путь, которым мы не пойдем!

После нескольких итераций поисков, появились стикеры с надписями для самых часто используемых вещей. Вопросов стало меньше и как ни странно, вещи перестали хаотично перемещаться по ящикам.

Казалось бы проблема решена!

Но нет. Так как вопросы полностью не пропали. После очередного поиска одноразовой посуды появился встречный, вполне логичный вопрос: “На дверцах есть стикеры с надписью, что и где лежит. Может не ясно написано?”. Ответ просто сбил с толку и поменял все кардинально: “Ну это же читать нужно, спросить же легче!”.

Бэнг! Бэнг! Читать….вот камень преткновения! 

И оказалось все просто. Оглядываясь назад, человек, точнее человек-разумный, сначала рисовал и понимал знаки, а уже значительно позже научился читать. Это я к тому, что на уровне подсознания человеческий мозг быстрее и легче обработает картинку или схематическое изображение, чем текст. На дороге никто же не пишет “поворот на право” или “уступи дорогу”.

И было решено заменить надписи на картинки, схематически изображающие, что лежит за чудной белой дверцей.
Так или иначе проблема вечных поисков решена. (Надеюсь)

Предлагаю перенести эту историю в digital направление.

Пользователи на сайте, как и мои коллеги на кухне, находятся в поиске ответа на свой вопрос.

Если человеку сразу не понятно где найти на сайте ту или иную информацию, он будет задавать вопросы. В лучшем случае у вас на сайте, а в худшем вернется в поисковую выдачу и спросит у Google. И здесь уже не факт что он попадет по уточняющему запросу на ваш сайт. И таким образом вы уже потеряли часть аудитории.

Так же как и картинки на дверцах в нашей кухне, картинки в категориях товаров тоже могут сыграть свою роль. Видели небольшие схематические иконки рядом с разделом категории? Например, вот такие:
Так даже не приходится читать название категории и все понятно.

В моем примере с коллегами важна визуальная составляющая и точное местоположение определенных вещей. Точно так же на сайте, если все разложено понятно, ничего не спрятано, то пользователь сделает целевое действие.

Зачастую первым способом выстраивания правильной структуры является хорошо кластеризованное семантическое ядро. Не стоит им пренебрегать при разработке сайта! Ведь пользователи попадают на сайт по определенным запросам, под которые он оптимизирован. На основе таких запросов и формируется СЯ и фразы из него группируются логически. Эти группы слов, объединенных между собой по смыслу, и распределяют по страницам.

Несколько важных шагов к хорошей структуре:

⦁    Выпишите все свои группы товаров или услуги.
⦁    Распишите в виде дерева категории и подкатегории вашего сайта. Это нужно сделать логически, не поддаваясь сильному влиянию структуры сайта конкурентов.
⦁    Предположите, что еще можно добавить и расширить.
⦁    Потом представьте структуру как обычный пользователь и предположите, каким бы вы шли путем. Чтобы вы хотели видеть сразу, не роясь в пунктах меню.
⦁    После этого нужно собрать семантическое ядро исходя их таких групп. При сборе СЯ пунктов может стать больше или часть их них может объединиться.
⦁    После кластеризации нужно снова взглянуть на получившуюся структуру, чтобы она была понятной.
⦁    Когда все пункты готовы, нужно их выстроить по порядку, сначала самые приоритетные (товары или услуги) для бизнеса, а после менее приоритетные и информационные.

Не стоит усложнять структуру и делать много пунктов и подпунктов, так как пользователь не захочет долго искать. Как в моем случае не все захотели читать стикеры. Также нежелательно делать разной наполненности категории, в одной оставить 2 подпункта, а в другой 15. 

На сайте есть много факторов, которые влияют на выбор. Но если вы с самого начала упростите пользователю визуальный поиск по сайту, то будете на шаг впереди. 

Подведем итог. Чтобы сайт был понятен для пользователя, в частности для человека, нужно чтобы он был простым. И простите за тавтологию – понятным!


Лена Жгутова, SEO-специалист CF.Digital

Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram.
 

«CAT F.A.T.» – это новый совместный проект CF.Digital с порталом Sostav.ua – амбициозный в плане количества информации и миссии, которую CF.Digital планирует реализовать: показать, вдохновить, изменить! Три раза в месяц в течении целого года специалисты агентства CF.Digital будут готовить специально для «CAT F.A.T.» авторские материалы, кейсы и мировые тренды, пропущенные через призму собственной реализации, факапы, которые позволили стать сильнее, и лайфхаки, которые помогут стать эффективнее.

,