23 Февраля 2017 в 13:58 2473

Кабельные провайдеры ополчились против группы Discovery

На рынке платного телевидения Украины назревает скандал.

Фото - danaloeschradio.com
Фото - danaloeschradio.com
Кабельные провайдеры не могут найти общий язык с представителями группы вещателей Discovery. После трехкратного обвала курса гривны к доллару кабельщики выступили против расценок телегруппы, привязанных к валюте. Ситуация обострилась после того, как к региональным и мелким компаниям присоединился крупнейший провайдер кабельного телевидения – компания «ВОЛЯ». От последней зависит половина годового дохода Discovery от дистрибуции в Украине.

По данным источников на рынке, в декабре прошлого года «ВОЛЯ» обратилась с жалобой в центральный офис группы с критикой разной ценовой политики местного менеджмента для сетевых и региональных провайдеров Украины. Дело в том, что в октябре прошлого года к компании отошли два провайдера в Мелитополе – «ТВ-Понт» и Vivanet, а также «Пан-телеком» в Виннице. После покупки провайдер провел аудит хоздеятельности субъектов, в ходе которого обнаружил значительную разницу между расценками Discovery для провайдеров из Мелитополя и расценками для «ВОЛИ» - компания переплачивала за каналы в несколько раз.

Источники не называют точных цифр, но говорят, что компанию не на шутку разозлила разница в цене, особенно учитывая ранее декларированную местными менеджерами телегруппы единую ценовую политику для всех провайдеров. Причем «ВОЛЯ» настолько возмутилась поведением телегруппы, которую еще в прошлом году называла партнером, что обратилась сразу в лондонский офис Discovery, в обход регионального представительства. Что ответили компании в центральном офисе, источники не говорят. Пресс-служба «ВОЛИ» высказала неготовность комментировать этот вопрос, чем частично подтвердила факт наличия разногласий. Отвечающий за Украину менеджер Discovery Анна Пак оставила мой запрос без ответа.

Не отстают от крупного провайдера и мелкие игроки, устроив бойкот телегруппе задолго до конфликта с «ВОЛЕЙ». Теперь же участники рынка ожидают смену позиционирования телегруппы – «потепление» в отношениях не только крупнейшим провайдером, но и с другими игроками.

Дорогое удовольствие

Об условиях сотрудничества с Discovery на рынке ходят легенды. Подразделение телегруппы, отвечающее за Украину, несмотря на проседание гривны, оставило расценки в валюте, объясняя это ценностью бренда, и предлагает многолетний договор по английскому праву с процентом роста и множеством дополнительных пунктов – штрафы за неуплату и наименьшие нарушения. И это при том, что ARPU за это время почти не изменилось и составляет в среднем 40 грн в месяц (около $1,2). Тогда как в России, даже после девальвации рубля – $3. К примеру, в США ARPU составляет около $93, в Великобритании – $57. Другими словами, есть где собирать деньги. В результате не до конца понятно, почему украинское подразделение Discovery держит столь высокие цены на свои каналы.

Точных расценок телегруппы на рынке не может назвать никто. В первую очередь из-за того, что компания озвучивает каждому провайдеру разные суммы, объясняя это «индивидуальным подходом». По сведениям моих собеседников, минимальный пакет из трех каналов (Discovery Channel , TLC и Animal Planet) обходится провайдеру в 60 центов с абонента. Если три года назад это было почти 5 грн, то сегодня – уже 17 грн. Условия телегруппы сделали ее каналы роскошью для региональных и мелких кабельщиков. Ситуация накалилась настолько, что провайдеры начали бойкотировать телегруппу на уровне ассоциаций – в частности, провайдеры ВАОКТТС Юрия Лабунского. Члены ассоциации еще осенью 2015-го якобы договорились отказываться от дальнейшего сотрудничества с телегруппой по истечении контрактов. Об этом мне рассказали сразу несколько участников рынка, а подтвердил информацию директор одного из провайдеров, входящих в ассоциацию. Неформальные договоренности есть и среди участников еще двух профильных ассоциаций, название которых я пока не готов озвучить.

После обострения конфликта дела Discovery пошли неважно: в прошлом году компания закрыла офис в Киеве, а также отказался от версий двух своих телеканалов с украинской рекламой (Discovery Channel и ТLC). Как тогда сообщалось, причиной послужил экономический кризис, а директор киевского офиса Анна Пак, отвечавшая также за Молдову, Беларусь и Прибалтику, пошла на повышение – теперь отвечает за развитие каналов в Северно-Восточной Европе. В Киеве остался только «региональный менеджер» – Владимир Полищук, выполняющий представительские функции. Участники рынка не раз удивлялись тому, как для деловых встреч он арендовал пространство в коворкингах.

Большому провайдеру – такому как «ВОЛЯ» – уход телеканалов группы от местных провайдеров был на руку, у группы была с ним отдельная ценовая политика, которую все на рынке считали лояльной. Предпосылок так думать у конкурентов «ВОЛИ» было предостаточно. К примеру, весной прошлого года участников рынка «обидели» договоренности с группой по спортивным телеканалам Eurosport. Как тогда сообщалось, компании не только урегулировали затяжной конфликт четырехлетней давности (Eurosport громко ушел от провайдера, подав на него в суд), но и подписали эксклюзив на показ теннисного турнира, ради которого телехолдинг запустил отдельный канал. А годом ранее обе компании критиковали за эксклюзив по трансляции мужского телеканала DTX (исключительное преимущество за «ВОЛЕЙ»). Впрочем, как тогда уверял тогдашний президент компании Сергей Бойко, инициатива исходила от телекомпании, за что провайдер получил некую скидку на весь пакет. Также на рынке не раз критиковали присутствие телеканала ТLC в самом дешевом социальном пакете «ВОЛИ». В ответ в компании уверяли, что это также было условием телегруппы: она продавала локальную рекламу на ТLC – соответственно, нужен был охват аудитории, чтобы набрать большее количество пунктов рейтингов.

«Курочка клюет по зернышку»

«Особые сложности» при работе с группой Discovery у кабельных провайдеров начались именно при Анне Пак, которая возглавила киевский офис во время закрытия сделки по покупке каналов Eurosport в мае 2015-го (до того продавала эти телеканалы). В середине «нулевых» госпожа Пак отработала в «Газпром-медиа» три года. После «смены локальной власти» в Discovery провайдерам стало ясно – потепления отношений средним и мелким игрокам ждать не стоит. Но, видимо, чтобы сохраниться на рынке и не потерять клиентов из регионов, компания таки пошла на уступки, предполагают опрошенные мной участники рынка. Ведь компания не раз говорила о важности региональных игроков – мол, курочка клюет по зернышку. Соответственно, нет ничего странного в том, что это не понравилось «ВОЛЕ», которая как крупный провайдер, несмотря на свою скидку, платила больше, думая, что платит меньше.

В целом, негибкость Discovery в отношениях с кабельными провайдерами можно было назвать правильным решением, если бы Украина была стратегическим объектом для группы. Но заработок компании в стране – мизерный (на фоне мирового). Около 10 млн грн в год компания получала на локальной рекламе в эфире каналов Discovery Channel и ТLC, но после проседания гривны и обвала рынка рекламы ее размещение еле покрывало затраты на содержание локальных версий, из-за чего от них отказались. Ежегодный доход от дистрибуции в Украине, по сведениям на рынке, колеблется в приделах 80 млн грн, что по актуальному сегодня курсу составляет около $3 млн. Примерно половину этой суммы приносила компания «ВОЛЯ». В целом группа не скрывает, что любит работать только с прозрачными игроками, среди которых, помимо «ВОЛИ», назывались спутниковый провайдер «Виасат» и IPTV(ОТТ)-провайдер OLL TV.

Выручка глобальной Discovery Communications в 2015 году выросла на 2% и составила $6,394 млрд, $3,131 млрд из которых компания заработала в США и еще $3,092 млрд составили доходы из остальных стран. Дистрибуция каналов по миру принесла $1,637 млрд, а доходы от рекламы – $1,353 млрд. Данных за 2016-й год пока нет. Учитывая это, в центральном офисе компании вряд ли обращают хоть какое-то внимания на $3 млн, которые приносит Украина – это ведь только 0,1% дохода.

Шансы, что телегруппа пойдет на уступки, все же есть. Второй козырь участников рынка, кроме ценовой политики, – смена позиционирования вещателей и, соответственно, падающий интерес к ним: ценность бренда уменьшается. Так, по данным внутренней системы рейтингов среди ОТТ-абонентов «ВОЛИ», телеканалы группы не особо пользовались популярностью – только два едва попадали в ТОП-30. В ассортименте группы по состоянию на сегодня около 15-ти вещателей, но назвать их каналы познавательными уже сложно – скорее, это обычные развлекательные каналы со странным набором программ типа «Голые и напуганные» или «Голые в постели». А что делать со спортивными каналами, у которых нет прав на главные спортивные события (топовые футбольные трансляции), в группе так и не придумали. Разве что обзавелись правами на Олимпиаду, которые вступают в силу только с 2018-го.

Таким образом, Discovery приходится выслушивать претензии по поводу растущей цены за контент, который с каждым годом становится все хуже. Причем претензии приходится выслушивать не только в нашей стране. В России от каналов телегруппы в декабре прошлого года отказался один из самых крупных игроков рынка платного телевидения – «Триколор ТВ» (также из-за ценовой политики). Ряд других компаний, как писали местные СМИ, также надумали бойкотировать телегруппу.

Впрочем, есть в «украинском» Discovery и российский след – и это самый опасный козырь в руках провайдеров. За 17 лет работы в Украине компания не решилась локализировать ни один из своих каналов хотя бы частично – в кабельных сетях представлены только русскоязычные версии вещателей, которые готовят в Москве и поставляют во все страны СНГ. Хотя уже сегодня имеем пример, когда американский вещатель АМС, несмотря на присутствие российской версии (для всего СНГ), дал согласие на запуск украинской версии. Или пример группы Fox, которая уже много лет локализирует канал NatGeo – 40% эфира переведено на украинский язык. Пока что перевести хотя бы часть контента в Discovery – на уровне обещаний. Пикантности этой картине добавляет смена собственности московского подразделения. В прошлом году российские отделение компании было продано в связи с вступлением в силу закона о запрете владения иностранцами больше чем 20% в российских медиа. Таким образом, 80% местного представительства перешло к компании «Национальная медиа группа», подконтрольная совладельцу банка «Россия» Юрию Ковальчуку, которая также владеет долями «Первого канала», CTC Media, «РЕН-ТВ», петербургского «Пятого канала» и ряда других СМИ, в том числе пропагандистских. Председателем совета директоров «НМГ», как известно, является Алина Кабаева. Каким образом другие страны СНГ используют российскую версию каналов, принадлежащих группе Discovery на 20%, не сообщалось.

Учитывая всю подноготную, ждем развития событий. Если в группе Discovery передумают и посчитают нужным дать ответ на мой запрос – всегда пожалуйста. А пока что «курочку, которая клюет по зернышку», похоже, готовятся окончательно заклевать.

Автор: Павел Мандрык
По материалам https://mediananny.com
 
,