18 Мая 2017 в 17:22 2087

Как обезопасить себя от последствий размещения рекламы на пиратских сайтах

В апреле 2017 года «Украинская Антипиратская Ассоциация» (УАПА) и «Интернет Копирайт Менеджмент» (ICM) разослали 15 украинским рекламодателям письмо. Эти компании были выбраны после мониторинга УАПА и ICM: «Мы регулярно проводим мониторинг Интернета по выявлению “пиратских” копий фильмов на сайтах и обеспокоены тем, что рекламодатели продолжают размещать рекламные ролики или баннеры на таких сервисах.

Во время мониторинга сети Интернет нами было установлено наличие рекламы товара/услуги Вашей компании на ресурсе, где размещаются нелицензионные копии аудиовизуальных произведений. Фото экрана, подтверждающие факты размещения рекламы, прилагаем. Обрашаем, что данным мониторинг мы планируем осуществлять регулярно, а результаты направлять в том числе в головные офисы рекламодателей».

С 2012 года Украина не покидает, а иногда и возглавляет, Priority Watch List «Списка 301» - ежегодный рейтинг американского Торгового представителя USTR о торговых барьерах для разных стран в связи с системным нарушением ими права интеллектуальной собственности. Когда речь заходит о нелегальном скачивании фильмов и музыки, на первый взгляд, кажется, что от этого страдают только производители контента, телеканалы и киностудии, а остальных физических и юридических лиц пиратство совсем не касается и никакого ущерба не приносит. Но это совсем не так.

Любая компания, нацеленная на долгосрочную перспективу, заинтересована в прозрачном, законодательно регулируемом рынке, в стабильных партнерах, в том числе в рекламных площадках с хорошей репутацией, которые не исчезнут (возможно, с вашими деньгами) после очередного рейда правоохранителей.

Почему компаниям стоит обратить внимание на сайты, на которых они размещают рекламу?

Размещение на нелегальных ресурсах чревато обвинением в финансировании пиратства. Недавно принятый Закон № 1977-VIII (Законопроект 3081-д) содержит механизмы борьбы с сайтами-пиратами, где описаны не только действия правообладателя, когда сайт уже разместил защищенный правом интеллектуальной собственности контент, но и действия правоохранительных органов по отношению к владельцам сайтов-пиратов (финансирование сайта). Соответствующие поправки внесены в Уголовный кодекс Украины. Поэтому, чтобы обезопасить себя, в договоре о размещении рекламы лучше заранее прописать условие о не размещении на ресурсах, нарушающих авторское право и смежные права.Поддержка нелегального бизнеса попирает этические нормы и грозит репутационными рисками, в частности, бойкотированием брендов со стороны потребителей.С высокой долей вероятности можно ожидать нарушений договоренностей и других неожиданностей от партнеров, которых нарушение закона априори не смущает, и бизнес которых нелегален по своей сути.Если киберполиция закроет пиратский сайт или даже заблокирует на нем баннерную рекламу – рекламодатель окажется в проигрыше.Финансовая поддержка рекламодателями пиратских сайтов вредит имиджу Украины.

Понимание того, что рынок – это экосистема, чистоту которой должны поддерживать все участники, только начинает приходить в Украину. Тем временем, в мире бойкотирование рекламодателями пиратских сайтов – один из эффективных методов борьбы с нелегальным контентом в сети.

Как один из ярких примеров можно привести шведскую инициативу антипиратской группы Rights Alliance и ассоциации рекламистов Swedish Advertisers. Более 600 рекламных компаний, входящих в ассоциацию, приняли решение о внесении ресурса The Pirate Bay и прочих пиратских сайтов в «чёрный список» для рекламодателей. Помимо этого, они разработали рекомендации по подписанию договоров о рекламе. Ассоциация советует избегать договоров, включающих «слепые продажи», и обращать внимание не только на целевую аудитории и стоимость, но и на место, где реклама будет размещена.

Для того чтобы автоматизированная реклама не попадала на пиратские сайты, был разработан специальный софт Veri-Site Certification.

Заслуживает внимания опыт работы с рекламодателями Отдела полиции по борьбе с нарушениями интеллектуальной собственности в Великобритании (The Police Intellectual Property Crime Unit (PIPCU). Сотрудники подразделения составили обширный черный список сайтов IWL, Infringing Website List (он не доступен в открытом доступе) и убеждали рекламные агентства не размещать на них рекламу. Первые 3 месяца работы дали не очень впечатляющий результат: размещение рекламы на сайтах из этого списка снизилось на 12%. И нельзя сказать точно, насколько принятые меры ударили по доходам пиратов, потому что многие рекламодатели не присоединились к программе. Однако в апреле PIPCU объявил, что, согласно данным исследовательской компании whiteBULLET, с января 2016 по январь 2017 года количество рекламы от топ-брендов на 205 внесенных в черный список сайтах сократилось на 64%. В этом году IWL планируют расширить до 1300 позиций. PIPCU утверждает, что после того, как они обращаются непосредственно к рекламодателю с просьбой отказаться от услуг пиратских сайтов, практически все компании отказываются от размещения на нелегальных ресурсах.

Дополнительно PIPCU собирается использовать технологические решения – например, баннер, закрывающий рекламу на пиратском сайте, который сообщает пользователям о том, что сайт обвиняется в нарушении права интеллектуальной собственности. Это ПО – разработка компании Project Sunblock.

Что касается рекламы самих пиратских сайтов, то техгиганты Google, Microsoft, AOL, Yahoo и другие еще в 2013 году подписали соглашение о бойкотировании рекламы и в поисковой выдаче сайтов с нелегальным контентом.

Некоторые рекламные агентства в Украине также имеют опыт работы с черными списками, но возникает ряд юридических сложностей.

Алла Малиновская, Bussines Director Performics в коммуникационной группе Publicis One: «Позиция нашей группы и клиентов – не размещать рекламу на сайтах с нелегальным контентом, не поддерживать финансирование пиратов. Но остается открытым вопрос, что считать нелегальным контентом, ведь четких параметров и (главное!) санкций за это нет! Поэтому если рекламодатель настаивает, что хочет размешаться на ресурсах вроде Ex.ua, оснований отказать ему нет. Наши клиенты – это, в основном, международные компании, и у них есть чёткие policy касательно подобных размещений. Именно поэтому они нас об этом не просят, наоборот, ставят строгие ограничения. А вот как быть другим рекламным агентствам, которые работают с местными компаниями? Отказывать клиентам, просто ради принципа, в то время, как на государственном уровне нет чётких законодательных рамок?

Мы категорически против размещения рекламы на пиратских сайтах. При этом мы считаем, что инициатива ограничений должна исходить от государства. Цены на размещение на нелегальных сайтах ниже, их много и эти ресурсы часто предлагают более свежие фильмы и сериалы в отличном качестве.


Зарубежная практика предусматривает ответственность, в том числе и пользователя. То есть, если вы будете смотреть пиратский контент, вам придёт очень большой штраф, могут отказать в кредите в банке и другое.

Поэтому, я считаю, что эту проблему нереально решить путем "роста сознательности" всех участников. Нужны чёткие законодательные нормы и система контроля за ними, и только тогда имеет смысл популяризировать и объяснять, почему нужно соблюдать права правообладателей.

У нас есть чёрные списки, которые включают и международные black list’ы (их нам предоставляют клиенты), и украинские, и региональные (которые мы регулярно отлавливаем через URL отчёты о размещениях). Со всеми локальными и региональными площадками мы работаем с обязательным условием исключения размещений на сайтах из black list. Эти списки обновляются еженедельно.

Словом, если клиент сегодня действительно хочет соблюдать политику размещения только в легальном секторе, у него есть такие возможности. А вот пользоваться ими или нет – зависит от рекламодателя. Международные компании опасаются репутационных рисков, и потому следят за местом размещения, а вот местные компании ведут себя по-разному».

Не всегда «двигателем прогресса» выступают зарубежные головные офисы. Есть примеры того, как компания сама может разработать этичную рекламную политику.

Роман Беляков, медиа менеджер по Украине и EECAMEA, JDE: «Еще в 2013-2014 годах нами были сформированы четкие и строгие правила, которые призваны исключить размещение нашей рекламы на пиратских ресурсах. Подходы были разработаны в сотрудничестве с нашим медиааудитором и медийными агентствами в расчете на местные реалии, наши зарубежные подразделения не сталкивались с пиратством такого масштаба, поэтому не могли нам существенно помочь. У нас есть черный список, который периодически обновляется. Работает система штрафов подрядчиков на случай, если мониторинг зафиксирует нашу рекламу на нелегальном ресурсе. Мониторинг проводит наше агентство и аудитор на основе данных исследовательской компании Gemius».

Путь к легальному рынку в Украине сопряжен со многими трудностями: несовершенство антипиратского законодательства, работы полиции и судебной системы, психологическая неготовность. Много вопросов возникает в процессе определения, какой ресурс считать пиратским. Например, неоднозначная ситуация у таких сайтов, как vk.com и OK.ru. Они заявляют, что, как и YouTube, используют систему аналогичную Content ID и идентифицируют правообладателей. Но сами правообладатели жалуются на то, что пиратский контент не отслеживается или отслеживается слишком медленно.

В то же время, существующие технологии и методы позволяют любой компании соблюдать рекламную этику, способствовать развитию легального рынка и обезопасить себя от судебного преследования и репутационных потерь.

А вы знаете, где сейчас размещена ваша реклама?

sostav.ua

Ирина Мединская

 
,