29 Марта 2017 в 17:10 1664

Как правительство будет помогать украинским экспортерам

Delo.UA проанализировало, как госорганы в течение следующих пяти лет намерены способствовать росту украинского экспорта.

Вчера Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) презентовало стратегию развития международной торговли, которая разработана вместе с экспертными организациями и бизнес-ассоциациями. В ведомстве уверены, что украинские предприниматели недоиспользуют свой экспортный потенциал. Мол, ежегодно они могли бы продавать за границу продукции и услуг на миллиарды долларов больше. В частности, США, Германии, Великобритании, Франции, Японии и еще 70 странам.

Такое недоиспользование, с одной стороны, связано с регуляторными барьерами, например, валютным регулированием или непрозрачными разрешительными и контрольными процедурами, говорят в МЭРТ.

Существенно повлиял на ситуацию и своего рода информационный вакуум. Ведь экспортеры часто жалуются, что им банально сложно найти информацию о состоянии внешних рынков, о требованиях сертификации, что уж говорить о поиске партнеров.

Какие сектора будут развивать?

Согласно разработанной стратегии, Украина намерена двигаться в сторону производства и экспорта переработанной продукции и наукоемких услуг. Министерство предлагает сфокусироваться на развитии семи рынков: пищевой промышленности, информационных и коммуникационных технологий, техническом обслуживании и ремонте воздушных судов, производстве запчастей и комплектующих изделий для аэрокосмической и авиационной промышленности, машиностроении, "креативных" услуг и туризма.

Стимулирование этих семи секторов будет способствовать инновациям, созданию добавленной стоимости, а также позволит развиваться малому и среднему бизнесу, уверены в Минэкономразвития.

Информационные технологии и пищевая промышленность уже являются успешными на внешних рынках. Машиностроение и аэрокосмическая отрасль, которые раньше лидировали, в последние годы существенно замедлились из-за частичной потери крупнейшего рынка сбыта — России, а потому требуют плана и времени для переориентации. "Креативные" услуги и сектор туризма пока результатами не блещут, но в МЭРТе уверены, что потенциал есть.

Что предлагают для развития экспорта

Что будут делать для развития экспорта?

Экспорт не функционирует сам по себе, говорит торговый представитель Украины Наталья Микольская. "Он зависит от транспортной сферы, таможенного, валютного, технического регулирования. Связан с образованием, трудовыми ресурсами, инновациями, инвестициями, а также кредитованием, — поясняет она. — Сейчас каждая из этих сфер живет согласно собственной логике. Иногда они вовсе не пересекаются, развиваясь в параллельных плоскостях". Структурировать этот хаос может только совместная и согласованная работа госорганов, бизнес-ассоциаций, консультантов и экспертов, а также самих предприятий-экспортеров.

Минэкономразвития вместе с экспертами разработало план действий по экспортному развитию, поставив три цели и 56 задач на ближайшие пять лет.

Многие из них, правда, предусматривают создание еще ряда стратегий, планов поддержки и наращивания институционального потенциала, механизмов стимулирования и концепций имплементации. Потому чего точно ожидать не стоит, так это quick win и колоссального роста экспортной выручки через пять лет.

В плане действий нет таких задач как проведение налоговой таможенной и пенсионной реформ, реформы госуправления и сокращения функций государства. Но это не значит, что работа в этих направлениях не будет вестись, говорят в МЭРТ. "Мы осознаем, что без налоговой и таможенной реформы нельзя развивать международную торговлю, — поясняет Микольская. — Но наша стратегия необходима, чтобы я как торговый представитель при планировании, например, таможенной реформы могла говорить, что в ней обязательно нужно учесть первое, второе и третье. Ведь один из приоритетов нашей экспортной стратегии — это создание благоприятных для торговли условий".

Тем не менее, в стратегии есть ряд задач, результатывыполнения которых можно будет "потрогать" по истечении пяти лет.

В частности, Минсоцполитики должно разработать изменения в Трудовой кодекс, которые будут способствовать детенизации занятости, Минобразования — пересмотреть учебные программы, а Минэкономики — запустить экспортный портал с достаточной информацией о внешних рынках.

Но в МЭРТ говорят, что в качестве первой задачи все стейкхолдеры должны проанализировать разработанную стратегию и направить свои предложения в Минэкономразвития. "В итоге нужно выйти на документ, который каждый будет считать собственным планом развития, — говорит Микольская. — Тогда у нас будет образование, которое отвечает потребностям бизнеса, развитая инфраструктура, работающее "единое окно" на границе, а также соглашения о свободной торговле, которые действительно работают на украинский бизнес".

По материалам delo.ua

 
,