06 Октября 2014 в 16:38 2557

Кто лидирует в украинской интернет-торговле

Электронная коммерция теряет статус выгодной для инвестиций отрасли. По крайней мере, пока




В 2013 году рынок электронной коммерции в Украине вырос более чем на 40% и достиг $1,6 млрд. Такой рост эксперты объясняют прежде всего переходом от оффлайн? к онлайн?торговле или мультиканальной (когда у ритейлера есть и онлайн?­площадка, и точки розничной продажи). Подтверждение тому  – три крупных игрока оффлайн?рынка в рейтинге: «Алло» (№2), «Фокстрот» (№4) и Comfy (№10). На финансовых результатах компаний отразились и возросшие интернет?продажи в регионах. «Этому способствует ряд факторов: от проникновения интернета до офлайн-рекламы. Не менее значимым инфраструктурным фактором является налаженный процесс доставки в регионы, удобные сервисы и тарифы, которые предоставляют частные почтово-логистические компании»,  – отмечает Валентин Калашник, президент УАДМ. По данным Prom.ua, чья выручка по итогам 2013 года составила $150 млн, более 70% заказов на их площадке были межрегиональными.

В общем объеме розничных продаж электронная коммерция занимает всего 2%

Лидирующими по?прежнему остаются сегменты «электроника и бытовая техника» и «одежда». Но если продажи электроники в среднем выросли на 20–30%, то одежды  – на 50–100%. Яркий пример  – Helen Marlen Group, которая пока находится за пределами нынешнего рейтинга. За год онлайн?магазин ритейлера премиум?класса увеличил выручку почти в два раза  – до $1,8 млн.

В целом вся десятка крупнейших игроков Уанета в прошлом году заработала более $840 млн в онлайне. Бесспорным лидером остается «Розетка», которой пока никто не может составить достойную конкуренцию. При этом, как подчеркивает управляющий партнер фонда AVentures Capital Евгений Сысоев, «Розетка» трансформируется в полномасштабную торговую площадку: продает не только электронику, но и железно­дорожные и авиабилеты, садовую мебель и даже ювелирные украшения. «Помимо выхода в иные категории товаров на руку «Розетке» сыграли также ослабление конкурентов и интеграция с другими магазинами»,  – объясняет Сысоев.

Несмотря на внушительный, казалось бы, рост рынка электронной коммерции, в общем объеме розничных продаж, по оценкам УАДМ, это около 2%. Для сравнения: в Великобритании на долю интернет?торговли приходится 12,1%, а США  – 10,6%.

В текущем году тенденции далеко не столь обнадеживающие. По мнению экспертов, объем рынка электронной коммерции может вернуться к показателям 2012 года. С февраля она испытывает на себе последствия политического и экономического кризиса: девальвации гривны, «потери» Крыма и части восточных территорий страны, снижения покупательной способности и, как следствие, отложенного потребительского спроса.

В этом году впервые за историю украинского рынка электронной коммерции ожидается падение годовой выручки в долларовом эквиваленте, вопрос только в размере снижения. Для некоторых игроков рынка ситуация уже оказалась фатальной. К примеру, один из лидеров в сегменте авиабилетов, сервис онлайн-бронирования Senturia, в сентябре заявил о прекращении деятельности. «Компании, которые вкладывали ресурсы в развитие, смогли остаться на прежнем уровне или даже показать небольшой рост. Кто этого не делал  – упал либо ушел с рынка»,  – комментирует общую ситуацию один из основателей Deshevshe.net.ua Павел Дудар. Впрочем, Сысоев верит, что дальнейший рост на 30–40% годовой выручки в долларовом эквиваленте вполне возможен на протяжении следующих пяти лет в случае успешного завершения АТО, стабилизации курса гривны и хотя бы умеренного роста ВВП.

Как мы считали:

В этом году Forbes анализировал два крупнейших сегмента украинской электронной торговли  – «электроника и бытовая техника» и «одежда». При оценке выручки компаний Forbes принимал во внимание объемы сегментов, доли участников, рекламные бюджеты, посещаемость сайтов, среднюю конверсию (отношение числа покупателей к числу посетителей) и средний чек. Использованы данные Gemius, Google, Bigmir, i.ua, Всеукраинской рекламной коалиции, Alexa Inc.

Основой для рейтинга стало исследование рынка e?commerce Украины, проведенное Украинской ассоциацией директ маркетинга (УАДМ). Сервисные площадки в этом году не представлены.

«Розетка»
Год основания: 2004

Выручка: $350 млн
Факт: 30% заказов на сайте приходится на магазины-партнеры
Основатель: Владислав Чечеткин

В прошлом году Чечеткин «впустил» на свою площадку другие интернет?магазины, позволив им размещать товары на сайте раскрученного бренда. Результат: 30% общего числа заказов в 2013-м сгенерировано партнерами, в том числе bt.kiev.ua. В прошлом году на сайте появились несколько новых категорий: «автотовары», «детские товары», «все для дома и сада». А в 2014?м открылось и ювелирное направление. Сотрудничество с партнерами превращает «Розетку» в торговую площадку, подобную Рrom.ua и Аll.biz. Чечеткин уверен, что компании удастся удержать лидерство и в новом сегменте: «Наш путь развития похож на путь Amazon». Бизнесмен не отходит от операционного управления  – нередко на Facebook можно увидеть его комментарии к сообщениям клиентов и обещания лично разобраться с проблемным заказом.

«Алло»
Год основания: 1998

Выручка: $100 млн
Факт: 135 точек выдачи онлайн?заказов
Основатель: Дмитрий Деревицкий

С 2013 года, после объединения сетей «Алло» и «Мобилочка», в компании Деревицкого дела пошли в гору. Выручка выросла почти на 18%, опережая по темпам роста «Фокстрот» и Comfy. На успех «Алло» повлияло и изменение стратегии. Чтобы отличиться от конкурентов, компания предложила покупателям заказывать товары онлайн, а забирать в любом офлайн?магазине сети. Так она превратила все точки в пункты выдачи  – их 135. Была улучшена и работа call?центров. По данным УАДМ, сеть «Алло» заняла первое место по результатам исследования качества телефонного обслуживания пользователей крупнейших интернет?магазинов Украины.

Mobilluck.com.ua
Год основания: 2004

Выручка: $80 млн

Факт: не установлен
Основатель: н/д

Компания Mobilluck.com.ua, которой руководит Дмитрий Бигус, показала самый маленький прирост по итогам прошлого года  – выручка увеличилась всего на $5 млн.

Руководство компании не дало комментариев Forbes относительно своих дальнейших планов. По словам игроков рынка и венчурных инвесторов, этот интернет?магазин отказывается контактировать и с ними. «Мы стараемся не работать с игроками, у которых нет ни стратегии, ни позиционирования»,  – делится своим мнением о компании Mobilluck.com.ua Александр Федотов, заместитель директора консалтингового агентства «Ольшанский и партнеры».

«Фокстрот» (foxtrot.com.ua)
Год основания: 1994

Выручка: $70 млн
Факт: за год доля онлайн-подразделения в продажах компании выросла на 13 п. п.
Основатели: Валерий Маковецкий, Геннадий Выходцев

Выручка онлайн?­подразделения одного из крупнейших ритейлеров электроники и бытовой техники  – «Фокстрота»  – за прошлый год выросла почти на 13% и достигла $70 млн. В структуре годового дохода «Фокстрота» интернет?торговля занимает всего 7%  – немногим более чем в 2012?м. Но по итогам этого года все должно измениться. «Компания «Фокстрот» с учетом новой мультиканальной стратегии планирует значительно увеличить долю в сегменте интернет?продаж»,  – заявил Вячеслав Поврозник, исполнительный директор торговой сети «Фокстрот. Техника для дома». Еще одна задача, которая стоит перед компанией,  – добиться отмены миллиардного штрафа, выписанного сети Госпотребинспекцией в конце 2013 года за реализацию продукции, якобы не соответствующей техническим регламентам безопасности.

Fotomag.com.ua
Год основания: 2004

Выручка: $57млн
Факт: появился новый владелец
Основатель: Александр Лозицкий

Самым значимым событием прошлого года для Fotomag.com.ua стала смена собственника. Александр Лозицкий утверждает, что летом 2013-го он продал свой интернет?магазин киевскому бизнесмену Владимиру Школьнику. Последний заявил Forbes, что не имеет ни малейшего отношения к Fotomag.com.ua.

Новому руководству понадобилось ровно полгода, чтобы поставить компанию на грань банкротства. В мае 2014?го появились сообщения о том, что почти все сотрудники уволены, а точки выдачи закрываются. После прихода нового собственника обороты компании, по данным участников рынка, упали почти в 10 раз. «Этот проект либо закроют, либо объявят банкротом»,  – полагает управляющий партнер AVentures Capital Евгений Сысоев. Уже сейчас заказы Fotomag.com.ua обрабатываются компанией?­конкурентом  – интернет?магазином Fotos.ua.

Fotos.ua
Год основания: 2003

Выручка: $45 млн
Факт: оборот компании упал на 10%
Основатели: Дмитрий Покотило, Сергей Костюков

У Fotos.ua дела в минувшем году шли не слишком хорошо. По мнению одного из основателей, Дмитрия Покотило, бизнес пострадал, в частности, из?за того, что в августе 2013?го налоговые службы закрыли магазин на две недели. «Прошлый год выбил нас из ранее обозначенных планов, и на прибыли это сказалось отрицательно. Оборот снизился на 10% по сравнению с 2012?м»,  – отмечает он. Впрочем, по словам Егора Анчишкина, совладельца интернет?компании Zakaz.ua, Fotos.ua уже полностью восстановился. Возможно, этому способствовали заказы от Fotomag.ua, который сейчас превратился в площадку по генерации заказов, зарабатывая на комиссии.

Deshevshe.net.ua
Год основания: 2004

Выручка: $40 млн
Факт: более 70% клиентов  – постоянные покупатели
Основатели: Павел и Евгений Дудари

В прошлом году из новых сегментов на Deshevshe.net.ua появились лишь детские игрушки. Основатели сделали ставку на скорость и качество: запустили сайт по новой технологии  – Ruby on Rails, благодаря которой повысилась скорость разработки, улучшились поиск и фильтры. «Когда мы принимали решение, не могли прогнозировать падение рынка в два раза. В реальности вышло, что мы запустили долгосрочный дорогостоящий проект в то время, когда сложно рассчитывать на возврат инвес­тиций»,  – объясняет Павел Дудар. Удерживать позиции помогают полноценные представительства по всей стране, что ускоряет логистику и позволяет работать с большим количеством поставщиков.
 

ModnaKasta
Год основания: 2010

Выручка: $39 млн
Факт: 100 000 отправленных посылок в месяц
Основатель: Андрей Логвин, Allegro Group

В этом году ModnaKasta не получит должного внимания совладельца. Андрей Логвин стал депутатом Киевсовета по списку партии Андрея Садового «Самопомiч». Депутат намерен сохранить свою долю в компании (он  – миноритарный акционер), тем более что бизнес показывает неплохие результаты. По итогам 2013 года выручка ModnaKasta выросла почти на 100%, а штат увеличился на 100 человек. Это отражает общий тренд роста сегмента одежды среди онлайн?покупок. Удастся ли крупнейшему в Украине шопинг?клубу сохранить темпы прироста в 2014 году? По прогнозам экспертов, все крупные сегменты просядут из?за роста курса доллара, военных действий и общего падения покупательной способности населения. Сохранение оборотов в гривневом эквиваленте будет хорошим результатом для компаний электронной коммерции.

Le Boutique
Дата основания: 2010

Выручка: $35 млн
Факт: в среднем за год клиент совершает восемь покупок
Основатели: Андрей Дрогобыцкий, Роман Онищенко

Le Boutique  – новичок рейтинга. За четыре года существования шопинг?клубу удалось достичь оборота в десятки миллионов долларов. По оценкам самой компании, выручка Le Boutique по итогам прошлого года составила $50 млн  – это более чем в три раза превышает показатель 2012-го. Тем не менее эксперты рынка сомневаются в таких финансовых результатах. Несмотря на все старания, Le Boutique пока не удалось обогнать лидера сегмента ModnaKasta. Свой рост в компании связывают с успешной автоматизацией внутренних процессов, повышением скорости и качества обработки заказов. В прошлом году Le Boutique модернизировала платформу, улучшив движок сайта. Теперь клиенты могут фильтровать товары по нужному размеру, цвету и даже узору.

Comfy
Год основания: 2005 

Выручка: $28 млн
Факт: первый онлайн?заказ был сделан из Киева на фен Rowenta
Основатель: Станислав Ронис

Один из крупнейших ритейлеров бытовой техники и электроники запустил интернет?магазин летом 2012 года. Тогда компания заявила, что вкладывает более $10 млн, большей частью в развитие мультиканальных продаж. Кроме новой системы логистики и мобильного приложения, Comfy запустила систему отображения остатков розницы, что дало клиенту возможность выбирать место выдачи онлайн?заказа. За год доля онлайн-продаж компании выросла всего на 2,4 п. п.  – до 5,2%. Главным достижением в comfy.ua считают возможность покупать товары в розничных магазинах по интернет?цене плюс 2% от стоимости товара, которые начисляются за обработку онлайн?заказа.


По материалам http://forbes.ua/

 
,