26 Апреля 2017 в 13:45 2417

Макс Бурцев: «Пока всё идёт нормально, и это удивительно»

Макс Бурцев – основатель креативного агентства Arriba!, школы английского языка Hotspot, а также школы дизайна и рекламы БАГАЖ.

Беседовал Александр Колб, (Promodo)?, специально для проекта «Большая рыба».


Откуда вообще появилась идея Arriba!, как ты пришел в этот бизнес?


Переработав во многих компаниях и на очень многих директоров, я понял, что мне очень сложно делать хорошие вещи, потому что все кругом идиоты. Мне тогда казалось, что я точно буду крутым руководителем и мне надо создавать что-то свое. Но сейчас я считаю, что я паршивый руководитель.


Но это тебе не мешает открыть уже третий бизнес подряд?


Да. Вот для меня это да, удивительно. Пока все идет нормально.


Что Arriba! представляет из себя сейчас?


Мы прошли очень долгий путь от агентства полного цикла, когда мы сидели в комнатке на 10 квадратных метров. Нам тогда казалось, что чем больше пафоса мы нагоним, тем больше клиенты нам будут доверять. Потом мы внезапно для себя начали создавать и продвигать бренды и поняли, что стремимся к брендинговому агентству, хотя все еще называемся креативным. Мы стараемся создать не продукт, которого еще нет на рынке, а продукт, который будет чем-то принципиально отличаться от всех остальных. Мы берем аудиторию людей, с которыми мы хотим работать, и наша самая главная задача – найти потребность, которую до нас никто не смог закрыть.


Расскажи о создании проекта HotSpot, поэтапно.


Я перепробовал очень много языковых курсов и школ, но быстро терял мотивацию. Фактически, я со своим партнером специально создал этот проект для тех людей, для которых английский язык – не просто галочка в резюме, а способ зарабатывать деньги или двигаться по карьерной лестнице, но у которых при этом не хватает мотивации. Мы стали мотиватором, как тренер в спортзале.


Что отличает вас от других школ по английскому?


Здесь фигачат. Причем фигачат как студенты, потому что очень высокий темп, очень много домашек, очень много практики, так и преподаватели, потому что здесь постоянно идет прокачка методики, здесь очень жесткий принцип отбора, отсева.


Зачем тебе «БАГАЖ»?


Здесь другая история. Я изначально рассматривал это как способ развить наш харьковский рынок. Затем у меня появилось желание показать столице, что не только в Киеве есть реклама и талантливые люди. Результаты пока такие – мы становимся партнерами KMBS (Киево-Могилянская бизнес-школа). Еще два года назад это было бы невозможно. KMBS очень щепетильно относится к выбору партнеров, и это показатель того, что мы идем в правильном направлении. Я вижу, что с ходом нашей активности в этом городе появляется очень много школ, курсов, конференций, фестивалей и т.п. Я вижу, что люди начинают двигаться по карьерной лестнице и делать хорошие, классные вещи. То есть, город в этом смысле начинает жить.


Какие курсы ты сейчас предлагаешь в Багаже?


У нас есть много курсов, в виде трех основных форматов. Первый формат – это одно- и двухдневные мастер-классы. Они предоставляют возможность пообщаться с крутым спецом из отрасли, нахвататься у него каких-то лайфхаков, задать вопросы и получить какой-то инсайт, чтобы далее и самому делать крутые вещи. Для людей, наверное, это хорошая точка входа.


Второй формат – это уже специализированные интенсивы на три, пять, шесть недель. Это программа, посвященная конкретным направлениям: копирайтинг, арт-дирекшн, дизайн, маркетинг, например.


Также есть базовые курсы на 4-5 месяцев, наш основной продукт. Есть рекламная коммуникация – это курс, посвященный полному процессу разработки рекламного продукта, начиная с анализа рынка и заканчивая креативом. Есть курс по дизайну, который закрывает пробелы в знаниях дизайнеров. А в этом году мы готовим около 10 новых программ. О них я пока не буду говорить, но будет круто.

Если у тебя 2 бизнеса, то то приходится сидеть двух стульях?


Даже на трех! Мне постоянно приходится делегировать кучу всего, спать мало, работать много. Мне кажется, все получается, но получается хуже, чем могло бы.


Чем ты живешь? Что тебя «драйвит», и в чем смысл твоего бизнеса?


Основной бизнес, который очень сильно меня «драйвит» - это Arriba! Меня «драйвит» делать крутые проекты с крутыми людьми. То есть, проекты, которые я сам считаю крутыми. Вот такая субъективная история.


В чем разница между предпринимателем и бизнесменом?


Для себя я это определяю мотивацией человека. Если цель – деньги, чтобы можно было капитализировать каждый доллар и т. д., то это бизнесмен. Но есть и предприниматели, для которых основной мотив – создание новых ценностей из ничего. До тебя этого не было, а тут бах! – оно появилось, и тебе хочется в это вкладываться. Я больше предприниматель. Деньги должны стать результатом, а не целью.

Arriba! – это прибыльный бизнес?


Arriba! – это 100$ на открытие, и это прибыльный бизнес. Агентство можно открыть вообще без денег. Но начать на нем зарабатывать – это уже второй вопрос, потому что рекламный рынок (особенно в Харькове) надо развивать. Нужно объяснять людям, почему им следует платить деньги. Поэтому из всех трех бизнесов это пока самый тяжелый, прямо какой-то сизифов труд. Arriba! – не самый прибыльный бизнес, но при этом больше всего генерящий ценность. То есть, если бы не было Arriba!, то не было бы HotSpot и БАГАЖа. Всего этого не было бы.


Какую проблему основную ты видишь в рекламном рынке?


Существует принципиальная разница между Украиной (и вообще странами СНГ) и Европой или Штатами. Там компании и весь бизнес думают долгосрочно. Там нет планирования на год-два, а есть на 20-30 лет, потому что там все стабильно. А когда ты можешь планировать долгосрочно, ты понимаешь, зачем тебе вкладывать деньги в развитие бренда как такового.


А у нас не думают дальше чем на год. Потому что, опять-таки, хрен знает, что там будет. А значит, нет смысла вкладываться в бренд, а значит, нет смысла делать качественный маркетинг и качественную рекламу. У нас пока именно из-за этого очень торгашеский подход к тому, что мы делаем.


Какой бюджет нужен на открытие БАГАЖа?


На открытие вот этого офиса, я думаю, где-то полмиллиона мы потратили. Аренда, ремонт, покупка мебели, покупка техники, найм новых людей, зарплата. Рынок растёт и такие компании, как БАГАЖ, в том числе.


Мы растим конкурентов себе, потому что хотим, чтобы появлялось больше компаний, которые становились бы примером. Они каждый раз немного повышают планку, например, сначала появляется какая-нибудь «гадюшня» или паб – неважно. И тут приходит мысль: «О, так у нас крафт можно продавать? И ты смотри, к ним ходят! Классно, давайте свое сделаем, только немножко лучше». И вот так, потихонечку, каждый новый бизнес эту планку повышает, и внезапно мы можем через пять лет прийти к тому, что у нас рынок заполнен крутыми пабами, как сейчас Киев, например.

Ты не думал свалить вообще?


До того, как начал активно путешествовать, это была прямо моя шиза. Но, во-первых, я как-то полюбил эту страну.  Второе – здесь гораздо больше возможностей, чем в Европе, Штатах и т.д. Ну, и третье – мне здесь люди понятнее, ближе, душевнее. И чем больше я ездил, тем больше понимал, что нужно оставаться здесь.

Что ты думаешь о рекламе «Язычки»?


Когда я увидел это, то подумал: «Господи, охереть!». Я тебе даже больше скажу: я этот кейс вожу на разные конференции, мастер-классы, привожу их в пример. И я вижу обратную связь – большинство людей начинает кричать: «Фу-фу-фу, какое дерьмо! Мошонка с глазом – это ужасно. Никогда не купим!». Но цифры говорят об обратном. Даже Forbes написал разгромную статью про «язычки». И с помощью одной рекламной кампании «Геркулес» смог стать самым упоминаемым брендом не только в сети, а вообще. И цифры показали, что кампания была супер.


Я же смотрю на рекламу немного по-другому. Есть два бренда, которые меня всегда восхищали – это OldSpice и Skittles. Они делают очень жесткое дуругунство, даже похлеще чем это сделал «Геркулес». Но когда люди смотрят рекламу Skittles, то почему-то говорят, как это мило, классно, здорово, запоминающеся и т.д. Потому что у их маркетологов есть яйца, а у наших маркетологов яиц нету. 


sostav.ua

 
,