25.12.2013 в 16:08

Музыкальные итоги года: главные альбомы 2013

Если говорить о критериях, по которым можно оценивать музыкальные альбомы, увидевшие свет за последние двенадцать месяцев, то, пожалуй, самым красноречивым показателем является количество проданных (в том числе и через iTunes) копий и рейтинги профильных музыкальных СМИ.

Комментарии 2145
Фото Thinkstock

 

К середине декабря большинство влиятельных в данной сфере изданий уже успели высказаться, представив своим читателям совершенно разношерстные данные о музыкальной палитре уходящего года. Основываясь на данных, пожалуй, наиболее авторитетного в музыкальной сфере американского журнала Billboard, а также «итогах года» по версии десяти других авторитетных западных профильных изданий (например, The wire, Pitchfork, Rolling stone), Forbes представляет список главных альбомов года – с разбивкой по жанрам и несколькими «специальными номинациями».

Самый успешный альбом года

Justin Timberlake – The 20/20 Experience

Итоговый годовой чарт Billboard выявил победителя, имя которого и так несложно было предугадать: хит-парад возглавил Джастин Тимберлейк, выпустивший в марте свой третий студийный альбом. Масштабному нео-соул-опусу The 20/20 Experience удалось установить несколько значительных рекордов (к примеру, стать самым быстро продаваемым альбомом на iTunes в течение первой недели после выхода), а также разойтись в одних только Соединенных Штатах в количестве чуть менее двух с половиной миллионов копий (по состоянию на начало декабря).

Успех артиста становится еще очевиднее, если учесть выход в сентябре еще одного альбома – The 20/20 Experience – 2 of 2, представляющего собой вторую половинку цельного диптиха под названием the complete experience. Его показатели также оказались на уровне, несмотря на то, что и слушатели, и критики приняли второй диск чуть прохладнее.

Камбэк года

David Bowie – The Next Day

Самым неожиданным возвращением музыкального 2013-го стал выход нового альбома Дэвида Боуи – иконы глэм-рока и новой волны, чья предпоследняя пластинка Realitу датируется 2003 годом. Долгое молчание Боуи после выпуска Reality почти все сочли прозрачным намеком на выход на пенсию; тем больше удивления вызвал альбом The Next Day, целиком к тому же состоящий из нового материала (на Reality, как и на предыдущем Heathen, важное место занимали кавер-версии). Неожиданный камбэк многим пришелся по душе: у целого ряда авторитетных изданий (Q, NME, Uncut, Mojo) для ностальгической пластинки Боуи нашлось место в первых десятках своих «альбомов года».

Рок-альбом года

Vampire Weekend – Modern Vampires of the City

Самым триумфальным гитарным альбомом года, вне всякого сомнения, стал третий диск холеных нью-йоркцев Vampire Weekend – которые ко времени записи Modern Vampires успели, по общему признанию, «остепениться». На смену беззаботным африканским кричалкам, которые прославили инди-группу, пришли меланхоличные песни-размышления о полноценном взрослении и всех сопутствующих ему страхах. Первое место в своих итоговых списках года альбому Vampire Weekend отвели критики журнала Rolling Stone и влиятельного портала Pitchfork.

В гриву нью-йоркскому квартету, впрочем, дышат конкуренты: еще одна взрослеющая инди-группа Arctic Monkeys с альбомом «AM» (альбом года по версии NME и Q), а также без предупреждения вернувшиеся с новой пластинкой герои 1990-х My Bloody Valentine, чья интровертная пластинка m b v смогла занять «почетные» строчки в списках столь разных изданий, как New Musical Express и The Wire (и первое место у Uncut).

Поп-альбом года

Daft Punk – Random Access Memories

В триумфе французского дуэта Daft Punk сложно усомниться: группа, с каждым альбомом звучащая все амбициознее и тем не менее все дальше уходящая от непосредственных «электронных» корней в доступное диско, породила Get Lucky – самый вездесущий поп-хит 2013-го.

Впрочем, по мнению большинства обозревателей, 75-минутный опус Daft Punk ценен не только песней, перепетой Бараком Обамой и хором русской полиции; доказательство тому – превосходные рецензии еще весной, а затем и высокие строчки в итоговых списках, включая вторую у Mojo и третью у Rolling Stone и The Guardian.

Несмотря на то, что соперничать с авторами Get Lucky – дело почти безнадежное, в этой номинации следует все же упомянуть и «серебряных» призеров: американскую синти-поп-дебютантку Скай Феррейру с альбомом Night Time, My Time и пост-дабстеп музыканта Джеймса Блейка с пластинкой Overgrown.

Электронный альбом года

Disclosure – Settle

Settle британского электронного дуэта Disclosire можно счесть и самой успешной электронной пластинкой года, и заодно – самым громким дебютом. Строго говоря, Гай и Ховард Лоуренс не появились из ниоткуда: дебютный сингл Disclosure увидел свет еще в 2010 году, но материал на полноформатный релиз у английских модников накопился только к маю 2013-го. Критики отметили, что на Settle нашлось место как бодрому дэнс-попу, так и более «идейным» вылазкам в дип-хаус и UK-гэрридж. Опус более чем часовой продолжительности не успел никому надоесть и к концу года, получил номинацию на «Грэмми» и занял третье место в годовом топе Pitchfork, четвертое – у Stereogum и шестое – у The Guardian.

Disclosure – разумеется, не единственные электронные фавориты критиков в уходящем году, но обогнать соперников английскому дуэту, наверное, помогли напор и нахальство, присущие дебютантам: их ближайшие конкуренты – уже бывалые канадские IDM-мечтатели Boards of Canada с очередной пластинкой Tomorrow’s Harvest и продюсер и эмбиент-техно-музыкант Джон Хопкинс со своей четвертой сольной работой Immunity, увидевшей свет в июне.

Джаз-альбом года

Wayne Shorter – Without a Net

Джазовая музыка давно уже существует на периферии поп-мира и редко попадается в топ-листах изданий – разве что самых радикальных, вроде тех же The Wire. Тем не менее, знакомство со специализированными джаз-топами альбомов 2013-го показывает, что главной пластинкой года можно счесть очередную работу ветерана пост-боп-музыки Уэйна Шортера.

Самый известный сольный альбом музыканта, прославившегося благодаря сотрудничеству с Майлзом Дэвисом и участию в группе Weather Report – Speak No Evil, – вышел почти полвека назад, в 1965 году. Тем не менее, по мнению обозревателей изданий Jazzwise и Village Voice, чьи джазовые топы возглавил 80-летний Шортер, новая запись саксофониста Without a Net вышла не менее «яростной и огненной», чем его классические работы.

Экспериментальный альбом года

Julia Holter – Loud City Song

Третий альбом американки Джулии Хольтер занял первое место в списке альбомов года по версии авторитетного журнала авангардистского толка The Wire. Учитывая то, что для Хольтер нашлось место и в других списках, это безусловный прорыв: исполнительница с отрешенным голосом и причудливыми аранжировками, записывающая нечто, что можно называть хоть эмбиентом, хоть арт-попом, наработала на звание одного из главных музыкантов уходящего года.

Наряду с Хольтер в этой номинации нельзя не упомянуть и еще нескольких претендентов, также тепло встреченных критическим сообществом: прежде всего это касается The Knife, на альбоме Shaking the Habitual из поп-группы превратившихся в экспериментаторов почти что индустриального толка, и Дина Бланта – отправившегося в самостоятельное плавание участника электронной группы Hype Williams с альбомом-коллажем The Redeemer.

Хип-хоп-альбом года

Kanye West – Yeezus

Как и у Daft Punk, у Канье Уэста в своей номинации почти не было серьезных конкурентов: критики, встретившие предыдущую сольную пластинку самого успешного рэпера планеты My Beautiful Dark Twisted Fantasy почти единогласными восторгами, заранее приготовили восторги и для следующей – более компактной, менее прямолинейной и, кажется, еще более невротической.

Несмотря на то, что некоторые критики охарактеризовали Yeezus как «коммерческое самоубийство», на деле подобные фортели только подогревают интерес к Уэсту. Целевой аудитории музыканта нравятся и все более эксцентричные попытки рэпера ставить себя вровень с Господом Богом, и его странная манера использовать сэмплы, и его вечные проблемы с хорошим вкусом в том, что касается видеоклипов. В итоге Yeezus стал главным альбомом года по версии газеты The Guardian и портала Stereogum.

Впрочем, справедливости ради следует упомянуть еще двух хип-хоп-исполнителей, которые, уступая Уэсту в звездном статусе, почти что нагнали его в качественном отношении: другие критические хип-хоп-фавориты года – Earl Sweatshirt, участник клана Odd Future со своим вторым сольным альбомом Doris, и чикагский дебютант Chance The Rapper с мистейпом Acid Rap.

Фолк-альбом года

Bill Callahan – Dream River

Самым успешным западным сингером-сонграйтером 2013 года, вне всяких сомнений, стал Билл Кэллахан – на протяжении своей карьеры выпустивший не один десяток альбомов, но лишь в середине 2000-х начавший записываться под собственным именем и заигравший вместо низкобюджетного «андерграунд-рока» более традиционный гитарный фолк, в минимальной степени «подкрашенный» отрешенными аранжировками.

Пластинка Dream River увидела свет в сентябре и была чрезвычайно тепло принята критикой: в итоге «увлекательный» и «чарующий» альбом оказался лучшей пластинкой года по версии Mojo, заняв почетные строчки и в большинстве прочих списков. Всем конкурентов Кэллахану, впрочем, обогнать не удалось: лишь на полкорпуса сумрачный американец обошел молодую англичанку Лору Марлинг с пластинкой Once I Were an Eagle и бывшего лидера группы The Czars Джона Гранта с сольным альбомом Pale Green Ghosts.


По материалам http://forbes.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода