13 Августа 2013 в 10:56 4846

Открытое письмо Дмитрия Федоренко

Роману Гавришу, эсквайру


Рома, здравствуй. Прежде всего, хочу поздравить тебя с избранием на почетный пост Председателя UDAC. Коллеги сделали верный выбор, я считаю.

Увидев релиз об изменениях в руководстве комитета, я с радостью обнаружил там высказанные тобой намерения “способствовать развитию рынка цифрового продакшена путем минимизации сотрудничества с фрилансерами”. Рад, что был услышан. Надеюсь, что это не только твое желание, но и согласованная позиция всех агентств, членов UDAC.

Но проблема гораздо шире. Для развития продакшена необходимо, прежде всего, наладить цивилизованное сотрудничество между агентствами, клиентами и производителями цифрового продукта.

Не хочу в этом процессе идти по бюрократическому пути, создавать десятки рабочих груп и “забалтывать” тему. Да и тебя я знаю, как человека действия. Так что, раз уж данная тема выведена в публичную плоскость, так же публично хочу пояснить, что в моем понимании может называться цивилизованным сотрудничеством, что нужно для развития продакшенов и какие простые меры требуется предпринять.

Понимаешь, проблема не только и не столько в том, что кто-то там работает с фрилансерами. Проблема в том, что это происходит крайне непрозрачно. Что агентства редко честно отвечают на вопрос, кто же делает руками то, что они продали клиенту в виде красивой креативной презентации. В том, что есть и такие, кто обманывает клиента, продавая якобы “внутренний продакшен” за хорошие деньги, а потом нанимает шабашников за еду. В итоге клиент получает продукт компромисного качества, и тихо матерится на тему качества производства цифрового продукта в Украине. Раз уж крупное и уважаемое агентство так делает - значит, так везде, полагает клиент.

Это ни в коем случае не камень в твой огород. Агентство Aimbulance как раз предельно честно с клиентами и подрядчиками, как и многие другие члены UDAC. Но досадных примеров все равно гораздо больше.

Помнишь, как пять лет назад на заре нашего диджитально-агентсткого бизнеса большие фулсервисные рекламные агентства точно так же работали с нами? Мы многое сделали, чтобы сломать ситуацию, и результат налицо. То же самое теперь я планирую сделать и для отрасли digital production.

А фрилансеры - это, на самом деле, дело десятое. Договоритесь делать подряды публичными - и тогда ни у кого не будет соблазна нанимать вчерашних студентов за пачку “Мивины”.

От этого прежде всего выиграет клиент, правда же?

Проблема также в том, что продакшены не воспринимаются агентствами как полноценные партнеры и соавторы проекта. Планирование производства в проекте часто происходит по остаточному принципу. Для некоторых качественный продукт вообще не явлется залогом успешного проекта. Сляпать сайт за три копейки, разыграть iPad на Фейсбуке - профит! Выставляем счет за комплексную поддержку активности бренда в социальных сетях!

Проблема в том, что из-за всего этого продакшен не имеет возможности полноценно участвовать в управлении проектом. Он должен бесконечно согласовывать все через десятые руки, а значит, не может влиять на качество конечного продукта. Но даже за качественно сделанную работу продакшен не получит заслуженного признания - все лавры, бонусы, фестивальные награды и, даже, разрешение на публикацию в портфолио, достаются агентствам. В итоге производственные компании не имеют никакого стимула развиваться в рамках украинского рынка.

Прежде всего, от этого страдает клиент, получающий на выходе совсем не то, что видел в презентации.

Пострадают от этого рано или поздно и сами агентства. Потому как рынок диджитала развивается быстрыми темпами, а рекламные продакшены, как я уже говорил, не имеют ни мотивации ни возможностей для такого развития. Вам скоро просто не у кого будет заказывать высокотехнологичный и качественный продукт. А это больно ударит по всей отрасли.

Итого, для того, чтобы помочь продакшенам, от Комитета не так уж много и надо. Всего два простых действия:

1. Агентствам, входящим в UDAC, принять волевое решение и сделать публичным сотрудничество с субподрядчиками.

2. На уровне агентств создать такую схему работы, при которой продакшен сможет быть полноценным партнером в проекте, на равных участвовать в разработке решений и обсуждать возникающие вопросы в трехсторонним диалоге с агентством и клиентом, быть полноценным соавтором проекта и получать за свой качественный продукт заслуженное признание.

Вот и всё! Если с вашей стороны действительно есть добрая воля способствовать продакшенам в развитии, дело долько за действиями.

Я понимаю, что статус полноправного партнера предполагает и ответственность, поэтому заявляю готовность со стороны продакшенов:

1. Структурировать наш небольшой и хаотичный рынок, упорядочить ценнообразование, оценку качества и процесс взаимодействия с агентствами.

2. Наравне с технологическими компетенциями развивать собственные стратегические и креативные скиллы. Чтобы в трехстороннем диалоге действительно говорить на равных.

3. Вникать в бизнес-задачи клиента, и предлагать тот продукт, который реально сможет их решать. Тем самым снимая с агентств бремя обоснования при продаже того или иного технологического решения.

Ну что? Deal?

С глубоким уважением и верой в согласие ради общего дела,

Дмитрий Федоренко, эсквайр.

 

Анализируя кейсы каннских лауреатов категории Cyber Lions 2013 года, я не мог не отметить высочайшее качество и  технологичность реализации. Украинские же проекты довольствуются вердиктом “Good idea, but bad execution”: рекламный цифровой продакшн в нашей стране находится в глубокой стагнации. Хотя объективных предпосылок для этого нет: Украина не один год “поставляет” отличных программистов всему миру. Может, надо что-то “в консерватории подправить”?

Автор: Дмитрий Федоренко, директор Studio7, digital production

,