10 Марта 2017 в 15:50 3422

Трудности разговора, или как увлекательно рассказывать истории

Елена Погорелова, старший консультант агентства Grou Public Affairs & Reputation management, рассказывает о мастерстве публичных выступлений и общении с журналистами.

Родители и учителя с детства учат нас много читать и быть любознательными. В юности мы стремимся углублять свои знания, превращаясь в уверенных профессионалов. И все бы хорошо, но в какой-то момент оказывается, что человек с широким кругозором, мастер своего дела, начисто лишен способности просто и доступно излагать свои мысли. И обнаруживается это, как правило, в публичных выступлениях и в общении с журналистами: высококлассные специалисты и приятные в общении люди вдруг начинают говорить долго, сложно и путанно. Что же делать?


Ответ прост: отрабатывать мастерство изложения простым языком своих мыслей, сложных понятий и специфической информации. Специалисты по коммуникациям проводят множество тренингов, где знакомят своих клиентов с разными форматами общения с журналистами: интервью, комментарии, брифинги, спонтанные ответы на неожиданные вопросы.


Это очень важно, так как часто блестящие финансисты, маркетологи, аналитики и другие высококлассные специалисты в своих сферах при виде журналиста и камеры теряют ясность мысли и четкость изложения. Но, если пройти «курс выживания», то гораздо проще сосредоточиться и с легкостью ответить на самый каверзный вопрос.


Бывает, что и без неудобного вопроса прессы, представители компаний не могут просто и интересно рассказать о том, чем они занимаются. Сложные знания они пытаются донести еще более сложно и долго, чем, в конце концов, отпугивают не только журналистов, но и слушателей – своих потенциальных клиентов и партнеров. Тут поможет мастерство донесения сложных понятий простыми, буквально бытовыми формулировками. Например, им отлично владеет канадский премьер Джастин Трюдо, который блестяще ответил на вопрос журналиста, что такое квантовый компьютер.


Возможно, Трюдо обладает таким даром от природы, но гораздо более вероятно, что с ним профессионально поработали специалисты по коммуникациям. Их задача в том числе состоит в том, чтобы научить клиентов выражать свои мысли максимально просто, получая удовольствие от процесса, а не избегая его. Для этого существует целый набор инструментов.


Например, техника «бриджинг» (от англ. bridge — мост). С ее помощью вы прокладываете невидимые словесные «мостики» от нежелательной темы к более выгодной для вас. Самые простые фразы-мосты: кстати, однако, в это же время, на самом деле вопрос в том, что. Если вернуться к Трюдо, то никто уже не помнит, что он ответил на основной вопрос журналиста, который касался такой серьезной и сложной темы, как ИГИЛ, зато весь мир облетел ролик с его пассажем о квантовых компьютерах.


Есть еще одна техника — «флаггинг» (от англ. flag – флаг). Она чем-то похожа на предыдущую: вы даете короткий факт, но основное внимание обращаете на то сообщение, которое вам нужно донести. Тут используются обороты: я обращаю ваше внимание, здесь важно отметить и так далее.


И какую бы технику вы ни использовали, помните вечный завет Чехова о краткости. Говорите короче, проще, понятнее. Отработать этот навык для начала можно письменно: сформулируйте свой ответ на предполагаемый вопрос журналиста, напишите его, а затем удалите лишние слова, без которых не теряется суть. Оставшееся и будет тем минимумом, который вам нужен.


Но не простотой единой. Доказано, что люди гораздо лучше воспринимают информацию в виде образов и историй. Например, сложную статистику можно рассказать от имени обычного гражданина, чья жизнь была полна трудностей, а потом изменилась к лучшему.


Когда вы рассказываете истории (будьте уверены — сухие факты о компании тоже можно превратить в увлекательную историю), важно оживлять ее отсылками к книгам и фильмам, вспоминать случаи из жизни и легко шутить. С юмором нужно быть осторожным, дабы не переборщить и не выглядеть эдаким школьным балагуром, но и излишняя серьезность может утомить собеседника.


Это базовые знания, использование которых поможет сделать общение с прессой приятным для обеих сторон.


sostav.ua

 
,