27 Августа 2014 в 08:58 2880

Зачем рынку Ассоциация digital-продакшенов «Центрифуга»?

Подробности создания и работы объединения рассказал Sostav.ua Дмитрий Федоренко.

Дмитрий, Вы были инициатором первого отраслевого объединения диджитал-агентств, UDAC. Сейчас Вы выступаете вдохновителем еще одной Ассоциации диджитал-продакшенов Украины, «Центрифуга». Это хобби такое, создавать индустриальные ассоциации?

Создавать цивилизованные правила игры это не хобби. Это взрослое решение социально-ответственных компаний, которые уже могут себе позволить немного больше, чем просто погоня за прибылью.

Украина - очень молодое государство. И у нас, в Украине, куда ни плюнь, везде «молодой рынок» с абсолютно дикими правилами игры. Такое себе «дикое поле» со всеми вытекающими последствиями. Когда мы с партнерами в 2010 году запустили диджитал-агентство Peppermint interactive, то в первую очередь столкнулись с тем, что наш самый молодой и самый динамичный сегмент маркетинга и рекламы воспринимался заказчиком, как нечто непонятное, непрозрачное, непредсказуемое. Кроме того за этим всем, по мнению заказчика, стояли «пионеры» и «студенты». Деньги на диджитал-коммуникацию выделялись по остаточному принципу. А результаты воспринимались с изрядной долей скепсиса. Более того, по мнению заказчиков, украинский диджитал-рынок очень напоминал серпентарий. Мы хотели большего и потому вынуждены были строить свой сегмент руками настоящих, отобранных буквально под микроскопом, готовых тратить свое время и средства для достижения результата, лидеров индустрии. С этим предложением я и пришел в своем время к Максиму Романовичу. Сегодня, по мнению большинства участников рынка, UDAC является самым успешным профессиональным объединением в Украине.

Когда результат в агентском сегменте был достигнут, я принял решение вернуться к своему детищу, производственной диджитал-компании, Studio7, digital production. И столкнулся с рядом неожиданных проблем. Оказалось, что в Украине один из самых перспективных сегментов, наполненных одними из самых образованных IT специалистов в мире, попросту не востребован. Агентства прячут своих подрядчиков от клиентов, клиенты привыкли, что сайт за $300 это норма, экспериментальные решения контрактуются при принципу фиксированной стоимости, тендеры больше похожи на театр и так далее. Видя все это безобразие, большинство команд разработчиков переориентировались на западного заказчика, работают с ответственными потановщиками задач, которые понимают ценность такого сотрудничества и умеют уважать время специалистов. Украинский же рынок разработки сегодня выглядит не очень интересным для тех, кто попробовал чего-то более прогрессивного и цивилизованного. Но так быть точно не должно! В общем, у меня родилась идея повторить свой успешный опыт UDAC в еще одном индустриальном объединении, Ассоциации диджитал-продакшенов Украины, «Центрифуга».

Для чего была создана «Центрифуга»?

Ужасно, когда украинский заказчик вынужден пользоваться услугами непрофессионалов для решения своих бизнес-задач. Еще более ужасно, когда украинский профессиональный разработчик отказывается сотрудничать с отечественным клиентом. Наша Ассоциация была создана, чтобы обеспечить мост между потребностями клиента и возможности подрядчиков. Фактически, Центрифуга создана для облегчения выбора заказчиком качественного подрядчика на выполнение профессиональных услуг в области разработки веб-сайтов, мобильных приложений, приложений для социальных сетей и других программных решений.

Сколько компаний входит в «Центрифугу»? Как туда может попасть новый участник?

На сегодняшний день в «Центрифугу» входит 8 компаний: Studio7, Ebola, Go Interactive, Polk, Youshido, Forforce, Cheesebanana, Seductive. Ассоциация не является закрытой структурой и мы всегда будем рады новым членам. Более того, мы уже сейчас знаем порядка 5 компаний, которых хотели бы видеть в наших рядах. Но они должны самостоятельно принять решение, что они достаточно повзрослели, чтобы работать на общий результат и быть драйвером общерыночных процессов. А по процедуре все просто. На веб-сайте есть форма и правила вступления.

UDAC и «Центрифуга», конкуренты или партнеры?

Конечно, продвигая компании, которые являются подрядчиками агентств, входящих в UDAC, будет сложно говорить об отсутствии конфликта интересов. Но я считаю, что в наших ассоциациях больше трезвых голов, которые увидят в данном сотрудничестве шанс для нового этапа развития всего диджитал сегмента. Например, мы в Центрифуге приняли решение присоединиться к Тендерному манифесту UDAC и продолжать играть с коллегами уже в рамках единых правил. Конечно, у нас есть свои интересы и мы просим агентства UDAC внести в манифест пункт об обязательном уведомлении заказчика обо всех подрядчиках, которые выполняют работы в рамках кампании. Этот пункт станет серьезным ограничителем и дисциплинарным фактором для всех сторон процесса.

На веб-сайте «Центрифуги» заявлены достаточно амбициозные цели. Какими достижениями вы уже можете похвастаться и что планируете реализовать в ближайшем будущем?

Мы прекрасно отдаем себе отчет, что проблемы украинского диджитал-рынка находятся в низкой образованности и, соответственно, низкой культуре потребления продукта. Потому свою деятельность мы начали с подготовки образовательных инициатив, создания унифицированных документов и формирования единой рыночной терминологии. На сегодняшний день нашими рабочими группами были созданы типовые брифы на производство веб-сайта и приложения для мобильных устройств. В данный момент идет работа над унифицированным форматом сметы. Эти документы помогут специалистам отделов закупок и бренд-менеджерам правильно поставить задачу и по единому шаблон оценить финансовую составляющую предложений. Кроме того мы уже сегодня приняли активное участие в создании единого глоссария диджитал-терминов, инициированного Интернет-Ассоциацией Украины (ИнАУ). Это даст возможность всем участникам рынка говорить на одном языке и понимать друг друга.

Сегодня мы работаем над образовательной программой для представителей заказчика. Думаю, к октябрю мы сможем представить ее на суд общественности. Как и всякое индустриальное объединение, мы заботимся не только о маржинальности своего бизнеса, но и о кадровом резерве. Уже сегодня нами готовятся образовательные программы для студентов Bionic University и КАМА.

Но главная задача это научиться слушать и слышать друг друга. Уверен, что она будет успешно решена и украинские кейсы выйдут из тени и станут задавать тренды в мире диджитала и IT.  


http://sostav.ua

 

Анализируя кейсы каннских лауреатов категории Cyber Lions 2013 года, я не мог не отметить высочайшее качество и  технологичность реализации. Украинские же проекты довольствуются вердиктом “Good idea, but bad execution”: рекламный цифровой продакшн в нашей стране находится в глубокой стагнации. Хотя объективных предпосылок для этого нет: Украина не один год “поставляет” отличных программистов всему миру. Может, надо что-то “в консерватории подправить”?

Автор: Дмитрий Федоренко, директор Studio7, digital production

,