08 Ноября 2013 в 08:53 4587

Владимир Дегтярев, Newsfront, о ключевых направлениях развития рынка PR

Владимир Дегтярев, директор PR-агентства Newsfront, о развитии рынка PR, тенденциях и прогнозах.

Как изменился рынок PR в Украине за последние несколько лет?

Жить стало веселее)) С одной стороны, вряд ли рынок растет, но рост – не всегда показатель развития. Обстановка стала более конкурентной, клиенты – более требовательными, СМИ – более  избирательными в выборе материалов. С другой стороны, ряд закрытий и слияний в конце прошлого и начале этого года привели к укрупнению рынка агентств.

Какие тенденции прослеживаются?

Крупный украинский бизнес взрослеет и начинает задумываться о роли репутации. Все чаще слышно о найме сильных специалистов в крупные украинские компании, о больших социальных проектах, которые реализуются при поддержке крупного бизнеса. Кроме проектов корпоративной социальной ответственности, есть спрос на антикризисные коммуникации (как реагирование, так и долгосрочное планирование для предотвращения рисков), растет интерес к использованию цифровых инструментов.

Понемногу отживает свое формат "пресс-службы", по мере того, как дробится рынок СМИ, появляются блогеры и популярные читаемые эксперты, растет количество небольших сообществ, объединенных общими интересами.

Пиарщику сейчас необходимо открыться к происходящему на его и смежном рынках, чтобы быть готовым использовать новые инструменты - от онлайн до CRM и нестандартного спонсорства. Например, обслуживая производителя цифровых фотоаппаратов Fujifilm, мы почти полностью ушли от формата пресс-релизов, зато запустили программу тестирования X-Test. Теперь недели не проходит, чтобы в офисе я не встретил фотографа, профессионального или любителя, которые тестируют аппараты и делятся впечатлениями в своих блогах, сетях.

Какие Вы можете назвать события 2013 года, повлиявшие на развитие или стагнацию рынка?

Вряд ли есть одно или даже несколько событий. С одной стороны, наблюдается экономическая стагнация, на рынке не появляются новые западные инвесторы, не выходят, за некоторыми исключениями, новые бренды и продукты. С другой стороны, развиваются узкие, нишевые инициативы: как грибы растут микро-сообщества, фестивали, группы энтузиастов в самых разных индустриях, которые берут инициативу в свои руки и начинают самостоятельно развивать рынок, объединять людей и бизнесы со схожими интересами. Фестивали уличной еды и альтернативных культур, бизнес-сообщества и конференции, инициативы по защите культурных объектов и созданию городской инфраструктуры, ассоциации и группы, развивающие туристическую привлекательность (Hoteliero, Викиситиномика, фестивали Побеждай со Львом, Рестопрактики и Форум гостеприимства и т.д.), спортивные клубы и сообщества – все это признаки развития и интеграции малого и среднего бизнеса, а заодно – отличные площадки для общения брендов и компаний с лидерами мнений, экспертами и клиентами.

Насколько рынок PR в Украине насыщен? Остались еще ниши для агентств?

В принципе, цена входа на PR-рынок сравнительно невелика - здесь не требуются большие производственные мощности, важен лишь человеческий ресурс и его репутация. Тем не менее, появившиеся за последние несколько лет PR-агентства можно пересчитать по пальцам. Мы для себя выделили несколько ключевых направлений, где, с одной стороны, видим запрос на рынке, а, с другой - возможность применить наш опыт и навыки. Первое направление - развитие цифровой экспертизы, переход от простых решений и ведения профайлов и групп в социальных сетях к комплексным механикам, связанными с CRM, разработкой креативных коммуникационных кампаний с фокусом на онлайне и вовлечении клиентов, существующих и потенциальных. Второе направление - антикризисный консалтинг, планирование коммуникации с учетом рисков компании-клиента (слияния-поглощения, продуктовый кризис, смена акционеров, негатив со стороны конкурентов или групп активистов и т.д.). Третье направление - это территориальный брендинг и продвижение туристической, культурной и бизнес-привлекательности определенных географий, от курортов в Украине и за ее пределами до целых стран и регионов. Все так же востребованным остается продвижение конкретных продуктов и товаров для потребителя. Пятая экспертиза, которую мы сейчас активно развиваем - это обслуживание партнерских отношений между брендами и мероприятиями, событиями и группами интересов. Все чаще клиенты, выступая спонсором или участником мероприятия или сообщества, заинтересованы в креативных решениях, которые выходят за рамки брендирования и нацелены на вовлечение целевой аудитории и демонстрацию преимуществ продуктов.

Что можете сказать об уровне pr-специалистов в Украине?

Рынок растет, развивается, с ним растет и уровень PR-специалистов. Наблюдая за западными кейсами и фестивалями, общаясь с иностранными специалистами, обмениваясь опытом с западными агентствами, четко видно, что уровень у нас не ниже. На уровне реализации проектов Украина не хуже, а зачастую и лучше западных коллег. Другое дело на верхушке корпоративной пирамиды - все же на западе PR-функция чаще, больше и лучше представлена в советах директоров, чем в Украине, где редко можно увидеть пиарщика за столом правления. Способствуют росту уровня специалистов и университеты, которые приглашают практиков для встреч со студентами PR-специализации, и отдельные курсы маркетинговых и PR-школ, и образовательные инициативы ассоциаций – той же UAPR, например.

Вы предпочитаете брать на работу уже состоявшихся пиарщиков или обучаете молодежь "под себя"?

Основной наш костяк - специалисты, которые "выросли" в агентстве. Для сотрудников начального и среднего уровня, безусловно, важен опыт работы в пиаре и агентстве, но мы с удовольствием приглашаем на собеседования и кандидатов с опытом в смежных отраслях. Для нас скорее важны навыки межличностного общения, грамотности, способности мыслить аналитически и планировать свое время и ресурсы. Все чаще знание английского - один из пунктов, которые отсеивают кандидатов сразу, потому что 80% наших клиентов - международные компании с английским языком для внутрикорпоративного общения или отчетности. Мы очень ценим опыт работы в сервисных компаниях, ведь работая в PR-агентстве, мало являться хорошим специалистом, нужно уметь быть и консультантом. Поэтому одна из первых и основных книг, которые мы выдаем сотруднику "на входе" – это "Trusted advisor" Девида Майстера.

Как вырастить свои кадры в PR?

"Вырастить" насильно нельзя никого. Поэтому один из факторов, который мы ищем на собеседованиях – желание учиться и узнавать новое. И уже для таких людей в агентстве мы создали культуру постоянного обучения и развития, назвав ее Newsfront University. Во-первых, это внутренние тренинги и обмен опытом. Каждый реализованный проект превращается в кейс, который представляет по завершению проектная команда всему агентству, разбирая плюсы и минусы. Каждую неделю кто-то из сотрудников делится впечатлениями от очередной прочитанной книги, связанной с коммуникациями. Минимум дважды в месяц мы приглашаем в агентство специалистов из смежных отраслей - так, за последний месяц у нас в гостях побывали директор агентства спортивного маркетинга, PR-директор благотворительного фонда, консультант по управлению проектами. На большинство этих мероприятий мы приглашаем друзей - клиентов и партнеров агентства. Кроме этого, у нас есть несколько "закрытых" фейсбук-групп, где сотрудники регулярно делятся информацией об интересных событиях, лекциях, презентациях и других обучающих мероприятиях.

Какой Вы можете дать прогноз развития рынка PR в 2014 году?

Думаю, будут развиваться определенные сегменты и отрасли. Среди них - недвижимость (коммерческая и частная), туризм во всех его формах (въездной и выездной), IT и телеком. Очень надеемся, что оживится рынок ритейла, особенно интерес к украинскому рынку крупных западных игроков и брендов. Много зависит от экономической и политической ситуации в стране, но определенный крен Украины в сторону Евросоюза заставляет нас надеяться, что инвестиционный климат улучшится, а с ним активизируется и рекламно-коммуникационный рынок. 


http://sostav.ua

Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram.
 
,