07 Ноября 2017 в 10:56 5496

«Зважені та щасливі» по другую сторону экрана

Евгений Туник, директор творческого объединения телеканала СТБ, которое производит шоу "Зважені та щасливі", рассказал о том, как создать успешный проект на ТВ,

Вы работаете на проекте довольно давно в качестве сценариста, позже главного сценариста, а затем и руководителем проекта. В чем для вас изменился подход к проекту? Помогает ли опыт сценариста в работе руководителя?


2 и 3 сезоны я работал сценаристом, с 4 по 6 сезоны я был главным сценаристом и в 7 стал руководителем проекта. Благодаря тому, что я прошел все круги проекта, я разобрался в том, что такое творческая составляющая шоу. Самостоятельно придумывал испытания, монтировал, снимал, поэтому сейчас мне намного легче понимать своих сотрудников, которые приносят снятый или придуманный ими продукт. Я был на их месте и знаю, что подсказать.


Изменилась моя зона ответственности. Когда ты главный сценарист, ты отвечаешь за программу, которая выходит в эфир, но ты не смотришь на все процессы и производство в целом. Когда ты руководитель – ты не думаешь в разрезе одной программы или одного сезона. Ты смотришь на картинку в целом: что основное, что второстепенное, где можно выпендриться, а где сэкономить. Раньше я думал: нужно больше, выше, красивее. Сейчас я понимаю, что не всегда больше-выше-красивее, влияет на качество и рейтинг. Лучше сделать меньше, но со смыслом, а для этого нужно приложить больше усилий.


В чем заключаются обязанности руководителя проекта на СТБ?


Это симбиоз креативного продюсера и продюсера. Ты думаешь сразу в двух плоскостях. Первая – творческая: что придумать, как удивить, как направить свою команду, чтобы они сделали максимально яркий неповторяющийся продукт. В тоже время, когда ты все это придумываешь, у тебя в голове клацают циферки – чтобы это не вышло за рамки существующего бюджета. Можно участников и в космос отправить. Но когда твои задумки не соответствуют реальности, то в итоге ты можешь остаться ни с чем. Одна из ключевых задач руководителя на СТБ – очень творчески мыслить и при этом иметь рациональный подход к тому, что ты показываешь зрителю. Задумка и бюджет должны идти в твоей голове параллельно.


Еще одна функция – формирование своей команды. Команды, в которую веришь ты, и которая верит в тебя. Сформировать людей, которые будут с тобой на одной волне, которые могут заменить, когда тебя нет и поддержать в любой момент. 


Проект выходит 7 сезонов и до сих пор не теряет своей актуальности. Все эти годы проект пропагандирует здоровый образ жизни и питание. В чем интерес такого проекта для зрителей и стало ли меньше заявок на участие?

?

Количество полных людей уменьшается. Из года в год нам приходят письма благодарных зрителей, которые пишут, как проект им помог. Мы радуемся, что в эфире не просто идет шоу, которое приносит определенные эмоции. А которое может сподвигнуть человека на определенные действия: начать правильно питаться, пойти в спортзал, изменить свою жизнь и свое тело. В соцсетях множество пабликов, где люди показывают, как они изменились благодаря проекту. Честно признаюсь, во многом и это меня мотивирует работать здесь так долго.


Кроме пропаганды здорового питания и спорта, проект актуален тем, что он обо всех людях. Ведь в шоу мы говорим не только о том, что кушать и как тренироваться. Мы говорим о человеческих отношениях, в которых люди узнают себя. В этом главная фишка нашего проекта. Это некий разрез общества. В этом сезоне мы попытались пронести эту тему красной нитью через весь сезон, чтобы каждый зритель мог примерить на себе даже некоторые психологические конкурсы. Мы не заставляем зрителя отвечать на эти вопросы, но мы подводим к ним. Наш проект помогает им подумать больше о своей семье.


И, конечно же, каждый год в декабре мы дарим чудо. Людям нужны чудеса.


Премьера седьмого сезона стала рекордной за всю историю. Как считаете, в чем главная причина?

Во многом это заслуга прекрасного промо, которое выходило с нашими тренерами Славой и Мариной Узелковыми и участницей этого сезона Русланой Писанкой. Оно привлекло внимание зрителей. 

 video

А второе – контент программы. Мы пришли к созданию и производству с другой стороны. Думали не принципами «выше-быстрее-тяжелее». Мы отбросили олимпийские слова и начали думать, что можно рассказать, чтобы зацепить зрителя. Чтобы он почувствовал близость интересов с теми, кто на экране. А такого можно добиться только в ассоциации со своей семьей. В первой программе  мы делились своим опытом, а не брали зарубежные аналоги конкурсов. Мы никогда не делали программу настолько личной.


7 сезонов зрители наблюдают, как участники худеют: у кого-то это лучше получается, у кого-то хуже. Но в любом случае, зритель видит уже готовое шоу. Бытует мнение, что участники реалити все делают по сценарию. Расскажите, как проходит съемочный процесс «Зважених» и какая роль сценариста реалити-проектов?


Меня всегда удивляют комментарии, когда в проекте что-то происходит – нечто удивительное или неприятное, – все начинают писать: Это по сценарию, это так задумано сценаристами. Могу, положа руку на сердце, сказать, что сценарий заканчивается там, когда ведущая говорит подводку конкурса и «На старт, увага, почали!» Сценарий здесь – вот эти несколько слов, которые говорит ведущая. Все, что происходит дальше  - стихийный процесс. Это реалити-шоу, не сериалити и не сериал. Все, что участники делают – это их желания и их мысли. Не было ни одного события, во время которого мы бы заставляли участников что-то говорить и делать.


Я понимаю, что эти мнения никогда не закончатся. Зрителям кажется, что все интриги, склоки, скандалы продуманы и прописаны. Но мы просто показываем все, как есть. В реальной жизни происходят такие же вещи.


Какая роль сценариста в этом всем? Сценарист вместе с режиссером продумывают конкурсы – не поведение участников, а правила испытаний. А когда включаются камеры, только наблюдает за всем. Мотивировать и подталкивать участников в конкурсе может только ведущая. Как она это будет делать, решает только она. Если она будет делать это по чьему-то указанию, то ведущая будет неинтересной, без своего лица и харизмы. Ее поведение не режиссируется и не ставится.


Участники никогда не знают, какое испытание их ждет. Если только это не конкурс, который требует дополнительной подготовки. Например, в третьем сезоне у нас был марафон в 42 км. За день до этого мы всех предупредили, что им предстоит пройти. Мы обязаны об этом сказать, потому что участникам нужно выспаться, подготовить правильную еду и морально настроиться. В остальных случаях – они приезжают на локацию и все видят сами.

Сколько человек в команде?


Съемочная группа в активном периоде съемок составляет около 100 человек. На конкурсах работают примерно 70 человек.


С какими проблема сталкивается проект? Что самое сложное в производстве подобного шоу?


Процесс можно поделить на три этапа: предпродакшн, продакшн и пост-продакшн. Предпродакшн – проект готовит новый сезон и зрителей снова нужно удивлять. Мы не имеем права показывать одно и то же. Именно поэтому мы каждый год рискуем с темой проекта. Всегда выбираем новую фишку: супружеские пары, тройки, мужчины против женщин и т.д. Каждая новая тема позволяет раскрывать новые грани человеческих отношений.


На этапе съемок самое тяжелое – скоординировать процессы так, чтобы все департаменты проекта работали сообща, в одном направлении. 100 человек в коллективе – действительно тяжело. Поэтому на этапе съемок самое сложное не снять, а продумать, как мы будем это снимать.


На этапе пост-продакшена важно угадать, что нужно зрителю. Мы выходим в записи, это не прямой эфир. Все уже снято и ничего изменить нельзя. И отзыв, который ты получаешь – комментарии и рейтинги. Можно по-разному относиться к рейтингам, но я считаю, что это отклик того, насколько понравился или не понравился твой продукт зрителю. Какой он – качественный, интересный или неинтересный – это уже другой вопрос. Я горжусь своим проектом и рад тому, что зрители смотрят нас и любят.


Не секрет, что «Зважені та щасливі» является адаптацией американского формата «The biggest loser». В чем отличия украинского продукта от американского? Что вы заимствуете у коллег, а что создается специально для украинского зрителя?


Командой мы ежегодно смотрим американское шоу. А еще мне очень нравилась израильская адаптация. Подход к производству у нас и американцев абсолютно разный. В нашем проекте важным является: люди, их отношения и преображения. Именно в такой последовательности. Если бы сейчас «The biggest loser» пустили в эфире украинского канала, думаю, его бы смотрели мало. Он нам не близок. Их проект о соревнованиях и совсем немного о преодолении. Наш – о человеческом преодолении, а потом о соревнованиях.


Иногда мы заимствуем у американцев форму или какие-то фишки. Но все они терпят немалых изменений, потому что мы хотим их наполнить украинскими реалиями. Можем позаимствовать какие-то визуальные вещи. В плане картинки – на первом месте всегда будет Америка. Нам нужно стремиться к этому. Но смысл проекта абсолютно украинский. Не будет в мире ни одной адаптации похожей на нашу. Эта адаптация выработана годами. У нас свой стиль. Мы стараемся его не терять и не менять.


Залог успешного реалити-шоу на украинском телевидении.


Во-первых, яркие герои, за которых хочется переживать. Если зритель не любит героя, он проект смотреть не будет. Во-вторых, живые эмоции, которые создаются с помощью испытаний и конкурсов. Зритель может много говорить о том, что он не любит интриги и конфликты, но все равно он это смотрит. Скандалы не являются нашим приоритетом, но когда они возникают, мы их показываем. Да, иногда зрители возмущаются: Зачем вы это показали, ведь проект не об этом? У нас проект о похудении и взаимоотношениях между людьми. Это форматные признаки. Мы всегда будем показывать и тренировки, и коммуникацию между участниками. Если проект эмоционально пресен, он неинтересен. В-третьих, важно, что вы заложили в проект на этапе задумки. Насколько он яркий, насколько отличается от того, что делают ваши конкуренты. Скажет ли зритель «Вау! Такого еще не было»? А если из года в год картинка одинакова, то зачем это делать? Картинка должна удивлять и поражать, контент должен отличаться от всего другого, что зритель видел.


Как Вы выбираете участников, это ведь не просто люди с лишним весом?


Самый начальный этап – анкеты, которые люди присылают на сайте телеканала СТБ. Мы смотрим на вес, возраст, есть ли медицинские показатели, которые не дают возможности участия. Если есть противопоказания, мы таких людей сразу отсеиваем. После отбора заявок журналист общается с потенциальным участником по телефону и приглашает на кастинг. А на кастинге становится уже все понятно: насколько человек полный и действительно ли ему нужно худеть на проекте, а также личная мотивация, которая выясняется благодаря интервью. Большое заблуждение, когда говорят, что в проект берут фриков. Это не так. Мы можем взять человека, который на кастинге скажет два слова и будет скромно сидеть, но мы увидим в нем огромный потенциал и поймем, что через 10 недель проекта он превратится в мачо и будет примером для других. Да, иногда мы берем харизматичных и ярких участников, но с ними тяжелее работать в нашем конкретном случае, потому что они не так меняются. Может прийти красотка, которая танцует стрип-денс в клубе для толстушек и ее все устраивает – зачем ей худеть?


После кастинга все проходят детальный медосмотр. Участников делят на три группы. Третью группу риска мы никогда не возьмем в проект. Это значит, что их лишний вес настолько подорвал здоровье, что любые испытания и нагрузки абсолютно противопоказаны. Мы не можем помочь им на проекте. Мы пытаемся поддерживать их за кадром, связываем с диетологом, тренером. Да, как руководитель я вижу героя, который может быть интересным зрителю, но я никогда не буду рисковать здоровьем людей, которым противопоказано участие. В этом году много отсеялось на этапе медкастинга.


Перед стартом тренеры предупреждаются о состоянии здоровья участников. И определяется нагрузка для каждого. Например, в этом году у нашего Славы Узелкова в команде Руслана Писанка. Она несколько лет назад перенесла тяжелейшую операцию на коленях. Слава об этом знает, поэтому не нагружает ее ноги, а дает упражнения на другие мышцы. И также на площадке всегда есть медики, которые днем и ночью следят за участниками, их тренировками и состоянием здоровья.


Какие сложности возникают при работе с участниками проекта и как их решаете?


Сложностей нет, если ты профессионально с ними работаешь. Просто к каждому нужно найти подход.


Чья идея была пригласить Руслану Писанку?


Эта идея поступила от проекта. Мы сделали Руслане предложение поучаствовать, и она активно на него откликнулась. Потому что у нее действительно есть запрос похудеть. Она на проекте уже 9 недель, если бы у нее не было желания, она бы ушла сразу. В тот период, когда мы позвонили, ей это было нужно, чтобы лучше себя чувствовать, похудеть и вернуться в прекрасную физическую и творческую форму. В декабре, на финале, увидим, насколько ей это удалось. 


sostav.ua

 
,