Андрей Губайдуллин, креативный директор и владелец агентства «Восход»: С тех пор как мы начали побеждать на фестивалях, мы поднимали наши цены три раза

Участие в фестивалях - дело хоть и приятное эмоционально, но довольно затратное. Собственники бизнеса обычно руководствуются соображениями прибыльности, оценивая свои инвестиции

Комментарии
Андрей Губайдуллин, креативный директор и владелец агентства «Восход»: «С тех пор как мы начали побеждать на фестивалях, мы поднимали наши цены три раза»

Участие в фестивалях - дело хоть и приятное эмоционально, но довольно затратное. Собственники бизнеса обычно руководствуются соображениями прибыльности, оценивая свои инвестиции. Награды, тусовка - это хорошо. Но как они превращаются (если превращаются вообще) в деньги?

Андрей Губайдуллин, креативный директор и собственник агентства «Восход» попался нам на глаза раньше, чем Морис Леви, поэтому наш разговор именно с ним.

МЛ: Андрей, первый и он же самый главный вопрос, как фестивальные расходы агентства связаны с вашей доходной частью?
АГ: Прежде всего, хочу сказать, что реклама и фестивали для меня это не только бизнес, но и жизненное хобби. Люди тратят на свое хобби приличные средства - временные и денежные. А еще фестивали - это креативное топливо для нашей агентской команды. Хотите, чтобы горели глаза у ваших творческих работников? Ищете для них дополнительные стимулы помимо зарплатных? Это все дает фестиваль рекламы. Причем не только своей конкурсной программой. Семинары - также очень важны. Ну и, конечно, фестивальные победы приводят к нам клиентов. Клиенты смотрят рейтинги, они хотят работать с лучшими агентствами.

МЛ:
Стимулы для команды, хобби владельца - все это прекрасно и понятно. Давай сейчас сосредоточимся именно на клиентах и их деньгах. Для акционеров сетевого рекламного агентства главная эмоция - это получение прибыли. Завоеванная награда - это прямой путь к увеличению прайс-листа? Как это происходит у вас?
АГ: Для нас путь от наград к увеличению прайсов был практически прямым. С тех пор как мы начали побеждать, мы поднимали наши цены три раза. Конечно, это связано и с объективными причинами, но в большей степени - это рыночные механизмы баланса спроса и предложения. Когда спрос перерастает предложение, то приходится это как-то регулировать. Можно, конечно, нанять больше сотрудников, но я не хочу этого делать. Мы решили регулировать спрос на наши услуги повышением цен.

МЛ:
А сколько людей работает в Восходе?
АГ: 40 человек.

МЛ:
А в креативном отделе?
АГ: У нас 6 копирайтеров, 1 арт-директор, 1 шеф-дизайнер, 1 технический дизайнер, 2 дизайнера, 2 стратега и креативный директор. Плюс, у нас есть своя продакшен студия, где работают постоянно 2 человека.

МЛ:
Представим, что я клиент, который решил пригласить Восход в креативный тендер. Мои действия? Я должен оплатить ваше участие в тендере? Если да, то сколько?
АГ: Мы участвуем только в оплаченных тендерах. Цена зависит от поставленной задачи, количества адаптаций идеи в разные медиа. Минимальная сумма вхождения в тендер Восхода на сегодня - это 10 тыс. долларов.

МЛ:
А максимальная, какую вы получали?
АГ: Около 50 тыс. долларов. Там было очень много работы.

МЛ:
Эти деньги Восход берет в любом случае - вне зависимости от результатов тендера?
АГ: Да, ведь это только покрытие наших расходов. В случае, если тендер нами выигран, то оплата засчитывается в стоимость основного контракта.

МЛ:
Сколько времени Восход готовит свои предложения?
АГ: Минимальный срок - 10 рабочих дней, для самой простой задачи, остальное - зависит от сложности и объемов работы. Сначала стратеги дорабатывают бриф, согласовывают его с клиентом, потом бриф попадает в креативный отдел. На все это нужно время.

МЛ:
Стратеги брифуют копирайтеров у вас?
АГ: Да, у нас немного необычное агентство. У нас три пары копирайтеров.

МЛ:
А сколько одновременно в работе у вас клиентов?
АГ: Если честно, то я точную цифру не скажу. Скажем, до следующей пятницы мы должны сдать три проекта.

МЛ:
Вы не сопровождаете клиента?
АГ: В большинстве случаев сопровождаем, но все зависит от клиента. Иногда, получив от нас креатив, клиенты сами решают изготавливать материалы и вести кампанию. Но это редко. Обычно, если не мы изготавливаем, то точно супервайзерствуем.

МЛ:
В процентах, в 2012 году, сколько тендеров вы выиграли?
АГ: 50%.

МЛ: Оплаченное тендерное предложение Восхода дает клиенту возможность в дальнейшем использовать его в своих кампаниях?
АГ: Нет, конечно. Все авторские права остаются у нас. Клиент оплатил наши затраты по участию в тендере. И все.

МЛ: Поговорим о географии ваших клиентов.
АГ: Если брать по году, то 50 процентов клиентов дает Москва, и 50 процентов - остальные регионы России, включая Екатеринбург.

МЛ:
Как общаетесь с клиентами из Астрахани и Архангельска?
АГ: Какие-то региональные клиенты почему-то любят встречаться в Москве. Но большинство общения происходит по Skype. Иногда стратеги выезжают к клиенту, чтобы «впитать дух», ознакомиться с производством, продуктом...

МЛ: С географией разобрались. А кто ваши клиенты в продуктовой линейке? Банки, страховые компании, автомобильные дилеры, телеком...?
АГ: Все перечисленное и множество других (улыбается).

МЛ: Годовые контракты с большинством?
АГ: Мы перешли с годового обслуживания на проектную работу.

МЛ:
Кто инициатор - вы или клиенты?
АГ: Часть инициатив за клиентами, часть - за нами. У нас сегодня нет годового обслуживания. Но есть долгосрочные контракты. При этом оплата берется попроектно.

МЛ:
Предоплата? И как вы рассчитываете стоимость проекта?
АГ: Мы работаем по прайс-листу, в котором четко расписаны стоимости работ и их виды. У нас довольно жесткая форма договора, где все расписано, в том числе порядок оплаты - предварительный.

МЛ: Как учитываются клиентские пожелания по бюджету кампании?
АГ: Всегда спрашиваем. Мы агентство, которое начинало в регионе, мы приучены вписываться в бюджет, часто весьма экономный. Если мы чувствем, что бюджета чуть-чуть не хватает, то мы во время презентации всегда предупреждаем клиента: есть идея, очень хорошая, но она чуть-чуть не вписывается в ваш бюджет. Но при этом один из предлагаемых нами вариантов обязательно будет бюджетным.

МЛ:
Сейчас Восход возглавляет рейтинг креативности. Цены подняли. Клиенты стоят в очереди. Что дальше? Вы уже всем доказали свой креативный потенциал. Зачем вам участвовать в дальнейшей фестивальной игре «король горы»?
АГ: На следующее утро после празднования полученного каннского льва, я пошел в офис на работу. Это бизнес. Нельзя останавливаться. Будем стремиться завоевывать новые высоты. Удержаться на вершине - тоже очень амбициозная задача. По прежнему актуальны задачи мотивации команды и собственного хобби - мы ж с этого начинали нашу беседу (улыбается). Мне кажется, что все складывается сейчас удачно для меня: работа как фан, агентство нашло «своих» клиентов...

МЛ: Напоследок, не могу не задать очень популярный в рекламной среде вопрос. Что такое фейк?
АГ: Это нереализованная работа. Это работа, которой не было нигде.

МЛ: Работа от «благодарного» фестивального клиента. Неоплаченная. Ассоциация бабушек-библиотекарей. Это фейк?
АГ: Если работа была в медиа, а клиент существует, то нет, не фейк.

МЛ:
Если принт вышел в газете Пионерская правда Забайкалья? Фейк?
АГ: Опубликована? Кто-то это видел? Уже не фейк.

МЛ: Почему-то тогда возмущены многие (ты в их числе) рекламой клея или других аналогичных работ?
АГ: Потому что их никто нигде не видел.

МЛ: А ты выписываешь Пионерскую правду Забайкалья?
АГ: Если существуют сомнения или кто-то обвиняет агентство в фейковости работ, нужно показывать опубликованные работы и развеивать эти сомнения. Как это делаем мы. Но некоторым нечего предъявить вообще, даже Пионерскую правду Забайкалья.

МЛ:
Фото сити-лайта в районном центре - основание для организатора фестиваля принять этот креатив как настоящий?
АГ: Да. Я помню эту работу. Это не фейк.

МЛ: Плакат тиражом 10 экз, размещенный на досках объявлений в поликлиниках. Фейк?
АГ: Уже не фейк. Этот плакат кто-то видит.

МЛ: Плакат в витрине киоска с водой и жвачкой? Фейк?
АГ: Нет. Это реализованная, размещенная работа. Хотя опытные члены жюри понимают «цену» таких работ.

МЛ: Больше мучить не буду. Позиция ясна. Я, кстати, тоже сторонник именно такого подхода. У каждого свой бизнес.

Беседовал Максим Лазебник
www.sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода