10 самых революционных песен

Какая музыка сопровождала главные мировые революции

Коментарі 73090




Нынешнюю украинскую революцию даже в периоды самого активного противостояния невозможно представить без музыкальной составляющей. И сейчас в каждом из противоборствующих лагерей звучит свое музыкальное сопровождение: патриотические песни Майдана «против» «Вставай страна огромная» со стороны его противников.

История знает много удачных примеров песен, которые становились своеобразными символами украинских акций протеста. Например, «Разом нас багато» «Гринджол» как символ Майдана-2004 или «Океан Ельзи» на «студенческом майдане» в конце 2013 года. Мы вспомнили еще десять революционных песен, сопровождавших главные мировые революции последних трех сотен лет.

La Marseillaise
Автор: Клод Жозеф Руже де Лиль

Год создания: 1792

Ассоциируется с Великой французской революцией

Скорее всего, из всех революционных гимнов, когда-либо написанных, «Марсельеза» – самый значительный и самый узнаваемый. Первая современная протестная песня стала одним из символов первой современной революции.

Примечательно, что сам автор музыки и слов к «Марсельезе», капитан армии Клод Жозеф Руже де Лиль, придерживался умеренно-республиканских взглядов, и приход ко власти якобинского правительства не одобрил. Бессмертный марш трижды объявляли национальным гимном Франции, и он остается таковым и сегодня.


 

Интернационал
Авторы: Эжен Потье, Пьер Дегейтер, Аркадий Коц

Год создания: 1871 (перевод – 1902)

Ассоциируется с Парижской коммуной; Октябрьской революцией

Песня L’Internationale была написана в конце XIX столетия (и, что примечательно, пелась на мотив «Марсельезы») как посвящение героям Парижской коммуны. Один из активных участников коммуны, анархист Эжен Потье, написал текст «Интернационала» за несколько дней до ее окончательного разгрома. Однако даже большее историческое значение «Интернационал» имеет в качестве неофициального гимна русских социалистов и пролетариата. С приходом большевиков к власти он стал официальным – «Интернационал» оставался гимном РСФСР, и позже СССР, с 1918 по 1944 годы.


 

La cucaracha
Автор: народ

Год создания: неизвестен («революционная» версия – 1910-е годы)

Ассоциируется с Мексиканской революцией

Происхождение народной мексиканской песенки о таракане проследить практически невозможно: появилась она, судя по всему, в XIX столетии. Свое нынешнее значение La cucaracha приобрела с началом Мексиканской революции в 1910 году, которая в последствии обернулась затяжной гражданской войной.

«Тараканами», которые лишились «задних лапок», представители лагеря протестующих называли солдат правительственных войск. Когда события революции отошли в прошлое, легковесная по форме «Кукарача» стала джаз- и поп-стандартом: ее исполняли Луи Армстронг, Чарли Паркер, Билл Хейли, Gypsy Kings.


 

A Las Barricadas
Авторы: музыка народная; слова – Валериано Оробон Фернандез

Год создания: 1936 (слова)

Ассоциируется с Гражданской войной в Испании (1936-1938)

Протестная песня A Las Barricadas («На баррикады») стала самым известным музыкальным детищем кровопролитной Гражданской войны в Испании, завершившейся утверждением власти профашистски настроенного Франко.

Автором A Las Barricadas стал представитель лагеря, оказывавшего франкистам наиболее активное сопротивление – теоретик и практик анархо-синдикализма Валериано Оробон Фернандез. Революционер погиб в тот же год, когда написал текст «Баррикад» (мотив Фернандез позаимствовал из народной песни конца XIX столетия «Варшавянка»). Песня же со временем стала одним из главных анархистских гимнов мира.


 

Bella ciao
Автор: неизвестен

Год создания: ок. 1943

Ассоциируется с партизанским движением в годы Второй мировой

Происхождение мотива и слов итальянского партизанского гимна «Белла, чао» («Прощай, красавица») не поддается никакому определению. Популярность, правда, только в среде Сопротивления, песня приобрела в 1943-1945 годах.

Уже после окончания Второй мировой весь мир услышал «Белла, чао» на пражском Международном фестивале молодежи и студентов, и она быстро стала поп-стандартом – теперь она известна в исполнении Ива Монтана, Муслима Магомаева, Ману Чао, Горана Бреговича (а также – с переделанным текстом – прозвучала и на нашем Евромайдане).


 

Nanniwan
Авторы: Хе Джинджи, Ма Ке

Год создания: 1943

Ассоциируется с Китайской революцией

Название самой известной песне Китайской революции подарило ущелье близ города Яньань, с которым связан один из ранних сельскохозяйственных (и идеологических) успехов китайских коммунистов.

Музыку к Nanniwan написал известный композитор Ма Ке, слова – активный коммунист, а также поэт и драматург Хе Джинджи. Всплеск интереса к Nanniwan, как и к другим китайским революционным песням, пришелся на 1990-е годы, когда свет увидела, среди прочего, рок-версия классического гимна.

A Change is Gonna Come
Автор: Сэм Кук

Год создания: 1963

Ассоциируется с Движением за гражданские права чернокожих

Движение за гражданские права, прежде всего – права афроамериканцев, в Соединенных Штатах породило огромное количество выдающихся «песен протеста». Достаточно сказать, что в качестве исполнителей таковых начинали Боб Дилан и Джоан Баез. Самым известным гимном движения, пожалуй, стала We Shall Overcome Пита Сигера, но по художественной ценности высочайшую планку задал Сэм Кук. Один из создателей современного соула написал свою самую светлую песню незадолго до гибели в 33-летнем возрасте. Сингл A Change is Gonna Come увидел свет и приобрел классический статус, когда Кука уже не стало.


 

Hasta siempre
Автор: Карлос Пуэбла

Год создания: 1965

Ассоциируется с Кубинской революцией

Песню Hasta Siempre (она же Hasta siempre, Comandante – «До свидания, Команданте») написал певец и композитор Карлос Пуэбла. В тексте Hasta siempre упоминаются многие ключевые события Кубинской революции, в основном связанные с фигурой революционного команданте Че Гевары.

Обращение в названии связано с отъездом Че с Кубы (в итоге приведшим к гибели революционера). Песня стала не просто революционным гимном, а ярчайшим образцом самобытной кубинской музыки – среди исполнителей кавер-версии Hasta siempre есть, к примеру, вернувшая на нее моду группа Buena Vista Social Club.


 

Venceremos
Автор: Клаудио Итурра, Виктор Хара, Серхио Ортега

Год создания: 1970

Ассоциируется с приходом «Народного единства» к власти в Чили

Один из величайших «певцов протеста» второй половины XX столетия – чилийский бард-социалист Виктор Хара. Его самым влиятельным творением стала песня Venceremos («Мы восторжествуем»). Песня на слова Клаудио Итурры, переписанные Харой, стала символом предвыборной кампании будущего 29-го президента Чили, представителя левого движения «Народное единство» Сальвадора Альенде. Как и прочие песни Хары, Venceremos приобрела дополнительное мрачное измерение после жестокого убийства певца, случившегося в ходе переворота, приведшего к захвату власти хунтой Пиночета в 1973-м.


 

Rayees le bled
Автор: Хамада Бен Амор

Год создания: 2010

Ассоциируется с Арабской весной

Автор хип-хоп-песни под названием Rayees le bled («Президент страны») – музыкант из Туниса Хамада Бен Амор, известный под сценическим псевдонимом El General. Мрачный бит и не менее жесткий текст прекрасно отражает настроения, витавшие в ближневосточном обществе в ходе революционных событий, получивших название Арабской весны.

За выпуск песни, «подпольный» релиз которой состоялся в декабре 2010 года, «Эль Генерал» был арестован и подвергся допросам; песня же стала неофициальным молодежным «гимном солидарности» Туниса, Египта и всего севера Африки.



По материалам http://forbes.ua

Обговорити з іншими читачами:
Погода