6 ключевых факторов риска для современного ритейла

Международная компания по управлению рисками Marsh представила свое исследование ключевых тенденций и факторов, которые несут угрозу ритейлу в 2020 году.

Комментарии 900

Не только жесткая конкуренция, но и современные технологии, а также быстро меняющиеся привычки потребителей создают новые факторы риска для современного ритейла. Недавно в своем отчете New Retail Risks, New Strategies международная компания Marsh оценила эти факторы и методы противодействия. RAU представляет перевод основных тезисов этого отчета.

Драйверы перемен

Ритейлеры ищут новые способы работы, приводя свои бизнес-модели в соответствие с требованиями современного мира. Поэтому, как отмечают эксперты, в рознице будущего все чаще будут появляться продавцы, управляющие небольшими физическими магазинами, а интернет-магазины будут использоваться для отслеживания и ведения самой торговли.  Это заставит розничных торговцев пересмотреть свое сочетание онлайна и офлайна.

Это новое сочетание рождает новые риски, которым нужно найти новые способы противодействия. К традиционным рискам, таким как потеря магазина или распределительного центра вследствие пожара или взрыва, добавляются новые. Эксперты выделяют шесть основных зон риска:

  • Бренд и репутация компании
  • Привлечение и удержание клиентов
  • Растущие вызовы по безопасности бизнеса
  • Глобальные и сложные цепочки поставок
  • Растущее использование технологий
  • Терроризм

Угроза репутации

Бренд и репутация — это наиболее ценные активы, особенно в эпоху соцсетей. Сила бренда – не только причина роста доходов, но и вопрос выживания компании. Рынок меняется все быстрее и репутация очень важна для привлечения и удержания клиентов, деловых партнеров, сотрудников и акционеров. В то же время это очень «хрупкий» актив, который нелегко исправить при его компрометации. Нематериальный ущерб бренду компании может напрямую повлиять и на финансовые показатели.

Причем на бренд часто влияют факторы, которые находятся вне прямого контроля компании. Риски, связанные с брендом и репутацией, часто сложны, трудно измеримы, трудно прогнозируемы и нередко возникают вследствие стратегических и оперативных решений менеджмента.

Как показывает практика, репутация часто уничтожается вследствие неожиданных событий, причем довольно быстро. Потому ритейлеры должны быть в состоянии быстро реагировать на угрозы бренду. Для чего нужен хотя бы общий план действий на случай нештатной ситуации и антикризисного управления. Исследования показывают, что те ритейлеры, которые положительно реагируют на угрозы, часто процветают в посткризисный период.

Ожидания потребителей

Развивающиеся отношения потребителя с розничным сектором – новый фактор риска. Сегодня потребитель более информирован и «подключен», чем когда-либо прежде. Доступность покупок в режиме 24/7, онлайн-сравнения цен, персонализированные предложения по продукту / отзывы влиятельных лиц и потребителей, а также потребность в наглядности доказательств происхождения товара сильно повысили ожидания покупателей. Удобство, доступность и опыт затягивают их все больше.

Pop-up магазины и виртуальные промо-сайты, ориентированные на разные сегменты и потребителей, постепенно станут существенной частью этого микса.

Поскольку ритейлеры превращаются в поставщиков опыта, а не просто в маркетплейс, будущий ландшафт ритейла будет включать навигацию по все более сложным операционным, финансовым и бренд-моделям в более ориентированном на потребителя пространстве.

Необходимость сохранять гибкость в оценке и применении различий в бизнес-моделях, в зависимости от культуры, истории, каналов распространения и истории покупок, станет обязательным требованием.

Угроза безопасности

Киберпреступники разработали широкий спектр методов для доступа к данным. Например, через веб-приложения или атаки на точки продаж. А также атак, приводящих к отказу автоматизированных систем в распределительных центрах или онлайн-платформ (Denial of Service), не считая скиммеров платежных карт. И этот список продолжает расти.

Все чаще атаки направлены на сотрудников компаний, которых методами социальной инженерии заставляют выдать конфиденциальную информацию или перевести средства. Пробелы в структурах управления и контроля из-за зависимости от сторонних поставщиков таких систем также увеличивают риск злонамеренного влияния на ключевые системы бизнеса. Киберпреступники всегда нацелены на слабости взаимодействия между сетями и процессами.

Роботизация логистики, эксперименты с беспилотниками, в том числе на транспорте, позволяют организовать поставки без вмешательства человека. Но быстрая автоматизация делает системы более открытыми для атак, особенно когда в миксе новых технологий присутствует устаревшая инфраструктура.

Розничные продавцы теперь собирают, хранят и используют больше данных о потребителях, чем когда-либо прежде. С одной стороны, это позволяет лучше понимать индивидуальные предпочтения клиентов, но с другой стороны вал информации и систем обмена требует адекватного усиления защиты информации, особенно персональных данных клиентов.

Доступность и безопасность – тот компромисс, к которому нужно стремиться, так как последствия для бренда и репутации в случае утечки или кражи этих данных могут быть катастрофическими. Начиная от больших штрафов по национальным и европейским законам и заканчивая потерей доходов из-за сбоев в работе и потери клиентов.

Угрозы цепочкам снабжения

Участившиеся природные катаклизмы добавляют рисков традиционному ритейлу. Изменчивая погода может оказать серьезное влияние на покупательскую активность.

Согласно данным компании маркетинговых исследований IPSOS, во время снежного шторма «Beast from the East» (Зверь с Востока), накрывшего Европу в 2018 году, продажи товаров непродовольственной группы в Великобритании упали больше чем на 30%. Люди просто не стали выходить из дома за предметами не первой необходимости.

Ритейлерам потребуется более пристальное внимание к управлению цепочками поставок и прогнозированию, чтобы составить график смены запасов, а также улучшить стратегию мерчендайзинга и закупок на случай кратковременного изменения погодных условий.

Ритейлеры с надежным перспективным планированием и анализом рисков даже смогут воспользоваться этими погодными условиями. Например, обрабатывая данные о погодных условиях в режиме реального времени, чтобы оперативно принимать управленческие решения.

Цепочки поставок сегодня становятся все более сложными, поскольку ритейлеры работают на все более конкурентном мировом рынке. Увеличение взаимозависимости между компаниями создает новые риски для бизнеса. Ранее пожар или взрыв затронули бы только одну или две компании.

В условиях глобальных цепочек поставок убытки сегодня все чаще сказываются на значительном количестве компаний и могут даже угрожать целым отраслям в мире.

Недавние примеры, такие как землетрясение в Японии в 2011 году и его влияние на полупроводниковую отрасль, и шок для розничной цепи поставок после банкротства корейской судоходной компании Hanjin Shippingiv показывают, как современные переплетенные цепочки поставок создают волновой эффект рисков.

В условиях роста цен на сырье и материалы ритейлерам приходится думать о том, как наилучшим образом оптимизировать свои цепочки поставок чтобы, с одной стороны, удовлетворять быстро меняющийся потребительский спрос, а с другой – минимизировать затраты, обеспечив прибыльность бизнеса.

Очевидно, что более успешными окажутся те, кто сможет откликнуться на потребности покупателей в специализированных продуктах и предложит им удобные покупки по выгодным ценам.

В этом смысле для одних ритейлеров критически важной станет общая гибкая цепочка глобальных поставок, а для других – наоборот – решающим фактором успеха будет локальная цепочка доставки, максимально короткая от источника получения товара до точки его продажи.

Будущее эксперты видят в лучшем анализе данных, в том числе отслеживании товаров по цепи поставок, чтобы повысить эффективность всей цепочки. Данные будут все чаще использоваться для планирования спроса и учета изменчивых погодных или нормативных изменений.

Террористическая угроза

В последние годы преступники и террористы совершают нападения в людных местах Европы, в том числе торговых центрах, используя ножи, оружие и даже автомобили, на которых въезжают в толпу.

Эти события привели к значительным перебоям в бизнесе. Например, несколько предприятий были расположены в районах, оцепленных сразу же после атаки на Лондонском мосту. Компании также могут столкнуться с дополнительными расходами в результате нападения, связанного с принятием дополнительных мер безопасности, консультированием и связями с общественностью. Как это было после отравления в Солсбери. Там секторы розничной торговли и туризма упали на 40-50% из-за страха отравления и предположений, что к туристическим и другим объектам будет трудно получить доступ или они закрыты.

Точно так же «Черная пятница» 24 ноября 2017 года не принесла желаемых доходов после сообщений о стрельбе в Оксфордском цирке. Полиция рекомендовала избегать поездок в район Оксфорд-стрит в Лондоне, что парализовало торговлю в один из самых доходных дней в году.

Что можно предпринять

Риск-менеджеры должны быть в состоянии идентифицировать не только риски для материальных активов бизнеса, но также риски для доходов, денежных потоков и репутации. Правильное сочетание традиционных и передовых стратегий снижения рисков и передачи рисков (страховым компаниям или партнерам) имеет решающее значение для защиты будущей стоимости предприятия.

Для этого нужно разработать рабочие потоки данных и процессы, которые качественно выявляют, оценивают количественно и по мере возможности устраняют риски, а именно:

  • Организовать бизнес-процессы для выявления новых и возникающих рисков. Требуется глубокое погружение в каждый из основных возникающих рисков и обеспечить начальное управление риском для определения приоритетности следующих шагов.
  • Затем можно завершить количественную оценку, сфокусировав внимание на прогнозе серьезности угрозы.
  • Принятие решений для финансирования противодействий рискам, которые превышают согласованные допуски.

Как правило, это включает оценку того, как распределить риски и расходы на страхование между «традиционными» решениями для имущества и несчастных случаев и «новыми» решениями для кибер-брендов, брендов, репутации и без ущерба для бизнеса.

По материалам RAU

Обсудить с другими читателями:
Погода
Effie