Андрей Кроленко: «Пандемия ежедневно диктует новую реальность, но это не те кризисы, которые мы переживали ранее. Просто бизнесу нужно научиться быстро перестраиваться»

Андрей Кроленко, Managing Partner Forward Media, подвел итоги 2020 года.

Комментарии 3740

Как пандемия коронавируса повлияла на рекламно-коммуникационный рынок и на ваше агентство?

Агентство Forward Media входит в состав группы компаний Havas Creative Group Ukraine, которая работает на рынке уже 26 лет. Естественно, за это время наша команда успела пережить не один кризис. Но понятно, что ни один из них не был связан с пандемией. Поэтому с самого начала в нашей группе было принято решение контролировать все процессы на еженедельной основе для того, чтобы понять, как коронавирус повлияет на рынок, и как будем чувствовать себя мы. Затем наступил период, когда был сформирован более гибкий график оценки ситуации - уже на ежемесячной основе. И, по сути, благодаря тому что мы оперативно переформатировали наш подход к анализу и оценке ситуации, а также оптимизировали доходы и расходы - нам удалось довольно легко пройти этот период. Этому способствовал и опыт предыдущих кризисов, благодаря которому мы скорее восприняли пандемию не как проблему, а как возможность.

Что касается всего рынка, ситуация у всех игроков сложилась довольно разная. Кто-то смог удержаться на плаву, кто-то - даже нарастить обороты, а кому-то пришлось закрыться. Также заметна тенденция на объединение агентств в группы. Рынок постепенно сжимается, и локальных агентств становится меньше, особенно в оффлайн медиа. С другой стороны, расширилось количество категорий, с которыми могут работать представители рекламной сферы. В этом году в Украине легализовали индустрию беттинга и казино. И за это время у нашего агентства действительно появилось очень много запросов и клиентов из этой сферы. Так что возникновение еще одной новой категории безусловно положительно сказалось на нашем рынке, учитывая, насколько высок ее финансовый потенциал.

Какие шаги предприняли в 2020 году, чтобы сохранить бизнес и команду?

В начале пандемии наше агентство пересмотрело формат работы команды, и мы помогли сотрудникам перестроиться на удаленку. После окончания жесткого локдауна мы сохранили комбинированный вариант - возможность частично работать из дому и в офисе. И теперь, невзирая на объявленный локдаун в январе, команда всегда может быстро адаптироваться и продолжать работать. Без потери времени, качества и сервиса для клиентов.

Также мы оценили внутренний потенциал нашего клиентского портфеля. Мы в Forward Media всегда следили за тем, чтобы он был сбалансированным. У нас нет доминирующих клиентов, и бренды представляют абсолютно разные категории. Поэтому, если по какой-то причине кризис ударит по определенной категории сильнее, то клиенты из других индустрий помогут нам держать ситуацию под контролем. Так получилось и в этот раз. С пандемией Covid-19 ряд наших клиентов уменьшили бюджеты, часть оставила все по-прежнему, а другие даже увеличили. Благодаря этому, сейчас я вполне уверенно могу сказать, что для нашего агентства и группы в целом 2020 год сложился довольно позитивно, и мы ощущаем себя стабильно.

Какие услуги/продукты были наиболее востребованы на рынке в этом году?

 Наиболее всего нашими клиентами была востребована именно экспертиза команды. В самом начале пандемии мы приняли решение на еженедельной основе информировать клиентов обо всех изменениях и о том, как они влияют на индустрию, а также на их бизнес. Делились данными по международным рынкам и переменам в поведении потребителей на глобальном уровне. Рассказывали о том, что происходит с определенными медиа с точки зрения ценообразования, договаривались о бонусах и всячески поддерживали наших клиентов, помогая разобраться в условиях новой реальности.

 Какие инновации стали применять в 2020 году для своего бизнеса или для клиентов?

Мы, в принципе, всегда были нацелены на внедрение инноваций, поэтому пандемия скорее ускорила определенные процессы. К примеру, вместе с нашими клиентами мы активно работали в направлении e-commerce. Если, еще до коронакризиса были какие-то сомнения по поводу необходимости присутствия в онлайне, то пандемия их к этому окончательно подтолкнула. Инициатором данного процесса было наше агентство. Если мы понимали, что клиенту это необходимо, мы давали свои экспертные рекомендации. И в случае, если бренд был не готов к развитию собственного онлайн-магазина, мы обсуждали альтернативный вариант работы в рамках крупных e-commerce площадок, таких как Zakaz.ua, Rozetka и т.д. Я всегда говорил, что Forward Media - не только медийное агентство, а еще и коммуникационное. Мы помогаем нашим клиентам решать многие задачи. Даже если они не связаны с медиа, как, например, с направлением e-commerce. Ведь для нас в первую очередь важны результаты работы, которые мы предоставляем нашим клиентам и партнерские отношения с ними.

Подобные перемены можно скорее отнести к положительным вещам. Коронакризис ускорил процесс развития электронной коммерции во многих индустриях. Но есть категории, которые конечно же не такие поворотливые, как остальные. Например, фарма.  К сожалению, это категория очень зарегулирована на законодательном уровне не только в Украине, но и во всем мире. Поэтому фармацевтические компании в определенной степени также пострадали от пандемии, так как они не могут оперативно реагировать на изменения. Хотя часто можно услышать мнение о том, что фарма в целом выиграла от коронакризиса, но на самом деле, если копнуть глубже - можно понять, что все не так просто, как кажется. Некоторые клиенты пострадали, некоторые выиграли, но в целом портфели брендов очень сильно перестраиваются. И это больше связано не со стратегией клиентов, а с тем, что пандемия диктует свои условия на фарм бренды. Это привело к тому, что некоторые якорные бренды в фарме сейчас ушли в тень, в то время как второстепенные стали резко востребованы на рынке.

 Какие вы видите пути выхода из кризиса, что для этого делаете?

Этот кризис – не кризис как таковой. Его нельзя сравнивать, например, с финансовым. Понятное дело, из-за пандемии экономика пострадала на глобальном уровне. Но общаясь с представителями разных рынков, я понимаю, что все не так плохо, как кажется, хотя с другой стороны - не так хорошо, как, наверное, хотелось бы. Скорее кризис произошел с теми, кто непонятно во что инвестировал, раздул штат и принял ряд других неверных решений еще до пандемии. Чтобы бизнесу удалось пройти через подобный непростой период, необходимо было позаботиться о сбалансированном портфеле клиентов и пакете услуг, команде, об оперативном управлении финансами и кэш-флоу, перестроить процессы под реалии и делать это на постоянной основе. Одного рецепта для всех, понятное дело, нет. Пандемия ежедневно диктует новую реальность, но это не кризис. Просто бизнесу нужно научиться быстро перестраиваться, если есть возможность. Выиграют только гибкие и оперативные игроки.

Какие прогнозы можете дать на 2021 год?

Думаю, что на глобальном уровне рекламный рынок не вырастет в объемах. Что касается категорий в Украине, Digital продолжит активно расти и ТВ, учитывая реалии и ситуацию с домами продаж – также возрастет, но не сильно. Разрыв между этими категориями в следующем году будет только усиливаться. Радио, кстати, тоже довольно активизировалось, пытаясь трансформироваться с помощью диджитала. Остальным же медиа придется довольно тяжело. Особенно наружной рекламе, которая будет по большей степени страдать из-за локдаунов. Они бы тоже могли с помощью диджитала улучшить свое положение, но, к сожалению, настолько оперативно осилить подобные изменения не смогут. Это довольно дорогостоящие инвестиции. Поэтому, в целом, на 2021 год я смотрю со сдержанно-оптимистичным настроем.  

sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода