Андрей Чумаченко: Не работа, а сказка!

Андрей Чумаченко, сооснователь и управляющий партнер агентства интернет-маркетинга Netpeak. С 2019 года ведет телеграм-канал Sad But True, в котором делится своим опытом об управлении, организации рабочих процессов и маркетинге. В этой колонке рассказывает о мотивации, которая стимулирует нас работать эффективней — об интересе.

Комментарии 968

Помните, что работа — это не «неприятная обязанность», это о том, что приносит моральное удовлетворение. Поэтому не бойтесь отказываться, если понимаете, что трата времени будет бесполезной, и уходить, если не желаете развиваться.

Работать должно быть интересно

Подавляющее большинство людей идут на свою первую работу с одной простой целью — заработать деньги для того, чтобы позволить себе какие-то блага.

Первая работа (или первые работы) по началу воспринимается каким-то придатком к жизни, необходимостью и, обязательно, временностью.

У всех по-разному, но обычно только через 5-7 лет мы приходим к тому, что работа — не придаток, а полноправная часть жизни. В самом лучшем случае вы проводите на работе треть своей жизни, столько же вы спите и еще столько же остается на все остальное.

При таком раскладе мне всегда странно видеть, как взрослый человек в здравом уме и твердой памяти может работать на неинтересной ему работе.

Безусловно, есть множество частных случаев, которые можно вынести за скобки. Здесь я говорю про разработчиков, которые ненавидят свою компанию, про сейлзов, не верящих в ценность услуг, которые продают. Про маркетологов, которые не верят в продукт и просто токсичных недовольных всем вокруг ребят.

Рынок огромен, развитие технологий и пандемия уже практически полностью стерли необходимость быть в офисе в конкретном городе или конкретной стране. Сегодня подобрать что-то по душе стало намного проще, чем раньше.

Работа должна нравиться. Работать должно быть интересно. Если это не так — действительно ли вам есть ради чего портить треть своей жизни?

Не можете или не хотите ни на что влиять — смените работу. Можете — влияйте. Улучшайте процессы, влияйте на продукт, делайте свою работу интересной и полезной, в первую очередь — для самого себя.

Возможность отказаться

Что чаще всего делает сотрудник, когда к нему прилетает новая задача от руководителя? Начинает ее делать.

Хорошо ли это? Вроде да, но далеко не всегда.

При постановке новой задачи желательно оставлять исполнителю свободу для маневра (если это возможно). А точнее — давать возможность ему самому решить, хочет он делать эту задачу или нет.

Зачастую лучше, чтобы исполнитель отказался, чем делал «потому, что мне сказали делать», будучи против задачи или банально не веря в ее пользу.

Сделать задачу против своей воли — значит не иметь к результату никакого морального отношения и, в случае провала, смело винить в этом постановщика, добавляя «я так и думал, что ничего хорошего не получится».

Опция «отказаться от задачи» подразумевает, что сотрудник может либо по собственному решению взять на себя ответственность за выполнение, либо отказаться, но не жалеть в будущем, если задача принесет бенефиты коллеге, который согласился.

Конечно, далеко не во всех профессиях и ролях подобное возможно. Есть «люди-отделы», есть незаменимые и так далее, тем не менее свобода выбора творит чудеса и стоит к ней стремиться.

И, конечно, хороший руководитель должен хорошо знать свою команду, а значит ставить задачи тем, кто с большей долей вероятности ответственно решит их делать.

Всем остальным лучше и проще

Знаете, что думает практически любой ваш коллега о вашей работе (и неважно, какую позицию вы оба занимаете)? «Да у него не работа, а сказка, моя-то намного сложнее».

Административный координатор думает так про СЕО, разработчик про сейлза, маркетолог про менеджера проектов, управляющий партнер про уборщицу. Это бесконечный порочный круг.

Фишка в том, что именно так устроено наше сознание: оценивая что-то, оно часто играет с нами в ошибку выжившего. «Я целый день на созвонах и уже не могу думать, разговаривать, а она просто тряпкой тут возит». «Мне надо написать статью про сквозную аналитику, а он просто пару раз в день клиентам звонит». «Я пришел с обеда вовремя, а он был на какой-то встрече и пришел на час позже».

Почему важно понимать это и помнить об этом? Чтобы не попадать в ловушку ложных ожиданий, чтобы лучше понимать других людей, чтобы не завышать свою самооценку на пустом месте, и чтобы лучше понимать, к чему стремиться.

«Была бы я СЕО, вот это было бы круто. Ходила бы на встречи и часами общалась по видео с другими ребятами, а не вот это всё». А потом, после бессонных ночей, мешков под глазами, истощенной нервной системы, круглосуточного контроля и «я на связи», с нежностью вспоминать времена, когда можно было просто написать статью про сквозную аналитику и в 19:00 пойти домой.

Я ни в коем случае не о том, что не надо стремиться вперед и выше. Просто помните про это каждый раз, когда считаете, что вы тяжело работаете пока вокруг вас все кайфуют. Не важно, СЕО вы или административный координатор. Не верьте тому, что считаете — проверяйте и выясняйте.

Никого не удержать

Есть такая устойчивая формулировка — «удержать сотрудника». Обычно она применяется в случае, когда кто-то решил уволиться, заранее сообщил об этом руководству, а руководство не хочет, чтобы человек увольнялся и начинает придумывать способы сделать так, чтобы он остался.

За десять лет работы на разных руководящих должностях я несколько раз сталкивался с такой ситуацией. Сотрудник решает уйти, либо решает сделать вид, что хочет уйти, зная, что его будут пытаться удержать (такой способ шантажа и набивания себе цены). И несколько раз я пытался удерживать сотрудника — результат всегда одинаковый.

Если человек задумался о том, чтобы перестать работать на текущей должности, с текущими обязанностями, системой стимулирования, ставкой и в текущей компании — он перестанет.

От того, что вы повысите ему зарплату, измените условия работы, поменяете систему и так далее — лучше он работать не станет. Один раз сказав «нам нужно расстаться» он навсегда портит отношения, и вернуть их назад уже невозможно.

Так что в последние несколько лет я использую очень простую тактику — никого никогда не удерживать. Если хочешь идти — иди. Глобально, по математике, и вам, и компании в целом легче, спокойнее и выгоднее обучить нового сотрудника, который реально хочет работать и развиваться. Нежели удерживать старого, который таким образом продолжает шантажировать руководителя: «пока останусь, но еще буду думать».

Терпение

Собирался написать про то, как важно в работе терпение, но оказалось, что Стив Возняк в своей автобиографии уже сделал это намного круче меня.

Благодаря всем этим научным проектам я приобрел главное качество, впоследствии очень пригодившееся в моей карьере: терпение. Это абсолютно серьезно. Терпение обычно сильно недооценивается.

Занимаясь всеми этими проектами с третьего класса по восьмой, я постепенно изучал одну область за другой и собирал все свои электрические устройства, практически не заглядывая ни в какие книги.

Иногда я думаю: мне дико повезло. Судя по всему, судьба указала мне самый верный путь, и я пошел по нему. Я научился особо не беспокоиться по поводу конечного результата и сосредоточиваться именно на том этапе, на котором я в данный момент находился, и стараться сделать свою работу безупречно.

Не каждый сегодняшний специалист понимает это.

На протяжении всей карьеры мне всегда попадались множество чудиков, пытавшихся перескочить на следующий уровень знаний, при этом не усвоив как следует предыдущие. Но так ничего не получится. Так не бывает. Таковы законы когнитивного развития, тут все просто.

Невозможно научить кого-то чему-то, перескакивая через этапы. Я всегда повторял, будто мантру: шаг за шагом. Всему свое время.

Обсудить с другими читателями:
Погода