Аптечный рынок Украины по итогам 9 месяцев 2019 года

По итогам 9 мес 2019 г. объем розничной реа­лизации всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 74,3 млрд грн. или 2,8 млрд дол. США (по курсу Межбанка).

Комментарии 4708
Экономика Украины продолжает демонстрировать рост. По данным Государственной службы статистики Украины (ГССУ), рост ВВП фиксируется уже 14 кварталов подряд. В I кв. 2019 г. прирост ВВП составил 2,5%, во II кв. темпы прироста ускорились до 4,6%. Национальный банк Украины (НБУ) улучшил свой прогноз роста ВВП на 2019 г. с 3,0 до 3,5%. Также отмечается снижение уровня инфляции с 9,2% в январе 2019 до 7,5% в сентябре 2019 г., и НБУ прогнозирует дальнейшее ее снижение до 6,3% на конец 2019 г. В данной публикации проанализированы ключевые показатели и тренды развития фармацевтического рынка Украины* по итогам 9 мес 2019 г. При подготовке материа­ла использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«Аптечная корзина»

По итогам 9 мес 2019 г. объем розничной реа­лизации всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 74,3 млрд грн. или 2,8 млрд дол. США (по курсу Межбанка). По сравнению с аналогичным периодом 2018 г. продажи возросли на 15,9% в гривневом и 18,3% в долларовом выражении. В натуральном выражении объем продаж сократился на 3,1% и составил 1,25 млрд упаковок.

Прирост рынка в долларовом выражении — +18%
В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» прирост аптечных продаж в денежном выражении отмечается для всех категорий. В тоже время в натуральном выражение прирост продаж отмечается для диетических добавок и косметики, а для лекарственных средств и медицинских изделий фиксируется снижение на уровне 4%.

В разрезе продаж товаров украинского и зарубежного производства для украинского фармрынка характерно преобладание зарубежной продукции в денежном выражении. В натуральном выражении превалируют преимущественно отечественные товары, за исключением медицинских изделий, где доля зарубежных превысила отметку 50% (рис. 2). По итогам 9 мес 2019 г., зарубежные производители укрепили свои позиции на рынке, увеличив долю во всех категориях товаров «аптечной корзины» как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2019 г. составила 58,7 грн. и повысилась на 19,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (рис. 3). Самой дорогостоящей категорией в исследуемый период стали диетические добавки, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 75,6 грн., для лекарственных средств этот показатель находится на уровне 75,4 грн., косметики — 74,7 грн., медицинских изделий — 15,9 грн.
В исследуемый период продолжается устойчивая тенденция увеличения доли диетических добавок в общей структуре продаж товаров «аптечной корзины». По итогам III кв. 2019 г., доля диетических добавок в структуре рынка в денежном выражении составила 5,9% (рис. 4).
Рынок лекарственных средств

По итогам 9 мес 2019 г., объем розничной реализации лекарственных средств составил 60,9 млрд грн., 807,7 млн упаковок и 2,3 млрд дол. При этом отмечается прирост продаж на уровне 15% в гривневом и 17% — в долларовом выражении. В натуральном выражении объем продаж сократился на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Помесячная динамика розничных продаж лекарственных средств демонстрирует, что рынок продолжает развиваться двузначными темпами прироста как в гривневом, так и долларовом выражении. При этом за счет укрепления курса гривни по отношению к доллару темпы рос­та в долларах превышают таковые для гривни. С февраля 2019 г. отмечается уменьшение объемов продаж в упаковках.
Развитие розничного рынка практически полностью зависит от потребителя и его благосостояния, поскольку участие государства в обес­печении населения лекарственными средствами посредством реимбурсации ряда препаратов через аптечную сеть незначительное.

В последние годы фиксируется рост как заработной платы, так и доходов населения. НБУ продолжает фиксировать повышение заработной платы, однако темпы ее роста замедляются, в сентябре 2019 г. отмечается прирост реальной заработной платы на 8% и номинальной — на 17%.
Увеличиваются и доходы населения. По итогам II кв. 2019 г., ГССУ фиксирует увеличение реальных доходов населения на 7%, а номинальных — на 17%.
Номинальная заработная плата и доходы населения продолжают повышаться — +17%

Индикаторы динамики развития рынка лекарственных средств в денежном выражении свидетельствуют, что по итогам 9 мес 2019 г. рынок развивался преимущественно за счет повышения цен, о чем свидетельствует высокий показатель инфляционной составляющей, и за счет перераспределения потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (индекс замещения).
В то же время, по данным ГССУ, инфляция на фармрынке и в сфере здравоохранения в целом по-прежнему ниже, чем по стране, а также по сравнению со многими другими категориями товаров и услуг.
Инфляция в здравоохранении и Фарме ниже, чем по стране

Среди основных трендов розничного рынка также следует отметить планомерное увеличение доли рецептурных лекарственных средств, а также увеличение удельного веса препаратов зарубежного производства (рис. 10 и 11). За последние 10 лет доля рецептурных препаратов увеличилась с 35 до 42% в натуральном и с 54 до 62% в денежном выражении. В структуре аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении в последние годы фиксируется постепенное незначительное увеличение доли препаратов зарубежного производства.
Ключевые игроки

По итогам 9 мес 2019 г., рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении возглавляют 3 украинские компании: «Фармак», Корпорация «Артериум» и «Дарница» (табл. 2). Все компании из топ-20 продемонстрировали прирост объема продаж. При этом среди топ-20 лишь у 8 компаний отмечен прирост объема продаж выше среднерычного показателя и увеличение доли на рынке, о чем свидетельствует показатель Evolution index (Ei), характеризующий ее изменение.

Таблица 2. Топ-20 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2019 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2017–2018 гг., а также прироста продаж, Evolution index и доли на рынке

№ п/п, годМаркетирующая организацияПрирост продаж в гривневом выражении, %Evolution indexДоля на рынке, %
201720182019
111Фармак (Украина)16,91015,46
222Корпорация Артериум (Украина)12,2973,41
333Дарница (Украина)11,6963,16
454Sanofi (Франция)13,5983,13
645Teva (Израиль)9,9953,10
566Berlin-Chemie (Германия)1,0872,67
10107KRKA (Словения)26,31092,42
978Юрия-Фарм (Украина)15,0992,35
899Киевский витаминный завод (Украина)16,71012,29
7810Группа компаний Здоровье (Украина)8,0932,18
131211Кусум Фарм (Украина)22,41062,13
121112Дельта Медикел (Украина)14,7992,07
111313Acino (Швейцария)17,41012,03
151414Sandoz (Швейцария)16,01001,88
181615Servier (Франция)14,7991,43
191716Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания)18,11021,43
141517Takeda (Япония)2,7891,41
232118GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания)30,21121,39
222219GlaxoSmithKline (Великобритания)22,71061,27
171820Bayer Consumer Health (Швейцария)2,7891,23
Одним из ключевых факторов увеличения объема продаж является активное продвижение препаратов посредством рекламы и промоции. Рейтинг компаний по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на телевидении возглавляют «Фармак», «GSK Consumer Healthcare» и «Sandoz» (табл. 3). Лидерами по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции посредством визитов медицинских представителей (МП) в исследуемый период стали «Berlin-Chemie», «Teva» и «Фармак» (табл. 4).

Таблица 3. Топ-10 маркетирующих организаций по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на ТВ по итогам 9 мес 2019 г.
Маркетирующая организацияEqGRP, %
Фармак (Украина)34 644,9
GSK Consumer Healthcare (Великобритания)24 163,7
Sandoz (Швейцария)16 740,9
Reckitt Benckiser (Великобритания)16 211,2
Sopharma (Болгария)15 761,7
Sanofi (Франция)14 349,3
Корпорация Артериум (Украина)13 664,4
Кусум Фарм (Украина)11 347,0
Киевский витаминный завод (Украина)10 915,0
Сперко Украина (Украина)10 439,1
Таблица 4. Топ-10 маркетирующих организаций по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции товаров «аптечной корзины» посредством визитов МП* по итогам 9 мес 2019 г.

Маркетирующая организацияКоличество воспоминаний о визитах МП, тыс. воспоминаний
Berlin-Chemie (Германия)141,4
Teva (Израиль)132,0
Фармак (Украина)115,4
KRKA (Словения)97,2
Sandoz (Швейцария)90,7
Дельта Медикел (Украина)88,7
Acino (Швейцария)86,9
Дарница (Украина)81,8
Sanofi (Франция)76,8
Кусум Фарм (Украина)72,7
По итогам 9 мес 2019 г., в топ-5 брендов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении вошли препараты Ксарелто, Нурофен, Нимесил, Спазмалгон и Натрия хлорид (табл. 5).

Таблица 5. Топ-20 брендов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2019 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2017–2018 гг.
заголовок таблицы
№ п/п, годБренд
201720182019
49121КСАРЕЛТО
212НУРОФЕН
323НИМЕСИЛ
954СПАЗМАЛГОН
445НАТРИЯ ХЛОРИД
766РЕОСОРБИЛАКТ
577НО-ШПА
24138ДЕТРАЛЕКС
139АКТОВЕГИН
8910ЦИТРАМОН
11811ТИВОРТИН
101012СИНУПРЕТ
141613НАЛБУФИН
29315614ВАЛЬСАКОР
221515ЭВКАЗОЛИН
422516БИФРЕН
1683217ФАРМАСУЛИН
273318ФАНИГАН
131419ПАНКРЕАТИН
322020КАНЕФРОН
Сегмент дистрибуции

В сегменте дистрибуции в последние годы отмечается конкурентная борьба между лидерами сегмента — компаниями «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД». В исследуемый период удельный вес поставок лекарственных средств 3 крупнейших дистрибьюторов составляет более 81%.
Итоги

Улучшение экономической ситуации в стране способствует развитию фармацевтического рынка. В 2019 р. фиксируются двузначные темпы прироста продаж товаров «аптечной корзины» в гривневом и долларовом выражении, хотя они и замедлились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. По последним прогнозам экспертов, в 2019 г. ожидается прирост продаж в гривневом выражении на уровне 14–18%.

В 2019 г. продолжаются тренды увеличения доли диетических добавок в общей структуре продаж товаров «аптечной корзины», увеличение доли рецептурных препаратов, а также незначительное увеличение удельного веса препаратов зарубежного производства.

В сегменте дистрибуции отмечается жесткая конкурентная борьба за долю на рынке между лидерами сегмента.

*Аптечные продажи без учета АР Крым и зоны проведения ООС.
Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — «Nielsen»; мониторинг — «Коммуникационный Альянс».
*Мониторинг промоционной активности осуществляется в 25 крупнейших городах Украины среди врачей 17 специальностей и фармацевтов.

По материалам https://www.apteka.ua/
Обсудить с другими читателями:
Погода
Effie