Сейчас бизнес или идея без сайта - просто прилавок на сельском рынке. Любому продукту нужны внимание и забота. Чтобы привлечь и удержать внимание потенциального клиента на информационных просторах, нужен мощный инструмент. В этот момент появляется вопрос: что же использовать для достижения поставленных бизнес целей? Сразу оговорюсь, каждой задаче - своя технология. Сейчас их много и каждая, безусловно, достойна отдельной статьи. Я лишь остановлюсь на стеке технологий, в которых, ближайшее 5 лет, можно быть уверенным. Хотя 5 лет с нынешним темпом тенденцией - это много.
На практике существует множество вариантов реализации сайта. Постараюсь раскрыть суть бесплатных “CMS” (система управления контентом) и «CMF» - система, написанная на фреймворке, для решения необходимых задач. Фактически, в этой теме много тонких нюансов, и лишь поверхностный анализ не принесет ясности. Лучшее решение в данном вопросе - четкое понимание задач, которые должен решать ресурс. А для наглядности, давайте рассмотрим несколько вариантов развития событий.
Сайт, собранный “на коленке”
Условно бесплатный продукт: 5 минут толковому системному администратору покопаться в настройках движка и вывести стандартный шаблон. И, вуаля, сайт работает, платить ничего не нужно. Все довольны. Другой вариант: договорится с web-студией или freelancer, которые за пару дней, неделю построят этот же бесплатный движок, да более профессионально. Возможно, сделают даже более-менее уникальный дизайн. А вот реализация специфической логики, которую не предоставляет с коробки этот самый движок, будет под очень большим вопросом. Все зависит от совестности разработчиков. Да и сроки тут начинают зачастую «гореть».
Профессиональная сборка на "костылях"
Иной вариант, более сбалансированный с точки зрения цена-срок-качество то же время, возникает страх выбора. В данном случае учитывается более широкий спектр задач, которые должен решать ресурс, но сама система накладывает ограничения, из-за которых возникает ряд сложностей, которые впоследствии могут стать очень большой преградой для развития и поддержки. Часть функционала, “зашитого” в саму систему, попросту не всегда необходима проекту, а другая часть – может не корректно взаимодействовать со сторонними компонентами. Сайт “частично программируется”: часть функционала реализована на коробочных решениях, остальная часть – допиливается руками. Цена уже в десятки раз выше предыдущего варианта. Срок реализации сборки внушительный: не менее месяца на нормальную адаптацию и интеграцию корпоративного дизайна, реализацию логики и задач, которые должен решать сервис.
Да именно сервис. Я не зря начал с Web1.0. Технологии позволяют не только предоставить информацию, они дают полноценный сервис пользователю: геолокация, онлайн коммуникация, оплаты, взаимодействие со сторонними сервисами, а в скором будущем – интеграция с другими “смарт” девайсами, виртуальная и дополненная реальность в браузере. Это то, что сейчас возможно с “родными” мобильными приложениями.
Готовые решение ограничены в возможностях, расширениях и перспективах. Безопасность очень хрупкая, и ее надежность очень спорная. Скорость работы заведомо низкая из-за перегруженности модулями. И при всем этом львиная доля готовых решений, которые можно использовать в чистом виде, не ограничивая свой продукт, идею, написана на одном языке программирования. Главное - быть уверенным в сервисе и его будущем. Единственный плюс, на который не обращают внимания разработчики – это стоимость (очень дешево). Заказчики ликуют, впервые покупая такой сайт, но то, что происходит дальше, знают все: некачественный продукт поглощает весь бюджет.
Сайт как изящная скульптура
Если говорить просто, программная платформа или фреймворк - это как корень для дерева, которое может расти в любых направлениях, обрастая новым, уникальным функционалом. На сервис, реализованный на фреймворке, не накладываются ограничения сотен тысяч дополнительных надстроек. Поддержку может обеспечить любой php-программист, на достаточном уровне обладающий знанием языка и имеющий хороший опыт в программировании. PHP-фреймворки достаточно распространены, чтобы быть уверенными в них как в инструменте, и не беспокоится, что после очередного обновления плагина, вся база уйдет в руки конкуренту. Поскольку весь функционал предварительно проверяется и тестируется, обеспечивая надежность, быстродействие и спокойствие.
В бизнесе вы всегда сталкиваетесь с выбором. Главное - взвешивать все риски, оценивать возможности и выбирать вариант, который способен дать максимально эффективное решение ваших задач. А с выбором инструментов для сайта, повторюсь: главное – выдвинуть модель “цель - инструмент” на передний план. И тогда ваши бизнес ожидания максимально будут совпадать с реальностью.
Владимир Ярмоленко
Front-end developer of CF.Digital