Что девелоперу нужно знать о своем клиенте в Интернете

Исследование Online-спроса на недвижимость в Одессе

Комментарии 1469

Что? Где? Как?

Чтобы представителям рынка недвижимости было проще найти своего клиента в Интернете и оптимизировать работу в текущей экономической ситуации, мы решили поделиться своим исследованием онлайн-спроса в Одессе и области.

Наша цель — показать объем интереса со стороны пользователей, выявить качественные характеристики спроса и тренды. Выводы сделаны на основе данных за 2019 г.

Вы получите ответы на следующие вопросы:

Что ищут пользователи в Интернете чаще — квартиру для покупки или аренды?

Где они это делают — в поиске Google или на тематических сайтах?

Как они это делают — какие критерии важны для людей в первую очередь?

Как мы это сделали?

Несколько слов о том, как были получены эти данные. Мы собрали весь коммерческий спрос на жилую недвижимость в регионе. Например, снять/сдать/купить/продать/обменять+ квартира/комната/дом и пр.

В исследовании учтены все запросы, которые пользователи вводят в строку поиска чаще 20 раз в месяц. Исключение — запросы, связанные с дорогими и редкими объектами, такими как таунхаус и вилла.

Чтобы понимать полную картину спроса, мы учитывали запросы пользователей из всех областей страны, которые интересовались недвижимостью в Одессе (даже если они в момент поиска находились в другом городе). Такой подход позволил увидеть полную картину спроса в интересующем нас регионе.

Все запросы мы разделили на кластеры, соответствующие разным операциям с жилой недвижимостью.  Это позволило нам получить количественные данные по каждому направлению.

Внутри каждого кластера мы дополнительно выделили тематические блоки, уточняющие запросы. Таким образом, мы получили качественные характеристики спроса.

Как выглядит спрос на рынке недвижимости Одессы и области

Весь полученный в ходе исследования спрос мы разбили на кластеры — «Аренда», «Покупка», «Сдача», «Продажа», «Обмен» и «Тематические ресурсы».

Насколько каждый из них популярен среди пользователей, видно ниже. Напротив каждого кластера указано среднее количество запросов в месяц и их доля от общего спроса.

В скобках также указаны слова, которые люди чаще всего используют в запросах. Например, пользователь формирует запрос об аренде как «снять квартиру одесса».

Наиболее массовым оказался кластер «Аренда (снять)», что для туристического центра вполне ожидаемо. В целом же тройка лидеров выглядит следующим образом:

  1. Аренда (снять) — 79 810 запросов
  2. Тематические ресурсы — 79 310 запросов
  3. Покупка (купить) — 60 130 запросов

Меньше всего пользователи интересуются «Обменом».

Далее разберем самые интересные кластеры подробней.

Важно: не пытайтесь сравнить общее количество спроса в кластере с суммой всех уточнений – цифры не сойдутся. Почему? В один и тот же запрос может входить сразу несколько уточнений в совершенно разных сочетаниях.

Например, «снять квартиру посуточно»/«снять 1-комнат квартиру в Одессе»/«квартира без посредников». Во всех трех формулировках пользователь уточняет «вид помещения», но остальные уточнения получились разными. Отсюда получаются разные цифры.

Кластер ‘Аренда’ — самый востребованный среди пользователей

Тройку лидеров по интересу со стороны пользователей открывает кластер «Аренда».

Чаще всего люди формируют запросы об аренде, указывая уточнения по географии («Город» — 95,52%) и типу недвижимости («Квартира» — 83,93%).

Из интересного: запрос «снять квартиру у моря» вводят чаще, чем запросы с уточнением по отдельным районам Одессы.

По популярности среди интернет-пользователей районы города расположились следующим образом:

«Квартиры» популярнее «комнат» в 50 раз. Если комнаты и ищут, то, вероятно, другим способом.

Интерес к аренде квартир «посуточно» превышает интерес к аренде «долгосрочно» в 3 раза. Это можно объяснить двумя факторами: туристическая направленность города и особенность психологии пользователя. Набирая в поиске «снять квартиру», многие по умолчанию подразумевают аренду надолго.

И еще наблюдение: интернет-пользователи предпочитают искать жилье «без посредников» и не обращаться к помощи риелторов. Если риелторов ищут, то не через Интернет.

Кластер ‘Тематические ресурсы’ — №2 по популярности

Второй по объему запросов кластер — «Тематические ресурсы». Что это такое? Это — специализированные сайты, тематика которых напрямую связана с проведением операций с недвижимостью.  К ним относятся: lun.ua, dom.ria, olx.ua, booking.com и airbnb.com.

Важно понимать: отследить весь объем спроса в данном кластере по открытым источникам невозможно. Почему? Пользователи далеко не всегда уточняют свой запрос непосредственно в поиске Google (например, «купить квартиру олх»). Часто они сразу заходят на такие сайты и дальше уже ищут жилье с помощью внутреннего поиска. Поэтому в данном блоке представлены:

  • Запросы в связке с уточнениями из категории недвижимости. Например, «olx недвижимость», «olx купить квартиру» и т. п.
  • Брендовые запросы с упоминанием сайтов, которые на недвижимости специализируются. Например, «дом рио одесса» и т. п.

Как мы видим ниже, лидерами рейтинга стали olx.ua, lun.ua, booking.com и airbnb.com. Высокая популярность сервисов, ориентированных на снятие квартир booking.com и airbnb.com, среди пользователей объясняется туристической направленностью города.

Кластер ‘Покупка’ — лидер по уточнениям

В кластере «Покупка (купить)» наибольшее количество уточнений среди всех.

Более 90% пользователей при вводе запроса «Покупка (купить)» при поиске добавляют  уточнение по городу, т. е. «купить + вид недвижимости + Одесса». Доля запросов с уточнениями по районам составляет 2%.

При этом пользователи в Сети чаще всего ищут квартиру. Более 60% запросов приходится на «купить квартиру», 30% на «купить дом» и суммарно 40% приходятся на другие типы недвижимости.

Запросы с уточнением по условиям оплаты составляют менее 5% с преобладанием формулировки «купить квартиру в рассрочку».

Пользователи менее всего заинтересованы в том, к какому «рынку жилья» относится их потенциальная недвижимость: новострой или вторичка. В этой категории было выявлено только 690 запросов с преобладанием запросов «купить квартиру в новострое».

Кластер ‘Сдача’ — бабушки на вокзале VS Интернет

По количеству спроса категория «Сдача (сдать)» малочисленна — 3 600 запросов в месяц.

Как и в других категориях лидерами по уточнениям являются запросы с указанием географии («Город» — 96,95%) и типу недвижимости («Квартира» — 75,28%).

При этом менее 3% пользователей уточняют количество комнат.

Доля запросов с формулировкой про сроки сдачи составляют 18,33% с преобладанием «сдам + вид помещения+долгосрочно».

Тенденции & перспективы рынка недвижимости в Украине и одесской области

Куда же движется рынок? Чтобы выявить тенденции развития рынка, мы проанализировали динамику по ключевым запросам «снять квартиру», «купить квартиру» в целом по Украине и отдельно по Одесской области.

Данные получены при помощи сервисов Google Реклама и Google Trends. Их визуализация представлена в графиках.

Из неожиданного — снижение спроса на «снять квартиру» в поиске

В поиске Google c 2017 идет снижение количества запросов «снять квартиру» как по Украине, так и в Одесской области.

Куда мигрировал спрос? Вряд ли это связано со снижением спроса на аренду в целом. Скорее всего, такой тренд говорит об изменении поведения пользователя – он начал искать квартиру для аренды на тематических ресурсах.

Поскольку пользователи уточняют свой запрос уже во внутреннем поиске ресурса, а не в поиске Googlе, мы можем судить о миграции спроса по динамике запросов на отдельно взятых ресурсах. Например, booking.com и airbnb.com.ua – количество запросов здесь прирастает из года в год.

В пользу этого вывода также говорит объем кластера «Тематические ресурсы», который занимает 2-е место по популярности.

Из стабильного — количество запросов о покупке растет из года в год

Динамика по запросу «купить квартиру» стабильно положительная. За последние 5 лет наблюдается устойчивый рост популярности этих запросов как по Украине, так и в Одесской области.

Пики популярности на аренду квартир приходятся на летние месяцы июнь, июль, август.

При этом сезонность по запросу «купить квартиру» в Одессе и области не выражена.

Итого

  • Интернет-спрос на недвижимость Одессы и области демонстрирует тенденцию к росту.
  • Наиболее массовым по количеству поисковых запросов оказались блоки «Аренда (Снять)», «Тематические ресурсы» и «Покупка (Купить)».
  • Спрос мигрирует на тематические ресурсы, поэтому при планировании своего присутствия в Интернете, стоит учитывать, что пользователи все активнее используют booking.com, airbnb.com, olx.ua и lun.ua.
  • В части географии, запрос «у моря» преобладает над отдельными районами.
  • При поиске подходящей недвижимости в Интернете пользователи чаще всего используют в запросах уточнение по географии («Город») и типу недвижимости («Квартира»).
  • Как и ожидалось, сезонность характерна только для запроса «снять квартиру». Пик — лето. Покупку планируют независимо от сезона.
Материалам подготовлен командой Ольшанский и партнеры.
Обсудить с другими читателями:
Effie
Погода