Что произошло с рекламными агентствами MGID и Adwise — взгляд “Чистого неба”

В четверг, 27февраля, Киберполиция провела обыски в офисах рекламных агентств MGID и Adwise

Комментарии 1277
Комментируя произошедший обыск изданию ThePage директор компании MGID Сергей Денисенко сказал: “Если нас обвиняют в том, что наши коды размещались на пиратских сайтах, то это не является преступлением — ни уголовным, ни административным. Есть определенные правила и законы, по которым рекламные платформы не могут нести ответственность за предъявление владельцам сайтов авторских прав. Это нелогично. Если какой-то блогер, ВВС или CNN использует какое-то видео или фотографию, которые им не принадлежат, то мы это не можем проконтролировать. Да, мы обязаны реагировать, когда к нам обращаются. И мы всегда это делаем, если нарушаются чьи-то авторские права. … Если даже предположить, что мы работаем с какими-то пиратскими сайтами, мы не несем ответственность за нарушение авторских прав, которое может теоретически быть на страницах этих сайтов”.

Вернемся на три года назад.

В апреле 2017 года в статью 176 Уголовного кодекса Украины (нарушение авторского права и смежных прав) было внесено изменение: добавлена ответственность за “финансирование” нарушений, описанных в диспозиции данной статьи, в том числе, в виде незаконного воспроизведения, распространения аудиовизуальных произведений.

В июне 2017 года ВРК, ЕBA, USAID, УАПА и “Чистое небо” провели для рекламного рынка встречу по этим изменениям. На ней адвокат Андрей Осипов через принцип “кому выгодно?”, которым пользуются следователи в своей логике, показал, как эти перемены касаются рекламодателей и агентств: это, по сути, выгодное приобретение краденого. Он предположил, что “преступление будет иметь форму вины с прямым или косвенным умыслом”. Рекламодателю выгодно размещать рекламу на пиратах, потому что этот инвентарь дешевле, чем на легальных ресурсах, ведь пиратский сайт не тратится на покупку контента.

В июле 2017 года антипиратская Инициатива “Чистое небо” создала “Сервис для рекламодателей” — “черный список” сайтов на blacklists.org.ua, к которым есть претензии правообладателей по нарушению их прав интеллектуальной собственности. Ибо кто лучше знает, какие сайты воруют, если не те, кого обокрали. И проинформировать — самый первый шаг в сторону нефинансирования этих ресурсов.

Далее. Украинская антипиратская ассоциация (УАПА) делала мониторинг рекламы на этих сайтах, http://apo.kiev.ua/ps/, и появившимся в ней брендам и их агентствам направлялись письма. Они взывали: «Предлагаем Вам ознакомиться с результатами мониторинга и отследить, не является ли Ваш бренд/клиент одной из компаний, услуги или товары которой рекламируются в сети Интернет на ресурсах, к которым есть претензии правообладателей. Считаем необходимым обратить Ваше внимание на вышеизложенные вопросы и просим Вас приложить усилия к устранению размещения рекламы товаров/услуг на “пиратских” ресурсах в сети Интернет, и не сотрудничать с компаниями, которые предлагают Вам размещение рекламы на указанных ресурсах, чем наносят ущерб репутации Вашей компании и Ваших клиентов».

В 2018 году исследовательская компания Gemius запустила новую функцию исследования gemiusAdReal – реклама на «сайтах с претензией» была отделена от общего отчета и вынесена на отдельный лист, который назвали Pirate Blacklist.

Всё, чтобы у рекламодателей были время и возможность разобраться в причине появления рекламы на пиратском ресурсе, скорректировать рекламную кампанию, почистить медиалисты. И MGID и Adwise получали прямые просьбы-предупреждения о рисках размещения на ворованном контенте от “Чистого неба” и УАПА соответственно.

Катерина Федорова, директор Общественного союза “Чистое небо”: «”Чистое небо” постоянно следит за ситуацией, используя информацию от правообладателей, УАПА и Gemius. В прошлом году мы заметили значительную активность по размещению рекламы на сайтах из черного списка со стороны агентства MGID. Я лично обращалась к их представителю, объясняла ситуацию и последствия, просила проанализировать их, предоставляла необходимую информацию — даже получила ответ, что наши списки взяты в работу. Но в январе анализ показал, что количество рекламы на сайтах из списка blacklists.org.ua, которую размещала компания MGID, увеличилась более, чем в 1,5 раза. Эта компания стала #1 в нашем “антирейтинге”. О чем мы, опять же, сообщили ей с просьбой обратить на это внимание. Это было уже в этом году, и никакой реакции мы не получили, к сожалению.

Поэтому по факту мы считаем, что проведенные обыски имели под собой серьезное основание. Более официальную информацию надеемся получить после окончания следствия. И надеемся, что эта ситуация не будет воспринята в публичном пространстве как произвол правообладателей, а будет сигналом для рынка. Украина находится на первых местах среди стран, системно нарушающих права интеллектуальной собственности, и по версии США, и по версии ЕС. Мы хотим это поменять».

В мире были прецеденты привлечения рекламодателей к ответственности за размещения рекламы на пиратских сайтах. В 2017 году британский Полицейский отдел по борьбе с кражей интеллектуальной собственности “посетил” восемь рекламодателей, размещающих рекламу на пиратских сайтах. Британский опыт считается одним из самых успешных в мире: с помощью полиции страна за 6 месяцев прекратила размещение рекламы на сайтах, нарушающих права интеллектуальной собственности. Сначала пропала реклама британских брендов, вторым этапом стали переговоры с ассоциацией азартных игр, которые тоже прошли успешно.

В 2018 году на Составе вышла новость о том, что трое сотрудников немецкого агентства, размещавшего рекламу на пиратских сайтах, приговорены к условному тюремному заключению.

Тим Куик, Управляющий директор нидерландской антипиратской группы BRAIN: “В Нидерландах пока не было судебных дел, касающихся ответственности рекламодателей. Но уже несколько лет мы проводим инвентаризацию брендов и организаций, реклама которых появляется на нарушающих авторские права сайтах. Их более 100, и мы им пишем. После чего, они просят свои рекламные агентства не размещать рекламу на спорных сайтах. У нас было только несколько случаев, когда нашему запросу сопротивлялись — причем, школы. Мы обратились в Министерство образования, и реклама школ на пиратах прекратилась”.

Руководитель латвийской ассоциации “За легальный контент” Даце Котцева: “В этом году мы планируем подписать меморандум с Рекламной ассоциацией Латвии. Он предполагает, что мы будем предоставлять черный список сайтов, к которым есть претензии правообладателей, они не будут попадать в медиапланы. Латвийские бренды и агентства задумываются о безопасности бренда и, уверена, пойдут на этот акт доброй воли. Не думаю, что нам придется обращаться в полицию: полиция нужна, если взаимопонимания ждать не приходится. Но для такого случая - у нас есть меморандум и с полицией”. Байба Лиепиня, генеральный директор Рекламной ассоциации Латвии: «Наша ассоциация против финансирования пиратских сайтов, и все наши члены уже внедрили черные списки на местном уровне, во избежание финансирования пиратов. Проблема в том, что такие сайты появляются быстрее, чем мы внедряем черные списки. В настоящее время мы тесно сотрудничаем с неправительственной организацией "За легальный контент” в поисках новых способов остановки денежных потоков на сайты с нелегальным контентом».

Директор Всеукраинской рекламной коалиции Максим Лазебник: «Все знают, что воровать — плохо, и что пиратство — это тоже воровство, в данном случае, контента. Я не могу комментировать конкретное расследование, ибо обладаю информацией только из интернет-СМИ и фейсбук-всхлипов, к которым отношусь крайне критично. Единственное, что хочу отметить: мне кажутся неправдоподобными образы “невинных жертв”. На мой взгляд, агентства, размещающие рекламу — по всей коммуникационной цепочке — должны понимать и кто их клиенты, и какую рекламу они размещают, и на каких площадках. А также соблюдать все законы, в частности, закон о защите авторских прав и уголовный кодекс».

Первое досудебное разбирательство по финансированию нарушения права интеллектуальной собственности — это прецедент. И нам всем важно знать, что он произошел; и видеть, чем он закончится. Защита интеллектуальной собственности нужна для создания сильной экономики. Продюсерам нужно знать, что они отобьют вложенное в фильм. Стартапам и инвесторам, желающим работать в Украине, нужно знать, что здесь интеллектуальная собственность охраняется. И для того, чтобы обеспечить эту защиту, необходимы ответственность и включенность всех членов экосистемы контента. В том числе держателей рекламных бюджетов. “Следует помнить, что деньги оставляют следы. А деньги у кого? У рекламодателя”, — напомнил Андрей Осипов на той встрече с рекламным рынком два с половиной года назад.

https://sostav.ua/

Обсудить с другими читателями:
Effie
Погода
Effie