Clubhouse – что за новость и что дальше?

Эта социальная сеть известна еще с марта 2020, она родом из Штатов и только в этом году стала популярна в Европе. Интересная механика доступа и новая форма коммуникации (аудио) сделала сеть вирусной и популярной. Ну и Илон Маск :). Украинские пользователи не отстают от ажиотажа: еще вчера мы видели статистику 50 тыс. зарегистрировавшихся, на следующий день – уже сто тысяч пользователей, которые после регистрации далеко не всегда понимают "что дальше". А что дальше?

Комментарии 5365

Наиболее частое сравнение платформы среди причастных к диджитал-рекламе специалистов – радиопередачи в новом понимании.

Мое краткое восприятие платформы:

  • значительно сокращает дистанцию: как физически, так и ментально. Вам есть о чем поговорить где бы вы ни были, но
  • общение подразумевает диалог, а не просто донесение информации. Такая специфика коммуникации многим усложнит жизнь, а для кого-то сделает платформу неинтересной,
  • весь фокус и приоритет платформы заточен на контент и тех, кто его делает, – это основа существования Clubhouse,
  • платформа про контент, а не его форму. Можно забыть о строгих требованиях к визуальной части. Минималистичность платформы и голосовой контент не дадут увлечь пользователя картинкой. Максимум, где сейчас можно разгуляться, – ваша аватарка и текст био,
  • здесь и сейчас. Система обеспечивает максимальную приватность и безопасность как механикой проведения встреч, так и правилами. Аудиозаписи разговоров запрещены, даже то, что вы делаете скриншот, будет замечено модератором. Так что никаких записей (это же аудио), just live,
  • прямой рекламы нет и не планируется (пока что). Присутствие бренда или компании возможно только в связке с созданием контента. И тут две версии на ближайшее время: коллаборации или создание своего контента.

Тренды и сигналы для нас

Пока сеть только выходит на наш рынок, но всплеск и реакции говорят, что коммуникация с помощью аудио имеет спрос. Ну и подтверждение, что работа с лидерами мнений, такими как Маск, исключительность предложения "не для всех" дает хороший результат.

Механика работы платформы и возможности

Единственная форма присутствия – аудио. У этой возможности есть свой ряд плюсов и минусов, и их рассмотрение затянет на отдельную статью (или тему в Комнате): “Формат аудио: за и против”.

Кто же с кем общается?

  • Можно говорить тет-а-тет. Здесь все ясно. Звонки давно уже вышли в интернет.
  • Можно создавать закрытые встречи – митинги, созвоны рабочие, образовательные, дружеские посиделки или организационные встречи “что берем с собой на пикник”. Любые варианты для конкретного списка людей. Здесь простор для творчества по применению (самые смелые предрекают популярность платформы Zoom для этой функции, что отчасти и верно, если вам не нужно что-то показывать на встрече).

По функционалу заявлена более быстрая возможность сориентироваться: не нужно искать ссылку, дополнительно что-то вводить, как только твой “друг” по Клабхаус начнет доступную тебе беседу – ты узнаешь о ней.

  • Можно создавать открытые встречи, доступные любому. Ну почти. Такие встречи вмещают 5 тысяч человек и модерируются. Достаточно новое решение, потому о нем расскажу детальней: есть спикеры, есть слушатели, которые могут поднять руку и быть допущенными к беседе, возможности модератора позволяют построить беседу максимально интересной и безопасной. Все предельно просто и лаконично. Потому понятно и удобно. Покинуть беседу можно молча и не привлекая внимание (не нужно ждать паузы или конца какого-то блока). Построенная система оповещений позволит не пропустить встречи на интересные темы и с участием интересных людей – нужно только подписаться. Оповещения придут только те, что нужны, – ничего лишнего. Кроме интересных тем и людей, в системе действует сарафанное радио: как только пользователь создает публичную комнату – его подписчики получат оповещение, как только пользователь зайдет в комнату – оповещение получит его френдлента. Плюс общий анонс “события сегодня/завтра”. Так собирают большие собрания, презентации и Smart-talks. Не нужно ехать и сидеть в темном зале, как на конференциях офлайн, а в отличие от онлайн-презентаций – можно принимать участие, задавать вопросы.

Важно! Достаточно много моментов продумано в платформе для обеспечения безопасности. Например, запрет и невозможность делать аудиозаписи, возможность модератора просматривать профиль того, кто хочет “взять микрофон”, и потом принимать решение. Также в одной соседней стране уже известен случай закрытия аккаунта (основная версия – по жалобам пользователей) за потенциальные нарушения доверия и безопасности.

Монетизация проекта

На старте не замечены, да и не заявлены попытки монетизации. Пока платформа выходит на стабильный уровень. В дальнейшем разработчики заявили о планах на монетизацию – и прямой традиционной рекламы в них нет. Пока это концептуальное решение авторов.

А бизнес? Кому и чем может быть полезно

Однозначно тем, кто ориентирован на создание контента, удержание близкой связи со своим потребителем. Платформа про двустороннее общение и быструю обратную связь. Отличное место для лидеров мнений и медийных лиц. Из Украины в Clubhouse уже замечены Святослав Вакарчук, Сергей Жадан, Дмитрий Дубилет, Мустафа Найем и другие медийные лица, известные и широкому кругу, и не очень.

Что же для бренда?

Платформа про людей, и регистрировать компании возможность не предусмотрена. Что остается? Поскольку платформа про контент, в ближайшее время есть два пути: прямой и очевидный – в коллаборации с лидерами мнений, но это будет не сразу (лидерам мнений тоже нужно укорениться на платформе и разобраться). Второй путь длинней и интересней – стать самим создателями контента. Идей по направлениям контента множество. Главное – учитывать особенности платформы.

По сути сейчас на платформе это уже понемногу развивается, например, представители одного издания уже подбирают интересные темы, проводят встречи, получая хороший контент и для самого издания. Новые возможности дают простор для открытого творческого подхода.

Очевидные варианты проявлений: презентации продуктов и возможностей и создание контента. Важно – быть готовым и открытым к гостям своих комнат и больше практиковаться в общении формата стенд-ап.

Как и новый формат аудио, так и новая платформа Сlubhouse дают возможность для создания новых коммуникационных решений.

Что останется, когда всплеск интереса к новинке спадет?

Возможность быстро задать вопрос и получить ответ – быстрый и близкий контакт. Ну например, с лидерами мнений. Легкий поиск "клуба по интересам" для пользователей. Нет необходимости в значительной внешней подготовке к "эфиру" – ведь неважно, как ты выглядишь, важно, о чем ты говоришь, – и для пользователей, и для создателей контента. То есть Сlubhouse позиционируется как про простоту, а не сложность. Про суть, а не форму.

Стратегия продвижения платформы

Подключение ядра, которое сможет продуцировать качественный интересный контент (фокус на группе диджитал/айти/лидеры мнений), оттуда и старт работы с платформы iOS.  Инвайт позволяет покрыть схожие сферы (мы с коллегами так и зарегистрировались все :). Позже будет подключена более широкая аудитория.

Какие реакции уже сейчас

Многие платформы уже заявили о разработке некоторых функций и у себя (Twitter, например, предлагает аудиочаты в перспективе). Многие разработчики уже предлагают дополнительные фичи к самому Клабхаус, позволяющие интересней оформить профиль, например (да-да, есть даже неофициальные бета-версии для рисковых андроидов). Создано уже много ресурсов-афиш. Специалисты разных сфер также адаптируются к новым условиям – появились новые направления деятельности: модератор аудиовстреч, посредники и организаторы комнат (встреч/презентаций и т.д.), промоутеры встреч.

Есть ли будущее у Clubhouse?

Это смелый эксперимент, делающий ставку на создателей контента, не давая ни вектора, ни ограничений (только для безопасности). В Штатах сеть держится много лет, в ней созданы различные форматы: перформансы, даже аудиоспектакли. Вся сила развития в Украине легла на плечи лидеров мнений. И активность первых сулит неплохие шансы. Понаблюдаем вместе?

Автор: Лариса Балакирева, Strategic mediaplanner. Programmatic specialist, NEOS Digital Agency.

sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода