Как вы поняли, знать хотя бы минимальный объем терминов все-таки нужно. Так что разберем основные.
Основные термины маркетинга
Воронка продаж — маркетинговые активности на пути потенциального покупателя к нужному целевому действию, чаще всего продаже. Но если говорить проще, это «путь» покупателя к покупке через определенные шаги/пункты на этом пути. Пунктами выступают: осознание проблемы, интерес, желание, действие.
Автоворонка — то же самое, что и обычная воронка, но реализованная с помощью чат-ботов, автоматических e-mail-рассылок по данным CRM и прочих вспомогательных средств. Все происходит на потоке, без активного вмешательства в процесс целевого действия/покупки.
А/В-тест — вид маркетингового исследования. Используется, чтобы повысить эффективность ресурсов, которые уже есть: дизайна, текста и т.д. Допустим, вы хотите провести A/B-тест текста на лендинге, чтобы узнать, какой из вариантов будет больше триггерить пользователей. Тогда весь трафик нужно разделить пополам: одна часть увидит одну версию, вторая — другую. Результатом теста станет конверсия или другая метрика, подобранная под цели теста.
AIDA — маркетинговая модель воронки продаж. Awareness/Attention - Interest - Desire - Action (Осознание/Внимание - Интерес - Желание - Действие). Также используется при написании текстов.
4P — модель, описывающая главные составляющие исследования: Product - Price - Promotion - Place (Продукт - Цена - Продвижение - Место или Каналы продаж).
B2B — Business to business. Бизнес-модель, при которой одна компания продает продукт/услугу другой. Компания N продает стройматериалы застройщику — пример B2B.
B2C — Business to customer. Модель, при которой компания продает продукт/услуги напрямую конечному потребителю. AliExpress, Rozetka и «обычный» продуктовый магазин — это модель B2C.
BTL — Below the line. Коммуникации и активности, которые привлекают внимание к товару/услугам. Грубо говоря, это «напоминалки» о своей продукции: поздравительные открытки, дегустации, распродажи и т.д.
Google Ads — сервис Google для размещения контекстной рекламы. С его помощью можно разместить тексты, картинки и видео в поисковой выдаче. Подпись «реклама», в верхних результатах поиска — эти объявления в том числе прошли через кампанию Google Ads.
Конверсия — отношение посетителей сайта, которые выполнили нужное нам действие к общему числу посетителей сайта. Допустим, вы частный психолог и рекламируете свои консультации. Условный сайт посетило 1000 человек, а консультацию заказали 10. Тогда конверсия 10/1000 = 0,001. Определить, какая конверсия нормальная, можно только исходя из нюансов кампании и ниши. Общих показателей нет.
Линкбилдинг — способ продвижения, когда другой сайт размещает у себя ссылку на ваш. Понятие относится к SEO и считается одним из самых сложных способов продвижения.
Термины диджитал-маркетинга
KPI — Key Performance Indicator. Ключевые показатели эффективности того или иного инструмента. Разберем некоторые KPI ниже.
Ключевые слова — специальные слова, которые кратко описывают основное содержание страницы/сайта. Именно по ним пользователи и находят сайт в интернете. Они бывают трех категорий: низко-, средне- и высокочастотные. Чем больше упоминают конкретное слово в поисковике за месяц, тем «выше» его категория.
CAC — Customer Acquisition Cost. Стоимость привлечения клиента. Это количество денег, которое вы в целом потратили на то, чтобы один человек у вас что-то купил.
CPC — Cost Per Click. Это цена за клик по вашему рекламному объявлению. Рассчитать его просто: поделите рекламный бюджет кампании на общее количество кликов по объявлению.
CPA — Cost Per Action. Рекламная модель, когда рекламодатель платит за целевое действие пользователя на конкретной странице — за то, что этот пользователь заполнил опросник, оставил заявку, заказал консультацию. Сюда же входит и модель CPC.
CRM — система для управления отношений с клиентами. Это сбор всех данных о ваших покупателях в одном месте. Выглядеть это может по-разному, зависит от разработчика ПО. Но в основном это «карточки» клиентов с информацией о них или Excel-таблицы.
CTA — Call To Action. Призыв к действию. «Купи!», «Поторопись» и прочие триггерные фразы — это и есть CTA. Используется UX-копирайтерами в подписях кнопок при или «обычными» копирайтерами в текстах на сайте/паблике.
CTR — Click Through Rate. Показатель кликабельности того или иного объекта коммуникации: кнопки, письма в рассылке и т.д. Эту метрику зачастую ставят e-mail-маркетологам и копирайтерам в план.
ROI — Return On Investment. Коэффициент возврата инвестиций. Эта метрика позволяет рассчитать рентабельность вложений в бизнес, маркетинг, во что бы то ни было. Рассчитывается так: ROI = (Прибыль - Расходы на продвижение)/Расходы на продвижение x 100%.
SEO — Search Engine Optimization. Поисковая оптимизация. Это набор инструментов для того, чтобы ваш сайт/страницу видели в поисковой выдаче. К таким инструментам относятся, к примеру, составление семантического ядра, линкбилдинг и другие.
Таргетинг — рекламный механизм, благодаря которому вашу рекламу смогут посмотреть конкретные покупатели. Те, на которых вы старгетируетесь по нужным параметрам: пол, возраст, заработок, регион, интересы и т.д.
Сленг в диджитал-маркетинге
Апрувить — утверждать.
Адвокат бренда — человек, который «топит» за ваш бренд в любом случае. Это может быть как сотрудник компании, так и просто очень лояльный клиент.
Бот — аккаунт, который «косит» под реального человека. Используется в том числе для масслайкинга, масскомментинга и подоюных манипуляций.
Виральность — способность контента к быстрому органичному распространению. Например, виральным в свое время стал ролик о вакансии в «ПриватБанке». Обычно виральными становятся смешные или захватывающие ролики. Чтобы контент завирусился и стал виральным, при его создании нужно сделать упор на чувство собственной важности потенциальной аудитории. Пользователю должно быть приятно поделиться вашим контентом. Он должен поднимать самого пользователя в глазах друзей, общества. Нахваливать его чувство юмора, знания и подобные личностные качества.
Гайд — инструкция по работе с чем-то. Порядок действий для выполнения тех или иных операций: от ремонта утюга до запуска рекламной кампании в Google Ads.
Кликбейт — способ написания заголовка, при котором повышается его кликабельность. Обычно это все заголовки с кричащей интригой и НАПИСАННЫЕ КАПСЛОКОМ. При этом смысл текста, конечно, же искажается. Не делайте так, за это можно получить бан или ведро негатива от клиентов.
Кросспостинг — один и тот же контент на разных площадках. Например, вы написали пост в Телеграм и «закросспостили» его по остальным социалкам. Это помогает сэкономить ресурсы, но убавляет активность подписчиков в некоторых соцсетях.
Лендос, ленд — сокращенное название лендинга — страницы, которая продвигает одну услугу или товар.
Лид — потенциальный покупатель, который уже выполнил целевое действие на предыдущем этапе воронки продаж: оставил контакты, заказал звонок/консультацию и т.д.
Лид-магнит — бесплатная «плюшка» в обмен на контактные данные пользователя. Видели когда-то на лендингах предлагают бесплатно скачать супер-пупер работающий чек-лист по вышиванию за заполнение формы? Так вот чек-лист — это лид-магнит.
Нативка — это нативная реклама. Видео, публикация, галерея и все, что продвигает вашу идею/продукт и вписывается в контент целевого медиа.
Накрутка — незаконное увеличение целевых параметров сообществ в социальных сетях: подписчиков, лайков, комментариев. Вот здесь часто главную роль играют боты.
Охват — количество уникальных пользователей, которые посмотрели ваш контент. Если один человек посмотрел вашу рекламу 10 раз, то охват будет равен 1-му, а количество показов — 10-ти.
Плейсмент — место, где конкретно будет показываться реклама: правый блок, лента новостей, мессенджер.
Посев — массовое размещение рекламы в целевых медиа.
Реф — референс, то есть пример.
УТП — уникальное торговое предложение. То, чем вы кардинально (или хоть как-то) отличаетесь от конкурентов.
Фрод — мошенничество.
Хейтер — человек с предвзятым негативным отношением к вашему контенту. Но куда же без них?
Вместо заключения
Здесь очень краткий список терминов и понятий, но он может стать отличным подспорьем, чтобы вас точно повысили, а не так как у Вити в начале истории.
Автор статьи: Роман Шинкаренко, диджитал-маркетолог, эксперт в продвижении товаров в сфере e-commerce.