
Реклама препарата, обещающая защитить от ВИЧ, обернулась для компании штрафом в размере 16% прошлогодней прибыли.
Один из лидеров украинского фармрынка, компания «Дарница» оштрафована на 16 млн гривен за недобросовестную рекламу. Решение об этом утвердил 6 июня Киевский апелляционный административный суд. Штраф на фармпроизводителя наложила Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребинспекция) еще 4 декабря 2012-го. Рекордной для украинских фармпроизводителей санкции «Дарница» удостоилась за пропаганду незащищенного секса.
Неприятности компании принес рекламный ролик на центральных телеканалах ее дерматологического препарата «Мирамистин». Производитель продвигал это лекарство как альтернативу презервативам под девизом: «Cекс для удовольствия без инфекций».
Из рекламного ролика потенциальный потребитель узнавал, что «Мирамистин» способен в течение двух часов после полового акта защитить от различных заболеваний, передающихся половым путем, в том числе неизлечимых. «В рекламном ролике использовалось словосочетание: «действует даже на вирус иммунодефицита человека» (дословно звучит так: «Мирамистин» для профилактики эффективен даже против вируса ВИЧ». – Forbes)», – объясняет Андрей Бузинной, юрист юридической компании «Правова допомога», представлявший в судебном споре с «Дарницей» интересы Госпотребинспекции. По его словам, реклама вызвала возмущение зрителей, которые являются носителями ВИЧ. Ассоциация ЛЖВ (Сеть людей, живущих с ВИЧ) обратилась за проведением экспертизы рекламного ролика в Совет защиты прав и безопасности пациентов. Результаты экспертизы были направлены в Госпотребинспекцию.
Юрист объясняет, что претензии выдвигались не к препарату как таковому, и не к его клиническим показателям, а исключительно к формату рекламы, поскольку она, по мнению заявителей, вводила их в заблуждение, а также нарушала некоторые требования законодательства о рекламе.
Рекламный ролик «Мирамистин» снят студией Gulliverfilm. Режиссер – Игорь Стеколенко. Длительность ролика – 31 секунда. По сюжету героиня ролика – молодая девушка – ведет внутренний монолог, в котором перечисляет возможные последствия незащищенного секса. Опытная женщина советует применять «Мирамистин».
Суд первой инстанции «Дарница» выиграла, однако Госпотребинспекция одержала победу в апелляции. «Решение апелляционного суда вступает в силу с момента провозглашения – фактически, его уже можно исполнять, – заверяет Бузинной. – Дальнейшее обжалование может идти параллельно, а может повлечь и приостановку исполнения».
Юрист объясняет, что сумма штрафа в 16 млн гривен была выведена по определенной законодательством для такого рода нарушений формуле: стоимость ротации ролика в эфире, помноженная на коэффициент (пять).
«Дарница» намерена подать кассационную жалобу на это решение. На момент публикации компания не предоставила комментариев.
Кассационный суд, рассмотрев решение суда предыдущей инстанции, может оставить его в силе или направить на повторное рассмотрение. «Учитывая, что сумма штрафа значительная, компания может преследовать цель хотя бы отсрочить его выплату», – поясняет Бузинной.
Выписанный «Дарнице» штраф в 16 млн гривен – рекордный для украинских фармкомпаний. Он более чем в два раза превосходит «результат» конкурентов – компании «Фармак», которая в конце прошлого года была оштрафована Антимонопольным комитетом почти на 8 млн гривен за недобросовестную рекламу препарата «Амизон». Тогда претензии ведомства вызвала фраза: «Девять из десяти украинцев выбирают именно «Амизон». Сотрудники АМКУ установили, что это утверждение не было подкреплено соответствующими подсчетами.
Указанные суммы штрафов – смехотворны по сравнению с санкциями, которые применяются к международным фармацевтическим гигантам.
По материалам http://forbes.ua