Денег нет, но вы держитесь. Депутаты планируют радикально урезать рекламный рынок

О законопроекте, который ударит по бюджетам независимых СМИ и запретит показывать большую часть снятых когда-либо фильмов и даже некоторых мультфильмов.

Комментарии 1953
Представьте: вечер пятницы, тихий бар, вы встретились с друзьями за бокалом вина. Вы делаете совместное фото и выкладываете его в инстаграм. Представили? Поздравляю, вы только что совершили потенциально незаконное деяние — с точки зрения отдельно взятых депутатов.

А начиналось все вполне невинно. В конце прошлого года группа народных депутатов, среди которых Александр Дубинский, Даниил Гетманцев и Элла Репина, внесли в парламент законопроект о запрете рекламы электронных сигарет. Проект быстро прошел первое чтение и отправился в профильный комитет — по вопросам гуманитарной и информационной политики — на подготовку ко второму. Здесь-то и начался процесс превращения простого законопроекта в тоталитарного монстра.

Два самых ярких запрета, появившихся в процессе подготовки, звучат так: нельзя показывать где угодно — на телевидении, в кинотеатрах или в интернете — фильмы или другие видеоролики, где присутствует изображение табачной продукции. И нельзя размещать в интернете любую информацию, которая может способствовать продажам табачной продукции и алкогольных напитков. Никому нельзя, не только производителям — отсюда и пример с вашим личным инстаграмом.

Запрет демонстрации большей части снятых когда-либо фильмов (и мультфильмов — прощай не только Шерлок Холмс с трубкой, но и «Ну, погоди!» и «Капитан Врунгель») — это, конечно, проблема обывателя, читай «обычного» человека. Вопрос приобретает гораздо иной, скорее даже политический характер, если задуматься о том, откуда берутся независимые средства массовой информации — те самые, которые, теоретически, должны следить за действиями властей и стоять на страже демократии.

Общеизвестно, медиа могут быть независимыми лишь в одном случае — когда они зарабатывают деньги легально, честными путями. Источников такого честного заработка у СМИ только два: читатели и рекламодатели. Читатели в Украине, как хорошо известно, не привыкли платить за контент — особенно онлайн. А рекламный рынок слишком мал, чтобы обеспечивать безбедное существование десятков разнообразных медиа. По расчетам Всеукраинской рекламной коалиции, в 2020 году объем всего этого рынка составлял около $875 млн. Для сравнения: в России он составляет порядка $7 млрд, а в США доходит до $215 млрд.

В этом году цифра, вероятно, сократится еще сильнее, ведь под запрет, согласно поданым поправкам к закону о рекламе, попадет вся коммуникация производителей и импортеров табака и алкоголя в интернете. Более того, медиа в принципе запретят оказывать любые услуги табачным компаниям, будь-то проведение пресс-конференций или публикация официальных пресс-релизов на коммерческой основе.

Насколько критичны такие поправки для СМИ — судить самим СМИ. По нашим оценкам, если все поданные поправки пройдут второе чтение, рекламный рынок лишится 10−15% доходов. На фоне кризисного 2020-го удар может стать особенно болезненным.

Более того — законопроект предполагает немедленное вступление в силу всех указанных ограничений. Никакого периода адаптации не предполагается. Просто в один день часть контрактов превратятся в тыкву, оставив зияющие дыры в бюджетах СМИ. Кто и что заполнит эти дыры — остается только догадываться. Или спросить у депутатов.

По материалам https://biz.nv.ua
Обсудить с другими читателями:
Погода