Digital среда: опыт Восточной Европы

Ярослав Соболевски (Jaroslaw Sobolewski), CEE Manager for IAB Europe в интервью Sostav.ua рассказал о польском рынке интернет-рекламы, digital среде Восточной Европы, а также о том, чего никогда нельзя делать, рекламируя себя в интернете.

Комментарии 29801

Ярек, расскажите немного о себе. Как вы пришли в сферу интернет-маркетинга?
 
Это довольно длинная история, но я постараюсь рассказать вкратце. Когда я учился в Варшавском Университете, у меня были друзья, которые работали в компании - одном из первых интернет-провайдеров в Варшаве. И благодаря этим связям в 1997 году началась моя интернет-карьера. Тогда все было на очень ранней стадии развития - dial-up интернет, Windows 95. В свое время я занимался продажами, web-редактированием, web-дизайном, project-менеджментом, вплоть до построения отраслевой организации IAB Poland. На данный момент в IAB Europe я отвечаю за развитие IABs в Центрально-Западной Европе.
 
Вы были членом жюри украинской интернет-премии Propeller digital. Поделитесь впечатлениями об уровне работ участников. Что можете сказать об украинских digital-креаторах?
 
Отличные идеи, превосходное исполнение. Все было на европейском уровне. Лично меня поразила работа ISD Group для компании Phillips. Некоторые эксперты спорят, могут ли сайты повысить лояльность потребителя к бренду. Этот сайт точно может.  Фантастика!
 
В Украине Facebook еще не так популярен, как российские социальные сети, хотя количество пользователей увеличивается. Есть ли в Польше локальные соцсети, насколько они популярны и есть ли там реклама?

В Польше довольно популярна социальная сеть NK.pl, которая очень напоминает Odnoklassniki.ru. На этом ресурсе можно увидеть большие рекламные форматы, простейшие форматы с демографическим, географическим и поведенческим таргетингом, которые оплачиваются покликово, спецпроекты, спланированные таким образом, чтобы удовлетворять потребности бренда и аудитории, а также приложения и прероллы во время загрузки игр.

Еще один популярный ресурс – это Fotka.pl, где пользователи обмениваются фотографиями. Рекламная модель на этом сайте более-менее такая же.

В целом, единственное отличие польских соцсетей от Facebook в том, что они размещают в основном не социальную, а коммерческую рекламу.
 
А насколько вы активны в соцсетях? Чем они являются лично для вас – развлечением, инструментом?
 
Моей первой соцсетью был LinkedIn, т.к. у меня было много профессиональных связей, накопленных за годы.
Также я есть в Facebook, но использую его, скорее для развлечения. Мне нравится, когда люди делятся чем-то личным в сети. Это облегчает общение офф-лайн.
 
Интересно узнать об объемах польского рынка интернет-рекламы. Какова послекризисная динамика, рост еще наблюдается? За счет каких видов рекламы?
 
Я бы назвал польский рекламный рынок достаточно зрелым. Польша находится на 11-ом месте среди европейских стран с точки зрения расходов на онлайн-рекламу, что составляет 18,6% от общих рекламных затрат. Интернет – вторая по величине рекламная сфера после телевидения, которое охватывает 51,6% рынка.

Исследования показывают, что за первый квартал текущего года digital вырос на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Реклама в сети, включая видео, – самый популярный формат, доля которого составляет 41% и рост – 15%. Доля поиска – 36%, рост – 11%. Для объявлений – 16%, рост – 2%. Доля E-mail маркетинга выросла на 5% и составляет 6% от общего пирога. Самые быстрорастущие рекламные каналы – это  мобильный маркетинг, 109%, онлайн-видео, 49%, а также социальные медиа с 35% роста.

К слову, самые крупные бюджеты на digital тратят автомобильные компании и финансовые корпорации. 
 
В Украине уже нелегко найти рекламную кампанию, в которой не было бы digital компонентов. Причем все чаще digital-среда становится основной площадкой промотирования – это промо-сайты с различными механиками, конкурсами и т.д. Поэтому грань между digital-агентствами и фулл-сервисными агентствами стирается. А что в Польше? И как вы думаете, сотрется ли эта грань в будущем?
 
ТВ и digital являются основными рекламными каналами, поэтому они так эффективно работают в связке. Интернет-агентства все-таки предоставляют узконаправленные услуги, поэтому конкурировать с фулл-сервисными агентствами им тяжело. Хотя иногда это случается.

Я думаю, что рекламные агентства полного цикла имеют преимущество в виде сетевых ресурсов, налаженных клиентских отношений, а также сильных корпоративных брендов.

Так как рекламный рынок поделен на медиа сферы, комплексный подход к нуждам клиента все-таки выигрывает.
 
Считается, что чрезмерная реклама убивает контент. Вы можете с этим согласиться? И чего никогда нельзя делать, рекламируя себя в интернете?
 
Как бывший руководитель двух популярных порталов о недвижимости, я абсолютно с этим согласен. Но вот с другими видами медиа не все так просто. Исследования показало, что на сайтах без рекламы пользователи чувствуют себя «неуютно», им чего-то не хватает. Они объяснили это тем, что реклама – это важный месседж, необходимый для целостного восприятия сайта.

Поэтому, я считаю, что к каждой аудитории должен быть индивидуальный подход.

В целом, согласно исследованиям, следует избегать использования излишне навязчивой рекламы. Мое мнение - чем меньше, тем лучше. В любом случае, креативный контент решает все.

Ярослав приезжал в Украину в качестве спикера конференции Aegis Future Lab, где Sostav.ua и смог пообщаться с ним. 

"Было очень здорово стать частью такого успешного мероприятия как Aegis Future Lab. Медиаконференция такого высокого уровня - это действительно достижение. Все было на высоте – спикеры, презентации, публика, а также организация самого мероприятия. Мои поздравления!", - прокомментировал г-н Соболевски мероприятие.


http://sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода