«Дизайн должен быть красивым, чтобы делать окружающую среду прекрасней»

Дмитрий Клищик, лидер номинации «телевизионный дизайн» конкурса Ukrainian Design

Коментарі 3694




Мы продолжаем знакомить вас с лидерами номинаций нашего конкурса.

Лидеры номинаций – это признанные украинские профессионалы в каждой из категорий дизайна, которые формируют состав жюри в своей номинации и будут осуществлять предварительный отбор работ. Сегодня второе интервью из нашего цикла, посвященное телевизионному дизайну.

Дмитрий Клищик, лидер номинации «телевизионный дизайн» конкурса Ukrainian Design: The Very Best Of, креативный директор/партнер агентства Milk Branding

Что нужно учитывать конкурсантам, подающим работы в Вашу номинацию?  Есть ли какие-то специальные требования, ограничения, советы по выбору работ для конкурса? На что обратить внимание?

Я не знаю. У меня с конкурсами не складывалось никогда :-) Мы всегда делали нефестивальные работы, которые, тем не менее, приносили нашим клиентам немалые деньги. Хотя, пожалуй, когда мы придумали “Кровь с молоком” в 2003-м и впервые это сняли в этой стране на кинопленку (до этого заставки на “кино” никто не снимал) с невероятным рапидом в 250 кадров в секунду, которым сегодня никого не удивишь – это было вполне фестивально. Но мы об этом не думали. Мы просто думали о том, как сделать работу отличной от других. Как сделать то, что никто не делал до нас. Как задать новую планку для индустрии.
Наверное, это и есть рецепт – стараться прыгнуть выше себя. Сходить туда, куда еще не ходили. Самое трудное тут – не испугаться убедить вашего заказчика. 

Что общего у работ, которые победили в Вашей номинации в прошлом году? Можно ли вывести какие-то критерии победы-2012?

Это из области советов для теледизайнеров вообще. Теледизайн, удивительная область, в которой сочетаются много дисциплин – сторителлинг, режиссура, анимация и графический дизайн. И графический дизайн безусловно является основополагающим. Вы можете делать чудесную живую анимацию, рассказывая с её помощью увлекательную историю по всем режиссерским канонам, но если у вас плохой шрифт в заставке, то это всё, что угодно, но только не хороший телевизионный дизайн. Мы когда-то поспорили с одним коллегой о теле-, веб- дизайнах. Он утверждал, что это какие-то удивительные области, которые отличаются от граф. дизайна радикально. Но поверьте опыту – теледизайн – это графический дизайн с надстройками. И если у вас проблема с типографикой – ваши произведения ничто не спасет. Учитесь работать со шрифтом – и вы станете ближе к лучшим образцам, которыми мы восхищаемся на профессиональных ресурсах в интернете.
Я почти не видел работ прошлого года, к сожалению. Но уверен, что как минимум с типографикой там было всё в порядке. Иначе иностранное жюри бы их просто не пропустило. У них с образованием всё в порядке.

Какие мировые тренды существуют в Вашей номинации? Что нынче "носят" в мире?

Мировые тренды в теледизайне, как в разновидности эфирного промоушена, последние годы направлены прежде всего на понятное донесение информации или имиджа. Но прежде всего информации. Обратите внимание на количество и качество служебной графики (анонсы, меню и прочая навигация) у западных телесетей. На работы Troika, Trollback+Company, Gedeon. Теледизайн почти ушел от абстрактного украшательства или самолюбования красотой движущихся фигур. Смысловое сообщение стало основой.
Если говорить о стилистических трендах... В моде лаконичность, наверное. Даже 3D становится всё лаконичней и лаконичней (не имеем ввиду российский телевизионный дизайн :-). На первый план вышли цвет, фактура, много света. На второй план отошли сложные, сложносоставные графические элементы. И в моде хорошие креативные идеи, когда ты понимаешь, что отдельная заставка или система визуальной идентификации канала построена не просто на визуальном приеме, но на “большой” стержневой идее, которую можно было бы реализовать кучей способов и она осталась бы интересной. Как, простите, M1 или “Коли ти вдома”, который мы придумали для СТБ, которые уже делались и переделывались, но суть оставалась прежней. Хотя это касается больше оформлений каналов, конечно, а не заставок отдельных программ.

Что такое "крутой дизайн" на Ваш взгляд? Ваше собственное определение гениального дизайна?

Это дизайн, который понятно доносит сообщение. Т.е. смысл, который посылающий хотел отправить тому, кто смотрит. При этом сделанный на максимально высоком эстетическом уровне. Дизайн должен быть красивым, чтобы делать окружающую среду прекрасней. Стиль – на втором плане.
Здесь есть интересный момент. Картинка может быть неприятной, чтобы донести смысл точнее, в некоторых случаях. Но ты всегда отлечишь, была ли она сделана грамотным или безграмотным эстетически человеком. Это на уровне ощущений. И в первом случае она неприятна, но красива какой-то своей внутренней красотой, во втором случае – она просто уродлива. Можно было бы возразить: “А как же эстетика улиц, с их объявлениями, жуткими вывесками... “. Сами по себе эти проявления уродливы, но когда мы их видим в интерпретации кого-нибудь, кому эта эстетика интересна, мы видим интерпретацию – взгляд человека, которые увидел в этом гармонию, сфотографировал под определенным углом, откадрировал, сколлажировал. И результат такой интерпретации – снова гармоничен.

Какой дизайн / дизайн чего (не обязательно из вашей номинации) Вас поразил в последнее время?

Я перестал поражаться дизайном. Стал “отмечать” про себя какие-то выдающиеся вещи. Это проблема количества лет, видимо, которые довелось провести в профессии. Как ни странно, мне всегда больше запоминаются вещи из смежных областей. В основном из архитектуры, ландшафтного дизайна или предметного. Из недавнего мне очень запомнился проход для людей через водоем, т.е. как бы мост, который был сделан в виде открытого кверху короба, перила которого шли почти вровень с водой. Т.е. это был как бы жёлоб утопленный в воде. Проект был немецкий, как мне кажется, но я не упомню название бюро. Была в этом какая-то щемящая красота.
В этом году, благодаря коллегам, открыл для себя два понятия: моно-но аварэ и ваби-саби. Глядя через их призму, понимаешь что самые удивительно красивые вещи в мире имеют в себе общее. И в дизайне тоже.

Какое значение дизайн играет в Вашей жизни (помимо работы)? Окружаете ли Вы себя в обычной жизни какими-то дизайнерскими вещами (в широком смысле этого слова - от дизайна своего телефона до вида из окна квартиры :-)) 

Меня в любом случае окружают дизайнерские вещи, потому что дизайн везде. Куда не посмотри. Всё, чем мы пользуемся было кем-то спроектировано. Не всегда удачно, но было. Я люблю красивые вещи, но если их функционал постоянно не оправдывает себя – они надолго не задерживаются. Даже от просто красивых вещей, не исполняющих какой-то действенной роли, хочется избавиться, если они начинают мешать. Но у меня почти нет вещей, которые эстетически безграмотны.
Дизайн в моей жизни играет большую роль, хотя эта роль и менялась со временем. Всё равно, конечно, это связано с работой. В обычной жизни ты об этом не думаешь. Дизайн может играть какую-то роль помимо работы, только в жизни людей, которые не занимаются им каждый день. Так вот... Для меня время, когда я непосредственно делаю дизайн своими руками – медитация. В каждую минуту которой ты растешь эстетически, приумножая количество красоты в мире. Когда ты ведешь линию, когда располагаешь буквы или выверяешь расстояние между ними или играешь с их размером. Когда ты без линейки попадаешь точно посередине и использование инструмента Align только убеждает тебя в этом. Когда ты честно выполнил работу и уверен в ней на сто процентов ты вырастаешь как личность. Когда ты общаешься с заказчиком, искренне пытаясь ему помочь, ты растешь как человек – становишься чувствительнее, учишься лучше слышать и проявлять эмпатию. Так что – да, дизайн играет большую роль в моей жизни.

 

Обговорити з іншими читачами:
Погода