Экспертные мнения об эротическом ТВ-контенте

С целью улучшения понимания проблем и возможностей для развития рынка платного ТВ ассоциация «Телекоммуникационная палата Украины» начала реализацию проекта по опросу мнений экспертов рынка телекомуслуг.

Комментарии 1762

События на Востоке страны, запрет трансляции российских программ, обвал гривны и общая потеря более 400 тыс. абонентов в прошлом году привели к плачевному состоянию рынка платного ТВ. Сейчас уровень доходов с одного абонента ТВ в Украине в среднем составляет 1,25 евро, что значительно меньше чем в других европейских странах, где он составляет 35-36 евро (согласно исследованиям IKS Consulting). Ситуация на рынке заставляет провайдеров искать дополнительные доходы с целью хотя бы его стабилизации, например, запуск так называемого взрослого контента.

По оценкам президента компании ВОЛЯ Сергея Бойко, запуск взрослого контента может дать рынку платного ТВ 1,5-2,5% дохода. В экономически стабильной ситуации на подобные телеканалы подписывались 7% абонентов платного ТВ.

Катерина Федорова, представитель канала XXL

Опыт и практика ретрансляции «взрослого» контента согласно современной Европейской традиции.

  С 2009 года в Украине все никак не могут решить вопрос ретрансляции «взрослого» контента. С одной стороны, это большая ответственность, которую не хотят (а надо ли?) брать на себя соответствующие чиновники. А, с другой стороны, этот факт порождает все большее отсутствие контроля и процветание пиратства в Интернете в этой сфере.

Как же с таким «контентом» борются в других странах? Обычная практика – большинство таких каналов лицензировано, но с определенными обязательствами, как правообладателей, так и ретрансляторов (провайдеров, телеканалов). Во-первых, самое главное правило – обязательно должно быть получено письменное согласие абонента смотреть каналы у себя в пакете. Во-вторых, такие каналы должны иметь соответствующие возрастные метки. В-третьих, практикуется двойная кодировка или «родительский контроль». Также зачастую такой контент транслируется только в определенные ночные часы. Хотя, в интерактивном телевидении или при продаже «а-лякарт» временное ограничение не обязательно, здесь все решает сам абонент, и ответственность, соответственно, лежит тоже именно на абоненте.

Почему этот вопрос должен быть тщательно и добросовестно продуман? Потому что значительное увеличение количества трансляций таких программ (согласно показателям измерения аудитории во Франции и других странах) приводит к тому, что большое количество несовершеннолетних попадают под их негативное влияние, о чем свидетельствуют многочисленные официальные доклады о необходимости повышения информированности о вреде таких программ для детей и подростков.

Кто может оградить молодое поколение от негативного влияния «взрослого» контента? Закон? Регулятор? Провайдер? – Думаю, реально это может сделать только взрослый, который находится рядом. Т.е. основная ответственность действительно должна лежать на абоненте, который платить за то, что хочет смотреть, и который по всем Законам ответственен за своих детей. А остальные участники процесса (регулятор, провайдер и сам правообладатель) должны установить такие правила, при которых абонент сможет официально, письменно, по собственному желанию и под собственную ответственность их соблюдать и за свои деяния отвечать.

Как оградить молодое поколение от негативного влияния «взрослого» контента? Максимально обезопасить молодежь от пиратского неконтролируемого вредного контента в Интернете; установить максимальный контроль над обязательством провайдера получать письменное разрешение абонентов на получение доступа к такому контенту и кодировать каналы; установить максимальный контроль над обязательством правообладателя кодировать каналы и устанавливать возрастные метки.

Артем Афян, управляющий партнер АО «Юскутум»

По Вашему мнению, есть ли юридические нормы, которыми запрещено трансляцию эротики, в частности, происхождением из стран Европейского Союза?

 Прямых норм, запрещающих транслировать эротический контент (включая контент европейского производства), в украинском законодательстве не существует. При трансляции такого контента необходимо учитывать несколько основных условий, установленных законодательством (статья 13 Закона Украины «О защите общественной морали»):

 1)      транслятор соответствующих программ должен блокировать передачу кодированного сигнала таким образом, чтобы прием сигнала стал невозможным без устройства декодирования;

 2)      трансляция соответствующих программ допускается с 24 часов до 4:00 (сокращение времени трансляции может быть предусмотрено органами местного самоуправления);

 3)      перед трансляцией соответствующих программ обязательно должно появляться звуковое или текстовое сообщение о характере программы и запрете просмотра или прослушивания ее несовершеннолетними.

Кроме того, ретрансляция программ и передач, содержание которых соответствует требованиям Европейской конвенции о трансграничном телевидении, на территории Украины не ограничивается. Речь идет о всех иностранных программах, которые «уважают достоинство человека и основные права других людей». Такие программы, в частности, «не должны быть непристойными и, в особенности, содержать порнографию; а также чрезмерно выделять насилие или побуждать к расовой ненависти». Также конвенцией запрещено транслировать программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков.

Все упомянутые в конвенции критерии, во-первых, предусмотрены в нашем законодательстве; во-вторых, очень неконкретны и субъективны. Это вечная проблема разграничения разрешенного с запрещенным. Ведь пока ни одна страна в мире не вывела стопроцентный успешный рецепт, как отличить эротику от порнографии и ее производных.

Какая роль отраслевых регуляторов по нормированию распространения эротики? Возможна ли саморегуляция либо же сорегуляция данного вопроса?

В феврале 2015 года вместе с упразднением комиссии по морали в Закон Украины «О защите общественной морали» были внесены изменения, согласно которым обязательство контроля за соблюдением требований законодательства в этой сфере, кроме государственных органов, возлагается также на «творческие союзы, действующие в области культуры и искусств, журналистики».

 Речь идет о так называемом общественном контроле. Исходя из этого, такие творческие союзы теперь теоретически имеют возможность влиять на формирование норм распространения эротики. А практика уже покажет, насколько в такой сфере в украинских реалиях возможна само- или хотя бы сорегуляция.

Эксперт ТПУ, Константин Грицак:

В рамках Рабочей группы провайдеров при Национальном Совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания буквально недавно разработан Меморандум по защите несовершеннолетних при предоставление программной услуги, который является документом общего регулирования и саморегулирования в сфере предоставления программных услуг.

Данный Меморандум не есть нормативно-правовым актом, а является актом социальной ответственности бизнеса и состоит в частности с двух блоков:

В Меморандуме обращается внимание на неуклонное выполнение существующих норм законодательства в части основных условий: кодировки, ограничения по времени и предупреждении о трансляции таких программ.

Также предлагаются дополнительные оберегающие несовершеннолетних условия – запрет на рекламу такого контента, предоставлять бесплатно, а также широкоразъяснять об ответственности родителей за просмотр несовершеннолетними таких программ.

Мы очень надеемся, что Меморандум будет поддержан регулятором – Национальным Советом.

По материалам пресс-релиза

Обсудить с другими читателями:
Погода