Инновации – это жизнь нашей компании

О шоколадном рынке Украины в интервью Sostav.ua рассказывает Арина Шебанова, маркетинг-директора компании «Шоколадная фабрика «Millennium».

Комментарии 5116

Охарактеризуйте, пожалуйста, сегодняшнее состояние рынка шоколада. Как себя чувствует категория после демпинговой войны?Не пострадало ли восприятие категории у потребителей?

Сегодня, к сожалению, не приходится говорить о  последствиях прошлогодних демпинговых войн. Намного большее влияние оказывает нестабильная ситуация в стране, падение доходов граждан, негативные ожидания и, как следствие, снижение потребления во многих категориях. Особенно, этот негативный тренд падения объемов рынка коснулся шоколадных категорий. По данным компании ACNielsen, в феврале – марте 2014 г. рынок коробочных конфет упал на 20%, а шоколада - на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (объем в кг). При этом все производители были вынуждены поднять цены на шоколад ввиду ряда причин: во-первых, изменение курса гривны к мировым валютам, а в шоколаде большая доля импортного сырья; во-вторых, из-за роста цен на какао на мировых рынках. Сложившаяся ситуация приводит к многоэтапному росту цен, что тоже не способствует росту категории.

Расскажите, пожалуйста, о трендах, которые пользуются популярностью на рынке шоколада сейчас, в условиях кризиса в стране?  

Мы видим значительные отличия в изменении потребления шоколада сегодня по сравнению с кризисом 2008 года. В 2009 году из-за изменения курса гривны цена шоколада выросла в 2 раза и многие покупатели переключились на продукты в более дешевых ценовых сегментах. Т. е. продажи  шоколада в премиум и среднем  ценовом сегменте падали, best price – росли. Именно в этот период на рынке появилось много предложений с дешевыми заменителями настоящего шоколада. Сегодня ситуация иная. Несмотря на общее сокращение потребления и рост цен, люди остаются верны своим любимым маркам и продуктам. Продажи в дешевом сегменте упали даже больше, чем в остальных. Это говорит о том, что люди в условиях сегодняшней ситуации стараются побаловать себя любимыми проверенными продуктами, только, возможно, делают это немного реже.

Лидирующие бренды вашей категории стремятся вводить новые формы и решения, а вы планируете какие-то глобальные изменения по отношению к своим продуктам?

В 2014 году мы выпустили линейку продуктов Любимов – шоколадные стики. Это продукт, где успешно сочетаются особенности шоколадных конфет и батончиков.

В то время как рынок шоколада падает, нам очень хотелось создать продукт, который занял бы «свою нишу» и при этом имел высокую частоту покупки. Мы провели много исследований и увидели, что существует ниша «снековых» шоколадных продуктов. С одной стороны, есть шоколад, вкусный и полезный, но большой и дорогой, где основная ЦА - женщины. С другой стороны – шоколадные батончики, недорогие и небольшие, но позиционирующиеся как высококалорийные продукты для быстрого перекуса с основной ЦА – подростками. Что же делать женщинам, когда хочется перекусить чем-то  вкусным и при этом сохранить фигуру?  Продукт должен быть элегантным, женским и понятным.

Когда мы разрабатываем новый продукт, мы живем этим: собираем мобильную команду, состоящую из маркетологов, R&D-технологов, производственников, инженеров, которая думает, обсуждает и генерирует идеи, как максимально учесть реалии и тенденции рынка, предпочтения потребителей и возможности  производства. В этом наше отличие. Мы не создаем продукт постепенно, утверждая каждый этап разработки от идеи до промышленных образцов и передавая каждый этап от отдела к отделу. Мы делаем всё вместе, параллелим  максимально возможное количество процессов, что дает, во-первых, скорость, во-вторых, гибкость, а в-третьих, понимание всей командой общей цели – того, к чему мы стремимся.

Есть ли у вас категорийные инновации, разработанные в Украине или адаптированные из других стран?

Нам не привыкать к инновациям. В 2000 году наша компания первая в Украине выпустила пористый шоколад и шоколад с цельными орехами. Мы первыми стали использовать для шоколада картонную упаковку с прозрачным окошком (чтобы видно было продукт). В 2006 году мы первыми создали целую линейку конфет в коробках, кардинально отличающихся от существующих тогда на рынке. Это и конфеты «Любимов» в виде индивидуально завернутых сердечек в коробке с парчовым бантиком, и конфеты «Любимов Truff» c миндалем (вкусный и полезный снэк), и конфеты «Фрукты в шоколаде», где мы используем семь! разных фруктов и три вида шоколада в одной упаковке.

В 2013 году мы внедрили ряд инноваций, для их реализации потребовались значительные инвестиции в оборудование и R&D.

Как вам удалось договориться с корпорацией Disney, насколько мы знаем, вы официальный производитель плиток под брендами Винни-Пух, Русалочка и т. д.?

Впервые мы задумались о возможностях развития детского ассортимента с помощью лицензионных продуктов в 2007 году, ознакомившись с результатами исследования «BRANDCHILD» - самого масштабного в мире исследования, посвященного поведению детей и подростков и их отношениям с брендами. Стало понятно, что лицензионные продукты – один из наиболее успешных способов завоевания детской аудитории. В Украине на тот момент в продуктах питания это направление было не развито, и мы имели возможность выбирать партнера.

Договориться с Disney было непросто, у них очень высокие требования не только к качеству и безопасности лицензионных  продуктов, но и морально-этические, социальные и экологические требования к производителям-лицензиатам. Мы успешно прошли целый ряд аудитов: производственный, финансовый, социальный и экологический. Для проведения аудитов привлекались известные международные компании. Высокие стандарты производства позволили получить лицензию на бренды Disney не только в Украине, но и в страны СНГ и Израиль.

Вы специалист высокого уровня, участвуете в профильных международных выставках, обмениваетесь опытом с зарубежными коллегами. Расскажите об особенностях формы украинского шоколада и способах его потребления, хочется  интересных и необычных деталей.

Шоколад едят в три приема. Первый – глазами (и тут дизайнеры делают все, чтобы шоколад оказался в ваших руках). Второй - опять же глазами: вы освобождаете шоколадную плитку из ее блестяще-шелестящих одежд и созерцаете гладкую сверкающую поверхность, источающую аромат терпкий (горький) или нежно сливочный (молочный и белый). И наконец третий прием – когда вы, собственно, пробуете шоколад и наслаждаетесь гаммой ощущений… И тут, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.

В разных странах мира очень отличаются вкусовые предпочтения потребителей. В Бельгии, например, популярен молочный  шоколад со сливочно-карамельным вкусом. Во Франции любят черный шоколад с апельсином, в Японии – острые сорта черного шоколада с васаби, в Англии популярен шоколад с мятой. Еще недавно тенденцией шоколадных новинок в Европе был шоколад с фруктами и специями. Сегодня – это шоколад с цветами. Так что шоколад с фиалками – последний писк моды в Европе. Украинцы предпочитают шоколад с орехами. Среди молодежи наиболее популярным остается молочный шоколад, но чем старше становятся потребители, тем больше они переключаются на черные и экстра-черные сорта шоколада. Эта тенденция характерна для всей Европы.

Еще несколько лет назад экстра горький шоколад с содержанием какао более 70% практически не был представлен на рынке. Сегодня доля этого шоколада постоянно растет, и все производители добавили этот продукт в свои портфели. В Украине очень много брендов  плиточного шоколада с похожим ассортиментом, поэтому потребители выбирают бренд, а не продукт. При этом достаточно холодно воспринимаются новинки, здесь превалируют традиционные вкусы. А вот в сегменте конфет в коробках нашим покупателям хочется всегда чего-то нового.

Интересно заглянуть во внутрь вашего шоколада, если так можно сказать. Как создается рецептура, откуда завозится сырье?

У нас есть чудесный сайт www.millennium.dp.ua, посетив который можно заглянуть в нашу шоколадную мастерскую, узнать, как производится шоколад, задать вопросы нашим шоколатье. Я приглашаю всех, кому интересно, познакомится с шоколадным производством, заглянуть в нашу виртуальную шоколадную мастерскую.

Из всей линейки выпускаемых вами продуктов что, по вашему мнению, пользуется повышенным спросом и почему?

ШФ «Millennium» уже 15 лет производит шоколад, я работаю в компании 10 лет. Мы пережили много изменений на рынке: череду различных тенденций, кризисов, роста и стагнации рынка. Однако все эти годы мы устойчиво росли, понимая своих потребителей и удивляя их новыми продуктами. Поэтому сказать, что какой-то продукт лучше, а какой-то хуже, я не могу. Каждый продукт прошел через мои руки и мою душу, и для меня все они, как дети: каждый хорош по-своему, каждый выполняет свою роль и вносит свой вклад в развитие компании и рынка.

Недавно один из брендов фабрики был партнером Best Marketing Innovations – конкурса инновационности маркетинг-команд. Что для вас инновационность? Какие инновационные решения предлагает и воплощает «Millennium»?

Для нас инновации – это жизнь нашей компании. Это возможность существовать на высококонкурентном рынке не за счет ценовых войн, а за счет возможности чувствовать рынок и будущие потребности покупателей. Мы пытаемся увидеть больше и сделать лучше, чем другие. 


http://sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода