Ирина Качура: «Любая инновация приходит из-за невозможности делать по-старому»

Ирина Качура, вице-президент по маркетингу Carlsberg Ukraine, подвела итоги 2020 года.

Комментарии 2649

Как пандемия коронавируса повлияла на рекламно-коммуникационный рынок и на ваш бизнес?

Нужно отметить, что пандемия и карантин ударили по всем аспектам бизнеса: это и изменения в поведении потребителей, в ситуациях потребления нашего продукта, отмена некоторых привычных точек соприкосновения с потребителем. Здесь мы претерпели значительные изменения. Кроме того, во время карантина полностью обнулился канал HoReCa, и все производители, которые работали через этот канал, потеряли часть продаж. Конечно, нельзя не отметить, что это значительно повлияло на динамику разливного пива и эту часть нашего бизнеса.

В целом пандемия усилила все тренды, которые до этого были на рынке. Например, тот же E-commerce уже давно развивался, но активно рванул вперед во время пандемии. Тренд на ЗОЖ и заботу о себе – так же не новый, но именно в этом году он усилился, а производители в большем количестве предложили инновационные запуски продуктов, поддерживающие этот тренд.

Какие шаги предприняли в 2020 году, чтобы сохранить бизнес?

Первым в фокусе стало поддержание непрерывности бизнеса и обеспечение его работы с минимальными потерями под влиянием внешней ситуации, а также безопасность наших сотрудников. Это то, к чему мы приложили максимум усилий. Мы быстро среагировали и сделали все, что б наши люди могли работать удаленно, а те, кто в силу своих функциональных обязанностей не может оставаться дома – имели уверенность в безопасности своего рабочего места и поддержку со стороны компании.

Когда эти вопросы были решены, мы перешли к вызовам, которые пришли с пандемией: как поддержать потребителя и удовлетворить его потребности в это время. Поскольку мы потеряли часть точек соприкосновения с потребителем (мероприятия, концерты, ивенты, фестивали), то начали придумывать новые схемы работы и новые пути к достижению своих целей.

Какие инновации стали применять в 2020 году для своего бизнеса?

Стоит отметить, что мы смогли упростить много внутренних процессов – автоматизация документооборота и переход в онлайн весомой части работы, которая, казалось бы, не могла функционировать вне офиса. Например, для нас, как для маркетинга, очень важна часть дегустации новых продуктов. Обычно мы все собирались для пробы и оценки новой жидкости, но, когда это стало невозможным, дегустацию так же пришлось «отправить на удаленку» – с предварительной рассылкой образцов домой. Так мы приспособились к новой реальности без потери важной части нашей работы.

Так же пандемия подтолкнула нас делать ивенты онлайн. С одной стороны — это поддержание потребителя и удержание той эмоциональной связи, которая есть с брендом. С другой стороны — для бренда это возможность быть на связи и предложить что-то новое в этот период. Например, бренд Tuborg, который в целом и строится на платформе музыки и ивентов, провел ряд онлайн-мероприятий с украинскими артистами, поддержал новый формат фестиваля Atlas и сделал большую digital-кампанию с промо домашних вечеринок.

Любая инновация происходит из-за невозможности делать по-старому. Если б внешние обстоятельства нас не заставляли, человечество никогда б не развивалось. Как пример, тот же канал E-Commerce, который в мире развивался уже давно, но в Украине пока был не так популярен (объём продаж через этот канал не достигал даже 1%). Когда во время карантина закрылась HoReCa, то этот канал привлек внимание многих новых категорий. Мы также усилили свое присутствие в E-Commerce, на многих торговых площадках, вошли в службы доставки еды. В целом, у нас было много экспериментов, что б понять, какие способы для нас самые эффективные.

Это год – классический пример того, как внешние вызовы заставляют изобретать новые способы вести бизнес, общаться с потребителями, создавать продукты. И, конечно, 2020 год у нас останется годом приобретений, годом, который заставил нас быть мультиинновационными, потому что по-другому было нельзя.

Какие вы видите пути выхода из кризиса, что для этого делаете?

Я не склонна называть эту ситуацию кризисом и не считаю, что из него есть выход. Это уже «новая нормальность», как сейчас называют этот период. Это норма, в которой мы и далее будем существовать, все наработки 2020 года останутся с нами и станут базовой частью нашей работы.

Конечно, ситуация с локдаунами имеет очень большое влияние на экономику и здесь мы можем говорить о последствиях пандемии в плане экономического кризиса и кризиса покупательской способности. Мы понимаем, что будут некие ухудшения и они будут влиять на всю потребительскую корзину, поэтому планируем адаптировать портфель и менять фокусы в каналах коммуникации. Необходимость адаптироваться – это то, что мы будем в себе развивать и это то, что поможет нам справляться с дальнейшими вызовами.

Какие прогнозы можете дать на 2021 год?

Не могу сказать, что 2021 обещает нам улучшение ситуации, а тренды, которые усилились в 2020, будут продолжаться. Скорее всего, первая половина года будет лишена оффлайновых мероприятий, поэтому придётся продолжать адаптировать свои коммуникационные миксы для эффективного общения с потребителем.

Что точно можно сказать, так это то, что потребители очень сильно поменялись. ЗОЖ, забота о себе и своем здоровье, локальность – все больше становятся не трендами, а частью нашей жизни. Кроме того, потребители, которые открыли для себя онлайн-шопинг, уже не захотят от него отказываться и значительно уменьшат посещение оффлайновых магазинов. Также стоит отметить, что после того, как вирус будет полностью взят под контроль, у потребителей с новой силой возродится потребность в путешествиях и получении реальных впечатлений (может уже в 2022).

Также в новом году придут новые тренды, связаные с рабочим пространством. Уже сейчас идет много дискуссий на эту тему: выйдем ли мы в офисы или останемся работать удаленно, вернутся ли бизнес-поездки или формат Teams-встреч станет теперь основным и т. д. Все эти сферы только начинают свои изменения и, определенно, привлекут к себе внимание в будущем году.

sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода