Исследование платежных систем Украины

Агентство KNSKA провело исследование бизнес-моделей платежных систем и финансовых компаний на рынке внутренних платежей и переводов с целью выявления возможностей создания новых конкурентоспособных бизнес-моделей для игроков части рынка не занятой «большой тройкой».

Комментарии 1306
В рамках исследования было проведено более 30 глубинных интервью с представителями банков, платежных систем, финансовых компаний, представителями бизнеса, которые пользуются услугами платежных систем и финансовых компаний для сбора платежей населения.

Мы обнаружили множество пересечений и взаимодействий среди участников и самих платежных систем. Игроки второго эшелона используют более открытые стратегии поведения на рынке. Исследования показали, что между платежными системами существуют партнерские отношения, происходит обмен информацией и взаимообмен услуг, обмен списками получателей (предприятиями, которые пользуются услугами платежных систем и финансовых компаний для сбора платежей населения), так и предоставлением пунктов приема платежей для сторонних платежных организаций. Можно констатировать факт – на рынке присутствует отстроченная конкуренция, ситуация, когда сотрудничество более выгодная стратегия в конкретный период времени.

В связи с этим, некоторые платежные системы создаются основанными на модели агрегации списков получателей и пунктов приема платежей, расширяя таким образом список предоставляемых услуг. Самым крупным независимым агрегатором на рынке является банк «Фамильный» со своей платежной системой «FLASHPAY».

Потенциал и тенденции.

“Компании, пользующиеся услугами платежной системы FlashPay и платежного интегратора Банка Фамильный – это представители финансового и коммерческого рынка, которые осознали, что шеринговая стратегия и стратегия отрытых АПИ более дальновидны и эффективны, чем стратегия замкнутых внутренних систем. Аутсорсинг непрофильных сервисов у специалиста этого рынка – всегда дешевле, оперативнее и качественнее, чем создание собственной системы регулярных платежей. Особенно, когда компания –подрядчик, в частности Банк Фамильный сам не конкурирует с ними за «конечного плательщика» в сегменте b2c” Ольга Долженко, Пред Пр «БФ» и ПС (50 участников ПС). - делится перспективами развития рынка платежей в Украине

Председатель Правления банка «Фамильный» (платежная система «FLASHPAY») Ольга Долженко

По ее мнению, для игроков рынка платежей можно определить следующие стратегические тенденции:

- усиление конкуренции между банками и небанковским финтехом, «подогреваемое» анонсированным НБУ изменением платежного законодательства Украины в части гармонизации с зак-вом EU, которое позволит небанковскому финтеху вступить в борьбу за клиента в услугах, который ранее предоставлялись только банками (электронные деньги, платежные счета, эмиссия платежных средств);

- банки продолжат повышать качество своих дистанционных каналов обслуживания, в частности internet-banking и mobile-banking, наполняя их сервисами и предоставляя базовые сервисы (регулярные платежи) практически бесплатно;

- в связи с регуляторными изменениями платежного рынка будет появляться множество финтех-стартапов, в том числе и с иностранным финансированием, которые будут пытаться реализовать новые платежные функции: инициирование платежа (PISP) и предоставление консолидированной информации по платежному счету (AISP);

- в связи с анонсированным офисом нового президента проектом E-gov (государство в смартфоне), возможно, начнется работа над унификацией биллингов, процессов и решений платежного сервиса для коммунальных и госкомпаний, собирающих регулярные платежи населения.

Перспективная бизнес-модель.

C одной стороны, широкое распространение на рынке имеет традиционная бизнес-модель, где основной доход приносят продажи ограниченного количества бестселлеров, а именно телекоммуникации и коммуналка. Однако, также используется стиль бизнес-модели «ДЛИННЫЙ ХВОСТ» — предложение большого количества платежных продуктов, большая часть из которых продается относительно редко.

Еще более прогрессивным стилем бизнес-модели для взаимодействия с клиентами – партнерами являются МНОГОСТОРОННИЕ ПЛАТФОРМЫ, которые объединяют две или более различных, определенным образом связанных групп потребителей. Такие платформы ценны для одной группы потребителей только в том случае, если присутствует и другая группа. Ценность многосторонней платформы в том, что она является многопользовательской, она привлекает все большее число клиентов: это явление называется сетевым эффектом. Использование этого стиля актуально для рынка, потребитель все чаще пользуется услугами маркет-плейсов, адвайзинговых платформ, а значит готов к такому сервису и в части платежей и переводов.

В разработке бизнес-моделей платежных систем в рамках стиля многосторонней платформы необходимо выделять два компонента:

•Владелец – разработчик многосторонней платформы должен наполнить ее готовыми решениями. Готовые Решения - инструменты платежей и переводов: электронные деньги, трансграничные платежи, переводы с аккаунта на аккаунт, переводы с карты на карту и т.д. С развитием рынка будут появляться новые продукты и запросы, которые необходимо будет в кратчайшие сроки реализовывать.

•Суть данного стиля бизнес-модели и состоит в том, чтобы не самостоятельно разрабатывать новые инструменты, а привлекать партнерские инновационные инструменты, т.е. насыщать платформу активными решениями. Под Активными Решениями мы понимаем те, которые связывают функционал с клиентским опытом, динамично развиваются и адаптируются в соответствии с потребностями клиентов, а также состоят из компонентов, поставляемых различными партнерами, объединенными в единую платформу.

Таким образом, на рынке платежей и переводов актуальны два больших направления, которые должны сбалансированно осуществляться в рамках единого портфеля бизнес-модели:

Направление 1 - Наращивание «готовых» и «активных» решений;

Направление 2 - Наращивание технической и технологической мощи – «цифровых ценностей».

«Наличие в бизнес-модели этих функциональных направлений запускают «МАХОВИК РОСТА», что в свою очередь позволяет разрабатывать все более клиенториентированные решения на основе новых данных и алгоритмов. Чем лучше становится клиентский опыт, тем сильнее растет клиентский спрос и количество приобретаемых клиентами продуктов. Все это помогает компании постоянно получать новые данные о клиентах и улучшать алгоритмы, увеличивая их точность и эффективность», - заключает Марк Кестельбойм, стратегический директор агентства KNSKA

KNSKA агентство:

Марк Кестельбойм – стратегический директор
Ольга Канская - PR-стратег
Наталья Колотова – маркетинг-директор

Иван Юрьев, Леся Войтенко - маркетологи

По материалам пресс-релиза
Обсудить с другими читателями:
Погода