Компания YouScan, специализирующаяся на аналитике соцсетей, провела исследование, чтобы выяснить ключевые тренды, которые повлияли на поведение аудитории во время масштабных распродаж.
В процессе исследования анализировались данные из соцсетей с 19 по 30 ноября 2021 года. Общее количество публикаций составило 128 тыс.
Пик обсуждений пришелся на саму Черную пятницу 26 ноября, после чего всплеск пошел на спад.
Наиболее активно событие обсуждали женщины (более 70% аудитории). Пользователи в возрасте от 25 до 35 лет вовлекались в обсуждение скидок и распродаж чаще, чем другие.
Из общего количества постов о Черной пятнице меньше половины, то есть 48%, – мнения пользователей. Остальные 52% – это брендовый контент разных видов: коммерция (объявления о продаже), промо (посты, направленные на повышение узнаваемости бренда), реклама и розыгрыши.
Большая часть аудитории обсуждала скидки нейтрально, а количество позитива и негатива оставалось примерно на одном уровне.
Обсуждения распродаж происходили преимущественно в Facebook – на эту соцсеть приходится 94% постов.
Во время Черной пятницы скидки предлагало большое количество брендов, однако в топе обсуждений оказались компании из индустрий красоты и моды – именно эти тематики были самыми популярными. Пользователи делились позитивным и негативным опытом покупок косметики и одежды от разных брендов.
Согласно данным YouScan, значительное вовлечение аудитории получили акции интернет-магазина Rozetka. Ритейлер делал скидки и разыгрывал различные товары: от саундбаров и клавиатур до тримеров и фенов. Однако наиболее обсуждаемыми стали отпариватель и электрическая зубная щетка. Именно эти словосочетания стали самыми упоминаемыми в соцсетях по теме Черной пятницы.
Техника также оказалась в топе упоминаемых хэштегов. Пальма первенства досталась Gorenje. Бренд разыгрывал фены. Чтобы выполнить условия акции нужно было упомянуть соответствующий хэштег. Благодаря этой активности в соцсетях #gorenje оказался одним из главных хэштегов в период Черной пятницы в Украине, обойдя по популярности даже главные хэштеги периода распродаж, такие как #чорнапятниця и #blackfriday.
На изображениях в соцсетях, опубликованных по теме Черной пятницы, чаще всего встречались логотипы брендов Rozetka, Samsung и Tefal. А самое большое вовлечение собирал контент с логотипами Apple, Samsung и Rozetka.
Логотип Rozetka присутствовал на изображениях с акциями интернет-магазина, техника Apple, Samsung и Tefal использовалась в розыгрышах и предлагалась со скидками разными ритейлерами.
По итогам Черной пятницы самое большое вовлечение собрал пост TikTok-блогера _a_d_a_r_a_. Аккаунт девушки по имени Ада насчитывает 6,7 млн подписчиков, а пост о Черной пятнице собрал 14 тыс. лайков.
@_a_d_a_r_a_ Основано на реальных событиях. А как в вашей стране прошла чёрная пятница? ##чорнапятниця ##Україна
♬ original sound - Nyx
В юмористическом видео девушка сравнивает распродажи в США и Украине. По мнению блогера, американские маркетологи делают реальные скидки для клиентов, в то время как украинские под предлогом Черной пятницы продают товары по той же цене, что и была до распродажи.
Причем так думает не только блогер-миллионник. Цены на товары – главная претензия украинцев к брендам по итогу распродаж. Это видно на графике “Аспекты” YouScan: именно стоимость получила больше всего негативных упоминаний.
Украинцы массово постили скриншоты и фото, подтверждающие, что многие бренды подняли цены к Черной пятнице и предлагали ненастоящие скидки. Недоверие к акциям также выражалось в многочисленных мемах.