Как индустрия киберспорта пережила 2020 год и что ожидать в 2021-м?

Последствия пандемии и экономического кризиса мы будем наблюдать ещё длительное время в самых различных сферах и индустриях. Но так ли плох был этот год для киберспорта?

Комментарии 2380

2020 год выдался тяжелым как для большого спорта, так и для киберспорта. Несмотря на это, он не только достиг показателей, прогнозируемых в 2019 году, но и перевыполнил их. Отмена чемпионатов не парализовала индустрию, в отличие от традиционного спорта, киберспортивные турниры проводились онлайн и собирали сотни тысяч зрителей у своих экранов.

В этом материале мы рассмотрим самые популярные категории, игры и каналы за 2020 год на платформе Twitch, на которой проходят трансляции турниров.

Если говорить о популярных категориях на стриминговой платформе Twitch в 2020 году, то среди русскоязычной аудитории по просмотрам лидирует игра Dota 2. Это неудивительно, ведь она же занимала первые позиции и в 2019 году.

Однако по пиковому количеству зрителей на трансляции лучшие показатели у Counter Strike: Global Offensive. Этот рекорд поставила студия Maincast. В марте за гранд финалом турнира IEM XIV World Championship в Катовице наблюдало почти 386 тыс. зрителей.

Most watched Twitch categories
Most watched Twitch categories

Конечно, как для традиционных видов спорта, так и для киберспорта важной составляющей являются офлайн мероприятия, которые собирают тысячи зрителей. Но пандемия и ограничения не помешали провести онлайн турниры по дисциплинам CS:GO и Dota2 и поставить новые рекорды по просмотрам онлайн-турниров - 32 073 238 и 27 299 955 соответственно. 

Что касается киберспортивных каналов, впервые самым просматриваемым русскоязычным каналом, освещающим киберспортивные ивенты, стал канал по CS:GO студии Maincast - csgomc_ru.

Дело в том, что в начале 2020 года студия Maincast заключила договор ESL и DREAMHACK до 2023 года и получила права на эксклюзивную трансляцию турниров этих организаций на территории СНГ, включая Украину и Грузию. Это два крупнейших турнирных оператора в мире. Оценивая актуальные результаты популярности трансляций среди русскоязычных зрителей CS:GO, можно констатировать, что студия уже в этом году извлекла пользу из этого договора, как с точки зрения колоссального роста собственных просмотров, так и в плане серьезной потери позиций главного конкурента — студии RuHub, освещавшей турниры ESL в прошлом.

Most watched Esports Twitch channels
Most watched Esports Twitch channels

Главный канал Maincast - csgomc_ru - собрал более 39 млн часов просмотра. Это число превышает более чем в два раза показатели прошлогоднего лидера канала RuHub.

Сколько же турниров провели за прошлый год по дисциплине CS:GO?

В киберспорте самыми просматриваемыми и вызывающими интерес у зрителей являются турниры с командами tier-1 и tier-2 уровня. По количеству освещенных турниров такого уровня, студия RuHub заняла второе место с двумя трансляциями топовых соревнований за плечами, на третьем месте WePlay с одним турниром, а Maincast стала единоличным лидером по количеству освещенных крупных мероприятий (28).

Несмотря на рост внимания русскоязычной аудитории к CS:GO, любовь к Dota 2 в СНГ никуда не исчезла. Если сложить общее время просмотра главных каналов-вещателей киберспортивной дисциплины Dota 2, то оно значительно превзойдет показатели топовых каналов по CS:GO. Всё потому, что в ТОП-5 по просмотру киберспортивных трансляций есть только один канал по шутеру от Valve - csgomc_ru.

Перенос самого крупного мероприятия по Доте The International на 2021 год, отсутствие LAN-соревнований с марта и бесконечные онлайн-лиги стали причиной, почему интерес зрителей во всем мире к просмотру турниров по MOBA несколько ниже ожидаемого. Однако не всё так плохо.

Идущий на первом месте по популярности канал RuHub набрал 38,5 млн часов просмотра за 11 месяцев, и сумел побить собственный прошлогодний показатель в 37 млн.

Назвать успешным с точки зрения внимания аудитории 2020 год можно и Maincast. С 28 млн часов просмотра студия практически в два раза увеличила этот показатель по сравнению с 2019 годом. Maincast сумела значительно сократить разрыв от RuHub относительно прошлого календарного года: если в прошлом году разница по просмотрам превышала 20 млн часов, то на конец нынешнего года она составляет порядка 10 млн часов. При этом российская студия осветила в два раза больше турниров, классифицированных порталом Liquipedia как tier-1 и tier-2 (то есть априори более интересных среднестатистическому зрителю): четырнадцать против семи.

Взяв под крыло турниры от ESL, Maincast организовали трансляцию ESL One Los Angeles 2020, в рамках которой состоялся самый просматриваемый матч сезона между Virtus.pro и OG. Именно эта встреча позволила Maincast стать лидером по показателю одновременного количества зрителей на русскоязычной трансляции и в Dota 2. Свой вклад к росту популярности трансляций Maincast внес и тот факт, что единственный Мейджор года -  DreamLeague s13 - студия успешно провела в Лейпциге, причем еще со зрителями.

Most Popular Esports Twitch channels, Dota 2
Most Popular Esports Twitch channels, Dota 2

В период пандемии все ведущие каналы не только не уменьшили количество эфирного времени, а наоборот, увеличили его. Каждый популярный киберспортивный twitch-канал превзошел свои прошлогодние показатели по проведенному времени в эфире.

Насколько изменится баланс сил в борьбе за любителей соревнований CS:GO и Dota 2 в СНГ в 2021 году пока говорить рано, однако, кое-что ясно уже и сегодня. 

Наверняка стоит ждать продолжения роста всех показателей по просмотрам от WePlay, которые делают ставку на свой собственный уникальный во всех смыслах контент. Многое решит и то, какие турнирные операторы получат права на проведение турниров Dota Pro Circuit в будущем сезоне, так как некоторые турнирные операторы имеют конкретные основания работать на русскоязычную аудиторию с определенными студиями. На данный момент уже известно, что студия Maincast будет освещать 4 региона турниров Dota Pro Circuit – СНГ, Европа, Китай и Азия.

Самым популярным в 2020 году среди зрителей в СНГ стал канал, транслирующий Counter Strike. Однако утверждать, что аналогичная ситуация повторится и в будущем году, вряд ли стоит. Несмотря на серьезный рост внимания к этой дисциплине в регионе, подавляющее большинство просмотров сосредоточено в руках только одного канала - csgomc_ru, что, конечно, мало, чтобы безоговорочно стать киберспортивной дисциплиной номер один. Очень многое будет зависеть от того, какой турнирный календарь сформируется в будущем году, и какие операторы будут стоять за этими ивентами. Позиции Maincast, благодаря сделке с ESL и Dreamhack, прочны, а вот смогут ли и другие студии стать частью крупных событий в будущем году и не просто стать, а привлечь еще и внимание аудитории к этим ивентам - загадка.

Возвращение DPC-турниров и, конечно, The International в 2021 году наверняка вновь сделают Dota 2 самой популярной дисциплиной у местного зрителя. Но то, что киберспортивная индустрия завоевывает все больше внимания, это безоговорочный факт. Сфера привлекает все больше рекламодателей, бренды взаимодействуют с аудиторией разнообразными способами: интегрируются в трансляции, сотрудничают с лидерами мнения в индустрии и даже проводят турниры под своим именем.   

Обсудить с другими читателями:
Погода