Как изменились оплаты украинцев во время карантина

Украинская финтех-компания EasyPay провела исследование, посвященное использованию платежной инфраструктуры во время карантина. Аналитики узнали, какие товары и услуги чаще всего оплачивают украинцы через платежные сервисы EasyPay и что показало наибольший рост. Выяснилось, что наиболее востребованы оплата кредитов микрофинансовых организаций, пополнение мобильной связи, сервис пополнения карты (Cash2Card) и оплата коммунальных платежей.

Комментарии 1327

Как карантин повлиял на традиционные каналы оплаты

С началом карантина украинцев просят придерживаться режима самоизоляции. Банки закрыли отделения или ввели специальные режимы работы, а также постарались максимально перевести взаимодействие с клиентами в онлайн, чтобы не подвергать сотрудников и клиентов опасности.

В почтовых отделениях, где большинство украинцев привыкли оплачивать коммунальные услуги, ввели ограничения на вход посетителей, чтобы они могли соблюдать дистанцию 1,5 м. К тому же, часть отделений сократила часы работы.

Кроме этого, НБУ советует отказаться от наличности в пользу безналичной оплаты, бесконтактных и мобильных платежей, расчетов с помощью бесконтактных платежных карт, Apple Pay, Google Pay, смартфонов, умных часов и других устройств. Это нужно, чтобы обезопасить себя от заражения через банкноты.

Из-за этого украинцам приходится пересматривать свои традиционные платежные привычки. Альтернатива — оплата покупок и коммунальных услуг онлайн или в платежных терминалах, которые расположены возле дома: например, в ближайшем магазине или подземном переходе.

Что украинцы оплачивают в онлайне

Топ-10 категорий во время карантина по обороту:

  • Кредитные организации (27%)
  • Cash2Card сервис (26%)
  • Мобильная связь (15%)
  • Коммунальные платежи (11%)
  • Card2Card сервис (11%)
  • Интернет (5%)
  • Интернет и ТВ (1%)
  • Бюджетные платежи (1%)
  • Кредиты (банки) (1%)
  • Адресные платежи (1%)

По сравнению с январем, февралем и первой половиной марта 2020 года, в период с 16 марта по 30 апреля резко возрос оборот в категориях «Бюджетные платежи» — на 123%, «Кредитные организации» — на 39% и «Коммунальные платежи» — на 16%.

Если рассматривать все категории, а не только топ-10 самых популярных, больше всего оборот увеличился в категориях «Денежные переводы» — на 120% (вырос средний чек и количество транзакций) и  «Оплата штрафов» — 82%.  Это ожидаемо: во время карантина безопаснее проводить такие платежи онлайн, а не в кассе.

Категория «Недвижимость», наоборот, упала на 100%. Также предсказуемо отрицательную динамику показали отрасли, которые связаны с путешествиями и развлечениями: категория «Транспортные билеты» снизилась на 90%, «Онлайн-купоны» — на 72%. Неожиданное падение показала категория “Благотворительность” (-57%) — уменьшились и оборот, и средняя сумма, которую перечисляют на добрые дела.

Что украинцы оплачивают через офлайн-терминалы

Топ-10 категорий во время карантина по обороту:

  • Cash2Card сервис (56%)
  • Мобильная связь (18%)
  • Кредиты (банки) (8%)
  • Игры (7%)
  • Коммунальные платежи (7%)
  • Кредитные организации (6%)
  • Интернет (4%)
  • Интернет и ТВ (2%)
  • Телевидение (1%)
  • Другие услуги (1%)

После введения карантина по обороту выросли только две категории из топ-10: «Коммунальные платежи» — на 30% и «Cash2Card» — на 21%. В остальных категориях из топ-10 оборот упал. Наиболее сильно — в «Интернет и ТВ» (-22%).

Среди всех категорий в терминалах больше всего выросла «Оплата штрафов» — на 70%. В большинстве сфер показатели снизились: на 100% в категории «Блокчейн», на 97% — «Гостиницы», на 96% — «Онлайн-купоны», на 94% — «МРЭО», на 85% — «Бюджетные платежи».

Как оплачивают и что изменилось

Из исследования можно сделать выводы о предпочтениях украинцев на счет различных вариантов оплаты. Например, мобильную связь преимущественно оплачивают через терминалы: 4 млн офлайн-транзакций против 1,2 млн онлайн-платежей. Такое же соотношение было и до введения карантина.

Но все же заметен общий рост интереса к онлайну. Так, для онлайн-оплат число транзакций выросло в 18-ти категориях, а для оплат через терминалы — только в 5-ти. В частности, рост некоторых категорий, таких как «Коммунальные платежи» и «Интернет», связан не только с общей тенденцией перехода в онлайн, но и с грамотной стратегии компании. Так, за оплату коммуналки на сайте EasyPay пользователи получают кэшбэк, а оплата услуг с помощью виртуальной карты доступна без комиссии.

В то же время средний чек активнее вырос у офлайн-платежей: позитивная динамика отмечается в 23 категориях оплат через терминалы против 16 категорий онлайн-оплат.

Для оплат через терминалы больше всего средний чек увеличился в категории «Страхование» (на 101%). Для онлайн-оплат — в категориях «Страхование» (на 75%), «Денежные переводы» (на 53%) и «Онлайн-купоны» (40%). 

В некоторых категориях средний чек вырос на фоне снижения общего количества транзакций. Например, в категории «Здравоохранение» число онлайн-транзакций уменьшилось на 43%, но средний чек вырос с 270 грн до 379 грн.

«Ожидаемо упали все категории, связанные с туризмом и путешествиями. — рассказывает Алексей Авраменко, СEO украинской группы финтех-компаний EasyPay. — Категории, связанные с онлайн-торговлей, здравоохранением и страхованием, наоборот, растут. Интересно, что после введения карантина коммунальные услуги стали оплачивать на 48% чаще».

О компании и методологии исследования

Компания EasyPay управляет крупнейшей в Украине сетью платежных терминалов. По состоянию на начало 2020-го, количество активных точек составляет более 14 тыс., а количество доступных сервисов превышает 3,5 тыс. За год количество терминалов возросло более чем на 2 тыс. Компания решает проблему приема платежей в наличной и безналичной форме для банков, интернет-магазинов,  страховых компаний и др.

Аудитория исследования: жители всех типов населенных пунктов: Киев, города-миллионники, города областного и районного значения, а также небольшие населенные пункты (менее 10 тыс. жителей).

По материалам пресс-релиза

Обсудить с другими читателями:
Погода
Effie