Как перестать работать на своих подчиненных?

Что делать, если персонал не желает принимать собственные решения? Каким образом приучить подчиненных нести ответственность за порученную им работу?

Коментарі 3788
Фото Shutterstock

 

Каждому руководителю время от времени приходится сталкиваться с тем, что не подчиненные работают на него, а наоборот – он выполняет за них работу. Предлагаю разобраться, почему это происходит и как можно с этим справиться довольно быстро.

Прежде всего стоит сказать, почему происходит так, что одни люди могут справляться с самыми разными проблемами в работе, а другие – нет. Это только отчасти связано с компетентностью. Вы, скорее всего, сталкивались с «леностью мысли» подчиненных – таким состоянием, когда человек просто ленится напрягать извилины и самостоятельно искать решение. Выглядит довольно странно – неглупый парень, который способен действовать, когда вопрос касается его личных интересов, сталкиваясь с какими-то незначительными проблемами по работе, проявляет откровенную тупость.

Источник проблемы – низкая ответственность подчиненных в отношении к их профессиональным обязанностям. По своей природе уровень ответственности зависит только от собственной уверенности человека в том, что он может справиться с каким-то вопросом.

Настоящая компетентность руководителя проявляется не в том, насколько он хорошо делает работу за кого-то, а в том, насколько его подчиненные справляются с поставленными им же задачами

Например, менеджер по продажам, который столкнулся с требованием клиента о предоставлении скидки, может проявить ответственность и уладить это возражение. А может проявить безответственность – и побежать за решением к руководителю. Это же так просто и комфортно – переложить ответственность на шефа. В итоге безответственность можно охарактеризовать как привычку получать решения от кого-то другого.

Руководители как люди ответственные с готовностью бросаются решать самые разные проблемы собственноручно. Многие из них даже испытывают какое-то необъяснимое удовольствие от того, что решают все возникающие трудности. В результате руководитель гордо демонстрирует окружающим свою «компетентность», но уровень ответственности подчиненных при этом не растет. Правда, при этом он забывает, что настоящая компетентность руководителя проявляется не в том, насколько он хорошо делает работу за кого-то, а в том, насколько его подчиненные справляются с поставленными им же задачами.

Есть простое и  проверенное на практике решение – руководитель никогда не должен принимать от подчиненных проблемы. Звучит радикально? Но это так и есть, руководитель никогда не должен давать подчиненному готовое решение, пока тот сам что-то не предложит. На любой вопрос: «Что же мне с этим делать?» руководитель должен сначала задать встречный вопрос: «А какое решение ты сам предлагаешь, и почему?»

Имеет смысл потратить некоторое время на общение с сотрудником, чтобы получить от него его собственное предложение. Довольно часто это будет вполне приемлемое решение, которое нужно будет только лишь одобрить. В отдельных случаях, если подчиненный не способен найти решение, руководитель даст свое. Но никогда не стоит давать готовое решение до тех пор, пока есть надежда получить его от подчиненного.

Люди с гораздо большим желанием воплощают в жизнь собственные решения, чем навязанные кем-то. Так что в результате вы не только поднимете ответственность персонала, но и эффективность его работы

Если так действовать, поначалу это может вводить подчиненных в ступор, ведь они не приучены нести персональную ответственность, а склонны перекладывать ее на вышестоящих коллег. Но очень быстро они, во-первых, привыкнут к тому, что босс будет требовать решений, и начнут напрягать извилины. А во-вторых, постепенно, даже не осознавая этого, они получат уверенность в собственной способности решать проблемы. В результате их уровень ответственности будет постоянно расти, а руководителю придется работать за них все меньше и меньше.

У этого приема есть еще одно важное преимущество – люди с гораздо большим желанием воплощают в жизнь собственные решения, чем навязанные кем-то. Так что в результате вы не только поднимете ответственность персонала, но и эффективность его работы.

Подводя итог, можно сказать, что затраты времени руководителя на то, чтобы добиться от подчиненных предложений по тем или иным вопросам – отличная инвестиция усилий. Если вы – руководитель, приучите подчиненных к тому, что вы принимаете проблемы только в «комплекте» с решением. Следуя всегда этому правилу, вы удивитесь, как быстро может измениться в лучшую сторону работа вашей команды.

Александр Высоцкий, бизнес-консультант, основатель Visotsky Consulting Inc.


По материалам http://forbes.ua

Обговорити з іншими читачами:
Погода