Как тренды Fintech влияют на маркетинг в 2021 году

В постковидный период большинство компаний перешло на диджитал рельсы. COVID-19 стал катализатором вынужденных изменений в большинстве бизнесов и драйвером инноваций, которые направлены на удовлетворение новых потребностей и ожиданий клиентов. Маркетологи вошли в новую реальность, которую по аналогии с эпиномикой (экономика в период эпидемии) начали называть эпимаркетингом. Особенного в данном контексте внимания заслуживает fintech индустрия.

Комментарии 2555

Изменение в поведении покупателей и их готовность использовать диджитал сервисы (по данным KPMG довериться диджитал-компаниям сейчас готов каждый десятый респондент)  заставляет мониторить , что происходит в  fintech технологиях.

Ниже я выделила 3 основных тренда в финтехе в 2021 году, на которые маркетологам стоит обратить внимание.

Тренд №1. Тренд развития банковских экосистемных сервисов. Банки стабильно увеличивают потоки revenue, полученные от экосистемных сервисов.

Уже сегодня банки оказывают существенное влияние на категорию маркетплейсов, создавая собственные экосистемы с интегрированными в них собственными маркетплейсами (Kaspi, Forte, Halyk). В дополнение крупные банки начали выходить в формат White Label – российский Сбербанк отказался от партнерства с Яндекс и начал развивать собственные экспертизу в продуктовых маркетплейсах, сфокусировавшись на логистике и на качестве повышения сервисов.

Почему важно: сейчас заметен переход пользователей из традиционных банков в необанки, что обязательно отразится на ритейле.  Яркий пример Kaspi Жұма – всенародный праздник выгодных покупок в Казахстане, инициатором которого выступил Kaspi банк. Kaspi Жұма влияет на промо календарь ритейлеров в Казахстане и даже составляет серьезную конкуренцию традиционной Черной пятнице.

Тренд №2. Цифровые валюты. Основным драйвером развития цифровых валют стала заинтересованность государства в обеспечении доступности финансовых сервисов для населения и в переходе к максимальной прозрачности денежных потоков. Еще одно преимущество использования цифровых денег в электронных кошельках – нет необходимости в доступе к интернету, что в свою очередь, создает дополнительную ценность для пользователя.

Почему важно: Криптовалюты затрудняют доступ к информации о клиенте.

Использование криптовалют может значительно затруднить маркетологам сбор разного рода информации о потребителях, на основании которой обычно разрабатываются рекламные компании. По статистике, 86% пользователей интернета пытались удалить или сократить следы своего присутствия онлайн.

Технология блокчейн, на базе которой создаются криптовалюты, предполагает контроль сети всеми ее пользователями, поэтому у интернет-магазинов тоже не будет информации о том, кто покупает их товары. Компаниям придется платить напрямую пользователям, а не платформам за получение такой информации и за возможность делать клиентам маркетинговые предложения.

Тренд №3. GovTech – за последние 2 года наблюдается увеличение количества проектов, связанных с более плотной интеграцией финансовых инструментов и государственных сервисов. Например, в Казахстане, государство воспринимает финансовые организации как точки доступа к государственным услугам, и такой подход, безусловно, win-win для обеих сторон: у банков повышается транзакционная активность и кросс-продажи, а государство получает возможность использовать каналы дистрибуции и коммуникации банков.

Почему важно: для банков это уникальная возможность бистрого роста – например, реализованные Kaspi банком GovTech проекты обеспечили значительный прирост в клиентской базе и частоте использования сервисов. На сегодня уже 7 миллионов казахстанцев использую приложение Kaspi для получения государственных услуг.  В 2021 году стало доступны опции получения пенсий и пособий на ребенка через приложение Kaspi, а каждая третья сделка купли-продажи авто оформляется через приложение Kaspi.

А после введения этим летом обязательной проверки Ashyq на входе в любое заведение – от аэропорта, спортзала, торгового центра до собственного офиса, ежедневное использование Kaspi QR увеличилось в разы, потому что это самый быстрый и простой способ увидеть свой статус в системе: нужно только отсканировать QR код Ashyq через приложение Kaspi.

Kaspi.kz – уникальный пример того, как инновационные технологии в fintech не только меняют поведение покупателей, но и расстановку сил в смежных категориях.

Начнем с того, что Kaspi.kz – безусловный лидер в инновациях в Центральной Азии, который обеспечивает своим клиентам исключительный клиентский опыт.  Миссия Kaspi звучит так: улучшать жизнь нашим любимым клиентам.  «Любимым клиентам» глава Kaspi.kz, Михаила Ломтадзе, подчеркивает особенно - в своей работе банк руководствуется принципом: «что хорошо для наших клиентов и хорошо для Казахстана, хорошо для нас в Kaspi».

Центр инноваций экосистемы – мобильное приложение Kaspi.kz.

Это не имеющий аналогов в мире продукт, собравший все сервисы Kaspi.kz на экране смартфона в одном приложении. На сегодняшний день 11 млн казахстанцев пользуются приложением Kaspi (общее население Казахстана в 2021 году составило 19 миллионов человек). 6 миллионов заходят в мобильное приложение ежедневно.

Через платежи Kaspi казахстанцы имеют возможность оплачивать 5000 услуг без комиссии и мгновенно, а также приобретать более 1,2 миллиона товаров на маркетплейсе, кроме того, в 2021 году стала доступна покупка железнодорожных и авиабилетов.

Оплата через Kaspi QR заслуживает отдельного внимания.  Оплата Kaspi QR реализована в 215 тысячах магазинов по всему Казахстану. Уделяя особое внимание развитию партнерской экосистемы, банк разработал отдельное устройство - терминал Kaspi POS. Его стоимость около 100 000 тенге (чуть больше 6000 гривен) и партнеры получают его бесплатно. Терминал оснащен уникальной технологией Kaspi QR, которая полностью интегрирована с мобильным приложением Kaspi.kz. Набрав сумму в приложении, клиент сканирует QR-код на терминале и нажимает кнопку оплатить в приложении. Свои покупки в большинстве случав я оплачиваю именно через Kaspi QR, потому что оплата происходит мгновенно и это всегда быстрее, чем сделать оплату через терминал банковской картой.

Еще один великолепный продукт банка - карта Kaspi Gold, которой сегодня пользуются почти 10 млн. казахстанцев. Kaspi Gold радикально изменила клиентское поведение, трансформировав экономику наличных в экономику безналичных платежей. Так в декабре 2016 года, при запуске Kaspi Gold, рынок безналичных платежей составлял 161 млрд тенге, а в июне 2021 – 6,3 триллиона тенге, что составило рост в 39 (!) раз.

Еще одна из фирменных «фишек» Kaspi Gold – скорость изготовления карты. Выпуск карты осуществляется при помощи специального устройства, Kaspi Картомат, в котором карта производится прямо на ваших глазах за 60 секунд. 60 секунд – время производства карты, если картомат еще не «разогрелся». Когда я получала свою карту в отделении Kaspi, я была 5-й в очереди и моя именная карта отпечаталась за 33 секунды. Это выглядело как невероятная магия.

Также оформить Kaspi Gold можно онлайн в приложении Kaspi.kz при помощи технологии подтверждения личности Kaspi ID. Подписав заявление на создание карты онлайн, пользователь получает в приложении свой Kaspi QR, через который затем авторизуется в Kaspi Картомате в отделении банка.

Все инновации и технологические решения разрабатываются собственной командой Kaspi.kz, без привлечения внешних консультантов.

И в заключение: Kaspi.kz – единственная компания по кейсу которой уже 2 года учатся студенты в Harvard Business School. Это результат 15-ти лет впечатляющей работы команды банка, который по праву можно назвать предметом гордости fintech индустрии Казахстана.

Автор: Фомина Надежда, независимый эксперт в ритейл маркетинге (Украина и Центральная Азия).

Обсудить с другими читателями:
Погода