Как украинскому бизнесу пережить вторую волну пандемии?

Варвара Конопасевич, e-commerce и медиа стратег, рассказала, как бизнес может быстро перестроиться и пережить вторую волну пандемии.

Комментарии 4254

Экономический ущерб от введения карантина в Украине по данным КШЭ составил $53,5 млрд. На сегодняшний день количество подтвержденных случаев заболевания превышает 100,000. В Украине около 33 процентов предпринимателей в сфере малого бизнеса за период карантина, введенного в связи с пандемией коронавируса, потеряли от 50 до 75% своего дохода. У 44 процентов респондентов потеря доходов составила до 50 процентов, а 7% предпринимателей даже рассматривают вариант закрытия своего бизнеса. В то же время не исключено, что осенью наступит вторая волна пандемии коронавируса в Украине и во всем мире. Как бизнес может быстро перестроиться и пережить вторую волну пандемии?

Начнем с хорошего. Во-первых, первая волна пандемии показала, что это не только шанс закрыться и покинуть рынок, но и адаптироваться к новым реалиям и быстро найти новые каналы продаж. Уже есть успешные кейсы предпринимателей, которые справились с ситуацией и это шанс для остальных “подсмотреть”, как именно они это сделали и скорректировать свою стратегию. Время на оплакивание бизнеса нет совсем - нужно быстро перестроиться или уйти в другую нишу.

Во-вторых, все же были те, кому удалось не просто сохранить прежний уровень прибыли, но и даже нарастить ее. Так, по данным ЕБА 14% предпринимателей сообщили, что их доход не изменился или даже вырос за время пандемии.

Компании, которые больше всего пострадали, находятся почти 100% в оффлайн сегменте, карантин в прямом смысле запер людей по домам и люди вынуждены делать покупки онлайн. Массовый переход потребителей в онлайн на данный момент является глобальным трендом. В связи с карантином, интернет-трафик  в целом в мире вырос на 50-70%, а в некоторых странах трафик вырос в разы, например в Италии интернет трафик во время карантина вырос на 90%.  

Понятно, что богатые становятся во время кризиса еще богаче, но и у них есть чему поучиться. Яркий пример и подтверждение этого тренда - интернет гигант Amazon. За время пандемии, вызванной коронавирусом, основатель Amazon Джеф Безос стал богаче на $24 млрд, теперь его состояние оценивается в $145 млрд, по подсчетам Bloomberg.

Доля интернет-продаж в рознице набирает обороты по всему миру даже после частичного снятия карантинных мер, но потребительские привычки закрепляются навсегда.

Даже до пандемии, онлайн-продажи имели позитивный тренд и росли из года в год, по Украине примерно на 5-10% у тех, кто только вышел в онлайн, а в связи с сегодняшней ситуаций диджитализация бизнесов только ускорилась. Всем типам бизнеса жизненно необходимо быстро адаптироваться и начать хотя бы частичный перевод бизнеса в онлайн пространство.

Этот тренд не обошел и украинский рынок. По данным крупнейшего в Украине онлайн-маркета Bigl.ua даже после ослабления карантинных мер, ежедневно на маркетплейсе первый раз оформляют заказ на 38% больше пользователей, чем до его введения. Это значит, что украинцы продолжают осваивать онлайн-шопинг, несмотря на то, что частично возобновили работу офлайн-магазины. Более того, с увеличением онлайн-трафика и онлайн-покупок, формируется аудитория опытных покупателей и растет доверие к заказам в режиме онлайн. До середины марта на маркетплейс Bigl.ua в основном посетители сайта проводили время на странице, не совершая покупок, они вероятно сравнивали цены и изучали ассортимент сравнивая их с оффлайн-магазинами. На данный момент тенденция поменялась и мы видим изменение покупательского поведения так как они стали чаще оформлять заказы и вырос средний чек. Это говорит о том, что украинцы действительно стали больше доверять интернет-магазинам и у них осталась привычка делать покупки в онлайн.

Это очень важный фактор. Многие продолжают заказывать вещи и продукты онлайн с доставкой на дом, осознав, что это не только более безопасно, но и удобно, экономит время, а иногда и средства за счет экономии на дороге, бонусных баллах итп. На примере крупнейшего в Украине онлайн-маркета мы можем видеть, что украинцы стали частью глобального тренда, где покупательская привычка сформировалась и закрепилась даже после частичного снятия ограничений”.

Хотя не стоит забывать, что пандемия еще не закончена и мир сможет вернуться к новой “норме”, только после успешной разработки вакцины. На этом фоне во многих странах начались новые всплески коронавирусного заболевания — Германия, Израиль, Китай и др. Яркий пример, где жесткий карантин был возобновлен после снятия ограничений, это Казахстан. По прогнозам без возобновления жестких мер число новых случаев уже к августу возрастет до 27 тыс. Украина также следует этому тренду, INTERFAX.RU сообщает, что загруженность больниц для приема больных с COVID-19 значительно увеличилась, а это значит, что Украина вошла в серьезную волну заболеваемости, сообщил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Поэтому говорить о том, что все позади еще рано.

Что сейчас сделать бизнесу, с учетом того, что уже произошло, чтобы выжить - чек лист:

Первый шаг, нужно понимать, на какой стадии дигитализации находится ваш бизнес.

По сути нет такого бизнеса, который даже частично невозможно было бы перевести в онлайн. Пример этому, музеи и театры, которые всегда были классическим оффлайн развлечением полностью перешли в онлайн во время пандемии. За время изоляции виртуальное пространство музея Лувр в Париже посетили 10,5 млн человек, в том числе значительная часть из США.

3 простых шага на пути к онлайн бизнесу:

1. Изучите и определите свою целевую аудиторию

Нужно понять кто ваш основной покупатель, сколько ему лет, где он обычно проводит время онлайн. Когда я запустила рекламную кампанию для Pizza Hut на новом рынке (страны Ближнего Востока), основная задача была понять и четко сформировать ЦА. Это необходимо, для того, чтобы говорить на языке аудитории, а также выбрать подходящие рекламные площадки, где они проводят больше всего времени. После тщательного анализа, выяснилось, что пицца в том регионе была популярнее всего во время спортивных мероприятий среди молодежи от 18-35 лет, а также пиццу в основном заказывали во время праздников (в основном религиозных), где собиралась вся семья. По итогам, реклама размещалась на спортивных сайтах, особенно в преддверии больших спортивных событий, а также во время праздников были спецпредложения для всей семьи и тематическая упаковка. Как результат запуск продукта был успешный и принес высокий уровень продаж.

2. Опубликуйте веб-сайт и четко сформируйте, что вы предлагаете

Сегодня сделать вебсайт намного проще чем когда либо. Раньше для этого понадобилось бы помощь  веб-разработчика, но сейчас доступны уже готовые веб сайты конструкторы , которые можно собрать самостоятельно по уже заготовленным шаблонам (wix.com, tilda, site 123, wordpress, squarepress) за небольшие деньги. Самое главное, это четко сформировать ваше предложение и сделать навигацию для посетителей четкой и простой. В моей практике случалось, что даже большие бренды не справлялись с этой задачей, так как основной фокус переводили на такие вещи как дизайн или историю бренда. Создайте соц сети и укажите их на веб сайте, что повысит доверие к вашему бизнесу.

3. Наймите специалиста в сфере digital или контент модератора, чтобы сэкономить деньги.

Часто маленькие бизнесы предпочитают делать все сами и в итоге тратят маркетинговые бюджеты неэффективно, зарплата digital специалистов окупится в несколько раз, если выстроить грамотную онлайн стратегию. Если же ваш вебсайт больше служит как визитная карточка, смело ищите контент менеджера, который будет будет модерировать/обновлять контент и тем самым выводить вашу страничку на первые страницы поиска.

Когда закончиться пандемия, это останется базой для вашего бизнеса в онлайн пространстве.

Четыре  простых шага для того, чтобы увеличить эффективность онлайн:

1. Настройте аналитику для веб сайта:

Для того чтобы эффективно и  точечно оптимизировать важно правильно отслеживать результаты кампании и смотреть на правильные метрики. По моей практике часто клиенты, которые хотят увеличить продажи на сайте, смотрят в первую очередь на охват и не ставят utm-метки, чтобы отслеживать онлайн рекламу. Есть множество бесплатных аналитических платформ, которые помогут вам в аналитике. На что стоит обратить внимание при увеличении продаж это ваш СРО (сколько вы платите за каждый заказ) и доля рекламных расходов. Для эффективной оптимизации держите вашу долю рекламных расходов не больше 20%, так как это оптимальный процент для вашей окупаемости. Также один из важных показателей, это CR (процент конвертируемой аудитории) условно какой процент  людей, которые видели вашу рекламу, совершил покупку. Если этот процент ниже 1-2% это первый признак того, что вы можете таргетировать не вашу ЦА.

2. Ретаргетинг как действенный способ вернуть заинтересованную аудиторию на ваш вебсайт:

Часто клиенты, которые заинтересованы в увеличении продаж, концентрируются на привлечении новых клиентов через поиск или крутят брендинговые баннерами, но не инвестируют в возвращении тех, кто уже просмотрел их товары. Ретаргетинг “догоняет” ваших посетителей сайта с персонализированными баннерами, где показываются те продукты, которые они уже посмотрели. При запуске программатик баннеров для Pizza Hut, мы не только ретаргетировали посетителей сайта, но также выделяли самые конверсионные аудитории (например, кто добавил пиццу в корзину, но не купили) и тем самым реактивировали потенциальных покупателей. По результатам это поможет вам увеличить ROI и выдержать низкий CPO.

3. Адаптация вебсайта под мобильную версию:

По данным крупнейшего онлайн-маркетплейса в Украине Prom, за год количество онлайн-покупок с мобильных увеличилось на 86%. Это говорит о том, что чаще всего ваши пользователи видят ваш вебсайт из экранов телефона. Даже, если ваш вебсайт выглядит отлично на ПК, это не значит, что он будет таким же удобным и функциональным на телефоне. Всегда тестируйте обновления, навигацию и новый дизайн на смартфонах. Многие онлайн магазины делают отдельные мобильные версии своих веб сайтов, что делает мобильную навигацию и скорость странички намного выше.

4. И последний совет: приблизьте вашу оффлайн точку продаж к онлайну. Во время первой волны пандемии многие просто в спешке закрывали магазины, увозили оборудование, не подумав о том, что можно оклеить витрины, дать QR-код с информацией о сайте или распродаже. Оформите витрину правильно и это тоже даст свой эффект.

sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Effie
Погода