Как за год с нуля построить популярный YouTube-канал для бизнеса

Андрей Буренок — СЕО TripMyDream и один из самых известных тревел-блогеров украинского YouTube — рассказал о бизнес-стороне проекта «Экспаты» и о возможностях видеомаркетинга для брендов.

Комментарии 7847

Андрей, расскажите, почему вы решили запустить Youtube-канал? В чем были ваши цели?

Я развиваю сервис выгодных путешествий TripMyDream. В среднем наша целевая аудитория летает на отдых пару раз в год. Чтобы через полгода человек пришел искать билеты у нас, важно ему чем-то запомниться, отличаться от конкурентов.

Дифференцироваться нам помогает контент: собственное медиа, у которого более 1 млн просмотров в месяц, сильные социальные сети. Мы готовим уникальный контент, публикуем гостевые посты от путешественников, сами пишем статьи и освещаем новости тревел-сферы — часто первыми в Украине.

Но текст и фото не могут передать весь спектр ощущений. А видео может. Поэтому Youtube был логичным продолжением этой истории. Цель была — вовлечь аудиторию и удерживать ее внимание. Многие подписчики смотрят меня регулярно. Можно сказать, они «путешествуют на диване», пока не могут отправиться в настоящую поездку. А когда собираются в отпуск, появляется потребность в билетах, и человек уже знает, где их искать, так как я уже рассказал ему, где искать выгодные авиабилеты.

Новых клиентов Youtube тоже привлекает. Я недавно встретил на Кипре ребят, которые раньше никуда не летали, думали, что все сложно и дорого. Посмотрели мое видео, решились, и мы с ними там случайно столкнулись.

Каким компаниям вы посоветуете продвигаться на Youtube?

Всем. Для бизнеса, который связан с эмоциями, видео — это must уже сегодня. Для остальных компаний это будет must завтра. Видео — это около 80% всего контента в интернете, многие ищут ответы на свои вопросы сразу в Youtube. Если вас там нет, а конкуренты есть, клиент уйдет к ним. Лучше прийти в Youtube, пока конкурентов там нет.

Мы сотрудничаем с банками, страховыми компаниями, мобильными операторами и многими другими. Это «серьезные» отрасли, в которых только начинают понимать, что video content is a king for now.

Вчера всем нужны были сайты и высокие позиции в поисковой выдаче Google, сегодня — Youtube. Там тоже есть ранжирование, есть свои алгоритмы, для продвижения тоже используется SEO. Мы работаем с метаданными, экспериментируем, смотрим аналитику. Уже выработали свои правила, по многим запросам мы в топ-3 выдачи.

С чего начинать? Какая нужна техника, сотрудники, бюджеты?

Первые видео снимал на два своих айфона со стабилизатором (около $300) и микрофоном-петличкой за $120. Съемку вел сам, иногда помогала супруга. Платил только за монтаж от $100 до $200 за ролик. Если хотите сэкономить, можно на первых порах монтировать самостоятельно (например, в iMovie), это интересно, но долго.

Недорогой подход позволил протестировать идеи и снять первые ролики, которые я смог показать брендам. Так у нас появились партнеры, финансирование, и мы запустили шоу «Экспаты» — проект, открывающий города глазами наших людей, которые там живут.

Сейчас у нас есть команда ALOHA Production из 4 человек: я, оператор-режиссер Оля, оператор-монтажер Саша и мой Андрей из TripMyDream, marketing & sales manager и мой ассистент. Раньше был еще кастинг-директор и сценарист, но после первого сезона мы чуть изменили формат, перераспределили функции.

Наш набор техники стоит более $30 000. делаем видео в 4К, используем камеры Panasonic Lumix GH5, задействуем дрон для панорамных съемок. Часть оборудования получили от технического партнера, в счет оплаты за интеграцию, часть купили сами.

Съемка одного выпуска «Экспатов» стоит примерно $10 000. Это авиабилеты, проживание команды, гонорары, бюджет на продвижение. В Азию летим с Air Astana, они предоставили билеты для команды и для розыгрышей в видео.  

Какие темы выбирать? Как писать сценарий для ролика?

Я не хочу снимать со сценарием, мне важно быть настоящим. Это, кстати, тренд в Youtube сейчас, и он, скорее всего, перейдет на телевидение. Свои ролики я снимаю без сценария. Перед съемкой обычно спрашиваю в соцсетях, что людям интересно. Потом прошу команду TripMyDream подготовить справочную информацию, цифры, которые надо будет озвучить. Остальное — мои живые впечатления. В «Экспатах» принцип тот же: есть справочные данные и список вопросов к героям, но никаких отрепетированных ответов, только живое общение.

Главное — делать каждое видео как для себя. Есть два основных типа видео: помощь и вдохновение. Исходя из цели, можно подумать, что бы вы сами хотели видеть в ролике.

Когда мы создаем help-content, то рассказываем алгоритм организации поездки. Скажем, есть видео о Кипре, и нем я говорю, как выгодно купить билеты, нужна ли виза, какие есть опасности при пересечении границы между Северным и Южным Кипром, какая погода, где жить, сколько стоит еда, что обязательно нужно попробовать из кухни, где лучшие пляжи, как передвигаться по острову и так далее.

Другой тип видео — вдохновляющий. В таких видео мы тоже часто даем какие-то полезные подсказки, но главное здесь — передать атмосферу, чтобы человек почувствовал себя так, словно уже почти побывал в этом городе, и захотел туда поехать (если атмосфера ему близка).

То есть у зрителей есть возможность посмотреть на мир моими глазами, а затем сделать вывод, хотят ли они путешествовать в конкретную страну. Среднестатистический зритель моего канала летает в отпуск примерно дважды в год, а между реальными путешествиями — мечтает о новой поездке и вновь переживает приятные эмоции благодаря видео.

Какие форматы, по вашему опыту, работают лучше всего? У вас есть проект «Экспаты», где видео длится час. Не слишком ли это много для Youtube? Ведь сейчас много говорят о клиповом мышлении, советуют снимать короткие ролики, писать короткие посты с картинками.

Зависит от темы. Видео с советами должны быть лаконичными и по делу, 30 минут максимум. А вдохновляющие видео вполне могут быть длинными. Мы в новом сезоне «Экспатов» собираемся даже увеличить тайминг, снимать выпуски по 1,5 часа.

Я создаю каждое такое видео как мини-фильм, многие подписчики говорят, что смотрят их на одном дыхании. А все потому, что мы выкладываем только по-настоящему интересные цепляющие видео. Все, что кажется неудачным или скучным, не идет в эфир. Был случай, когда я целый бекстейдж-ролик решил не выкладывать.

Кстати, об «Экспатах». Как вы решились на такой большой проект? Сколько времени вы уже его снимаете и какие выводы можете сделать на данном этапе? Помог ли проект привлечь новых клиентов? Можете ли вы назвать его прибыльным? Будете продолжать?

Мне с самого начала хотелось делать масштабный проект со сложными съемками и длинными выпусками, такое кино про путешествия. Я начал с коротких видео, чтобы было что показать потенциальным партнерам. И это сработало.

Мы запустили «Экспатов» в мае 2018 года. Первые два выпуска о Риме и Афинах собрали суммарно миллион просмотров.

Зрители «Экспатов» — сообщество TripMyDream и мои подписчики в социальных сетях. Большая часть аудитории возрастом 25–45 лет. 64% — зрители из Украины, 19% — из России, остаток приходится на Грузию, Польшу, США, Италию, Турцию, Аргентину (это страны с большой украинской диаспорой). Безусловно, проект повышает лояльность существующих клиентов и привлекает новых. Для меня важно, что он вдохновляет людей путешествовать.

За время существования мы заработали порядка $150 000: деньгами, техникой, услугами. Все, что зарабатываем, реинвестируем в развитие проекта. Пока что.

Сколько времени занимает подготовка контента для Youtube? Вы управляете собственным бизнесом в TripMyDream и работаете CEO в Viasat Ukraine. Как удается это совмещать с активным ведением Youtube-канала?

Я просто путешествую и беру с собой камеру — вот и все. Много летаю в командировки, связанные с бизнесом, поэтому иногда из двухдневной бизнес-поездки могу привезти три видео. Недавно летал в отпуск в Америку и снял наперед видео на два месяца.

Помогает ли вам опыт управления компанией Viasat в создании контента для Youtube-канала? Можете поделиться советами с теми, у кого такого опыта нет?

Помогает, конечно, но не в создании. Компания Viasat занимается дистрибуцией контента, и этот опыт научил меня, что дистрибуция — не менее важная часть процесса, чем создание видео.

В каждом бизнесе есть продукт, и качество продукта важно. Но наивно полагать, что продукт продаст себя сам. Классный контент — обязательная база, но без систематического продвижения нельзя рассчитывать на успех. Считаю, что 20% бюджета надо тратить на продукт и 80% — на маркетинг. Потому что если вы не вложите эти 80% в продвижение, можно считать, что 20–40–60% на производство потрачены впустую, ваш классный продукт никто не увидит.

Какие инструменты продвижения вы используете и какие из них работают лучше всего?

Мы используем омниканальное продвижение, в этом весь секрет. Публикуем видео в нашем медиа TripMyDream (на сайте более 1,5 млн визитов в месяц), постим в социальные сети: Facebook — почти 170 тысяч подписчиков, Instagram — 67 тысяч, канал в Telegram — 56 тысяч. Рассылаем email-рассылку по базе в 140 тысяч человек. Плюс мои личные страницы: Facebook — 13 тысяч подписчиков, Instagram — 43 тысячи, Telegram-канал — 7 тысяч.

В отличие от обычных блогеров, у нас есть свои выстроенные площадки для дистрибуции контента, большая лояльная аудитория. Дополнительно используем форумы, подключаем лидеров мнений.

Платное продвижение тоже используем: контекстную рекламу в Google, таргетированную рекламу в Facebook и Instagram, продвижение в YouTube по интересам.

Важно работать с метаданными роликов в YouTube, то есть грамотно составлять название, описание, теги и аннотацию. От того, насколько качественными будут метаданные, зависит успех продвижения в YouTube. Показательный пример — видео о жизни на Бали, которое набрало почти 800 тысяч просмотров. Снимала его моя жена на телефон.

 video

Вы ведь монетизируете видео. Расскажите, какие форматы рекламы сейчас работают. Возможно, вы пробовали разные подходы и можете поделиться данными аналитики?

Мы делаем интеграции для продуктов, которыми я лично пользовался и которые мне нравятся. Это главное правило. На YouTube важно быть искренним во всем: от сценария до монтажа и выбора продукта для интеграции. В этом основное отличие от программ на ТВ. В интернете каждый может высказать свою точку зрения онлайн, поэтому блогеры, которые лукавят или откровенно обманывают подписчиков, очень быстро теряют доверие.

Самый честный и самый эффективный способ сделать интеграцию — советовать зрителям то, что мне по душе. Сегодня в моих личных социальных сетях около 100 000 человек, для многих я являюсь ролевой моделью, лидером мнений. Поэтому, когда зрители видят, как я лично использую продукт, то они доверяют и бренду, а значит — и качество интеграции растет.

А что по поводу вовлечения? Вы часто проводите розыгрыши, причем с дорогими призами вроде авиабилетов. Какие результаты это дает?

Вовлечение зрителей — это в первую очередь показатель актуальности контента для YouTube. Для этой площадке важны лайки, дизлайки, комментарии. Чтобы оставлять такой фидбек, пользователю надо завести Gmail-почту, далее — авторизоваться в YouTube. Для многих это сложно, нужна мотивация, чтобы они это сделали.

Проще всего мотивировать призами, потому мы часто разыгрываем подарки от TripMyDream или партнеров. Причем иногда брендированные худи работают лучше, чем авиабилеты.

Еще розыгрыши призов создают эмоциональную привязку для зрителя, чтобы ему хотелось досмотреть весь ролик до конца и узнать условия конкурса. Но главное —  конкурсы повышают количество комментариев, поднимают вовлечение аудитории, и YouTube ранжирует видео выше.

Где искать финансирование для Youtube-проекта? Как вы находите партнеров? Сколько они платят за проявление? Как составляете договора и какие KPI в них прописываете?

Проявление в моих личных видео стартует от $2 500, в «Экспатах» — примерно $8 000, все зависит от сложности интеграции. Перед первым сезоном я пришел Turkish Airlines и Panasonic, предложил стать партнерами, и буквально за полчаса мы договорились о сотрудничестве. Сейчас уже многие бренды пишут нам первыми.

Переговоры с партнерами веду я или Marketing & Sales Manager Андрей. Некоторые компании согласовывают условия очень быстро, в других случаях обсуждение затягивается. Важно общаться с тем, кто может принимать решения и получит выгоду от продвижения бренда. Многие менеджеры не заинтересованы в сотрудничестве, потому что не получат никаких бонусов.

Со своей стороны мы гарантируем минимум 150 000 просмотров видео с интеграцией в моих личных видео, и 350 000 просмотров для «Экспатов». Для этого используем все площадки TripMyDream и сами вкладываем деньги в продвижение. Часто делаем бонусы: дополнительное проявление в статье, от меня лично — посты в моих соцсетях.

Ваш прогноз по видеомаркетингу. Какие тренды сейчас есть на Youtube? Будет ли расти количество контента от брендов? С какими темпами?

Съемка в 4K скоро станет обязательным требованием для серьезных каналов. Думаю, популярность и дальше будут набирать экспертные мнения и обзоры, ведь видео вызывает больше доверия к отзыву, чем текст. И будет еще сильнее падать лояльность к рекламе «в лоб» и неискренним интеграциям без души.

YouTube перестает быть просто площадкой для размещения контента и приобретет все больше функций социальной сети. В прошлом году доступ к YouTube Community получили каналы, у которых количество подписчиков более 10 000. И разработчики обещают много новых функций в ближайшем будущем, чтобы делать зрителей и подписчиков более лояльным сообществом.

Все больше бизнесов приходят на YouTube: некоторые имеют четкую стратегию развития, некоторые делают видео как дань моде. Эта мода точно не пройдет, так что пора разбираться, какие видео нравятся вашей аудитории, и тренироваться их продвигать.

sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода