Какого руководителя ищут для своих компаний украинские собственники

Портрет идеального СЕО за последние пять лет сильно изменился

Комментарии 2080



Пятидесятилетний австриец Уве Кленк летом 2010?го возглавил украинскую компанию «Фокстрот. Техника для дома». Это было первое назначение иностранца на должность CEO на украинском рынке электроники и бытовой техники.

Менее чем через два года Кленка, имевшего за спиной богатый опыт работы в Walmart, уволили. Собственники «Фокстрота» решили не искать ему на замену другого экспата, поставив руководить компанией начальника управления коммерции Юрия Пономаренко. «У Кленка были собственные проекты, которые не позволяли ему полностью концентрироваться на нашем бизнесе, – объясняет причину увольнения совладелец «Фокстрота» Валерий Маковецкий.  – Да и иностранцу в наших реалиях работать очень сложно: они многих вещей просто не понимают».

«Мода на polished CEO, которая была в 2007–2008?м, прошла,  – резюмирует глава украинского офиса консалтинговой компании Ward Howell Дмитрий Дереляк.  – Спрос на белого и пушистого CEO, который знает, как управлять публичной компанией, привлечь инвесторов, вывести компанию на IPO, работать с управленческими консультантами, сейчас в Украине ниже, чем до кризиса».

Лидеры украинского рынка executive search  – Ward Howell, RosExpert и Pedersen & Partners  – трудоустроили в 2012 году в общей сложности 23 кандидата на должность CEO. Это примерно столько же, сколько в 2011?м, и на 76% превышает показатель 2010?го. Больше всего новых CEO  – шесть  – хедхантеры подобрали в прошлом году для тяжелой промышленности.

Каков он, «идеальный гендиректор», в представлении нынешних украинских собственников?

В общем и целом его можно описать словами бывшего генерального директора Британской королевской почты Адама Крозье. Объясняя, какими свойствами должен в первую очередь обладать кандидат на должность CEO, он отметил: «Способность сохранять спокойствие и рассудительность под давлением, фокусироваться на том, что действительно важно, быть психологически устойчивым и держать удар».

Проблема в том, что эти слова были сказаны Крозье в 2009 году  – в самый разгар финансового кризиса.

Четыре года спустя большинство действующих на украинском рынке хедхантеров одним из первых качеств идеального кандидата называют «умение работать с неопределенностью».

Неясностей в украинской экономике и бизнесе хоть отбавляй: страновые риски зашкаливают, большинство компаний отрезаны от рынков капитала. А бизнесы, которые сохраняют инвестиционную привлекательность, имеют высокие шансы стать мишенью близких к власти «предпринимателей».

«Собственники украинских бизнесов часто до конца сами не понимают, что с ними делать»,  – говорит один из консультантов, занимающихся executive search.

В прошлом году RosExpert искала CEO для одной из компаний крупной украинской финансово?­промышленной группы, у которой множество разнопрофильных активов. «Ее владелец еще не решил, что в долгосрочной перспективе делать с бизнесом: то ли готовить к продаже, то ли «играть вдолгую»,  – рассказывает глава украинского офиса RosExpert Татьяна Фурцева.  – Поэтому ему нужен был человек, который не станет сидеть сложа руки, ожидая, какое решение примет работодатель, чтобы его реализовать, а сам предложит стратегию». В шорт?лист вошли трое кандидатов: два россиянина и один западный европеец, работавший на тот момент в Дубае. На этапе переговоров третий из перечисленных претендентов проявлял большой энтузиазм. «Но когда посетил Украину, сильно поостыл»,  – говорит Фурцева. В результате выбор работодателя пал на одного из россиян. «Когда украинскому собственнику от CEO по большому счету нужна только экспертиза, которой нет в стране, мы рекомендуем ему привлекать ее носителя в наблюдательный совет, а не в гендиректоры,  – добавляет Фурцева.  – Чтобы избежать риска, связанного с адаптацией».

Если суммировать наблюдения опрошенных хедхантеров, самые «проходные» кандидаты на пост CEO крупной украинской компании  – это иностранцы, обладающие более глубокими знаниями, чем местные управленцы. Обязательное требование  – способность быстро адаптироваться к украинским реалиям (по этому критерию пальму первенства по понятным причинам удерживают россияне). Дополнительные очки получают кандидаты с опытом работы в нескольких крупных, желательно глобальных компаниях из разных отраслей.

Вот характерный пример. В январе 2012 года руководителем крупнейшего украинского меткомбината «АрселорМиттал Кривой Рог» стал Артем Поляков. До этого он возглавлял сахарное направление группы «Русагро», а еще раньше занимал руководящие посты в цементной корпорации Lafarge. «Моноопыт не добавляет очков кандидатам. Если они просидели в одной и той же корпоративной среде слишком долго, нашли себя в детях, рыбалке, яхтах  – все: они уже не бойцы,  – объясняет Фурцева.  – Наши исследования показывают, что способность к обучению (learning agility) на собственном опыте выше у топ?менеджеров, которые сменили несколько компаний и имели возможность чаще учиться на своих ошибках».

Претенденту на пост СEO в украинской компании не стоит засиживаться на одном месте более четырех?пяти лет, говорят хедхантеры.

Украинские собственники, по словам Дереляка из Ward Howell, в первую очередь ищут в кандидатах следующие навыки:

операционную эффективность  – умение управлять издержками;
управление талантами  – способность создавать высокоэффективные команды при ограниченном бюджете;
умение эффективно взаимодействовать с органами государственной власти, если это не делает сам собственник бизнеса.

Значимость последней «компетенции» CEO в Украине очень высока  – выше, чем в России, отмечает Дереляк. «Тебе не обязательно иметь возможность заходить к Януковичу в кабинет или дружить с его сыном,  – объясняет он.  – Но ты должен уметь выстроить отношения с министерствами, налоговой, Нацбанком».

Главный показатель эффективности соискателя для работодателя  – его достижения. Опрошенные Forbes рекрутеры отмечают, что в посткризисные годы собственники отечественных бизнесов стали придирчивее изучать успехи кандидата на предыдущих должностях. «До кризиса достижения кандидата могла затмить магия брендов, на которые он работал,  – считает Дереляк.  – Теперь же все смотрят на реальные результаты».

Весной 2012 года владелец сети электроники и бытовой техники «Технополис» Виктор Полищук назначил ее генеральным директором Сергея Цыбульского. В первой половине нулевых тот работал директором по маркетингу компании Unitrade, затем был коммерческим директором в «Фокстроте», а в 2008?м перешел на аналогичную позицию в Comfy  – именно в эти периоды все три компании были законодателями мод на данном рынке. «Помимо того, что Сергей опытный управленец с хорошей репутацией, работодатель понимал, что за его плечами не разовый успех, а сразу три успешных проекта»,  – объясняет директор киевского офиса Pedersen & Partners Алексей Долгих.


По материалам http://forbes.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода