Когда на ринге маркетологи

Президент Федерации бокса Украины Владимир Продивус комментирует маркетинговые перспективы мирового бокса в противостоянии за зрительскую аудиторию с ММА.

Комментарии 4465
Фото: sportskeeda.com
Фото: sportskeeda.com
Чем закончится поединок смешанных боевых искусств (от англ. Mixed Martial Arts или ММА) и бокса за титул самого популярного бойцовского вида спорта на планете. Тенденции современного маркетинга в мире современного бокса в сравнении с ММА комментирует глава Федерации бокса Украины Владимир Продивус, в прошлом дважды чемпион страны по боксу.

Бокс – самый популярный бойцовский вид спорта в мире на протяжении многих лет. Самые известные бои мира бокса помнят спустя десятилетия, самых известных и прославленных спортсменов любят до конца жизни. В маркетинговом плане бокс превратился в машину по концентрации зрительского внимания и монетизации его в деньги. Иногда в колоссальные деньги: только сборы за платный телевизионный просмотр боя Флойда Мейвезера против Мэнни Пакьяо составили 72 млн долларов США. Но интерес к бою того же Мейвезера с чемпионом ММА UFC (организация по своей структуре и влиянию в ММА сопоставима с FIFA в футболе) Конором Макгрегором оказался еще выше – свыше 80 млн долларов США. Общие кассовые сборы этих двух боев, по некоторым оценкам, превысили миллиард долларов США.

Именно бой Мейвезера против Макгрегора показал, насколько шоу-составляющая в боевых видах спорта важна, если речь идет не только о спорте, но и о бизнесе. Организаторы поединка смогли заработать целое состояние еще до боя, грамотно продавая поклонникам ММА и бокса атмосферу ожидания «поединка века». Сам факт встречи на ринге двух самых ярких представителей бокса и ММА современности стал фактором дополнительного интереса и, как следствие, дополнительных финансовых дивидендов.

Маркетинг ММА стал феноменом последних двух десятилетий, трансформировав саму идею поединков из спорта в динамическое шоу, армия зрителей которого расширяется с каждым годом. Специалисты прогнозируют неминуемый нокдаун боксу как лидеру сегодняшних зрительских симпатий уже в ближайшие 5 лет. Существует ли вообще конкуренция за зрителя и насколько бокс действительно близок к тому, чтобы уступить место лидера среди бойцовских видов спорта? Прокомментировать основные три тезиса маркетинга «на ринге» согласился глава Федерации бокса Украины Владимир Продивус, в прошлом двукратный чемпион страны по боксу.

Тезис №1. Топ-бои в боксе менее стабильны в зрелищности и частоте проведения, чем поединки лучших бойцов ММ
Поединки профессиональных боксеров топ-уровня проводятся реже боев с участием лучших бойцов смешанных единоборств. Промоутеры боксеров тщательно, взвешивая каждый шаг, сначала выбирают оптимального соперника (учитывая, например, стратегию возможного объединения поясов), после входят в переговорный процесс, который далеко не всегда заканчивается согласием сторон. Регламент ММА предусматривает обязательные схватки между лучшими бойцами одной весовой категории, сводя к минимуму возможность промоутеров сильного бойца выбрать себе в соперники удобного, но явно уступающего по характеристикам, соперника. Соответственно, поклонники бокса надеются увидеть зрелищные бои между действительно самыми сильными боксерами планеты в то время, как фанаты ММА просто ждут их проведения в сезоне.
Владимир Продивус возглавил Федерацию бокса Украины в 2008 году. Фото: facebook.com
Владимир Продивус возглавил Федерацию бокса Украины в 2008 году. Фото: facebook.com
Владимир Продивус: В профессиональный бокс, как правило, приходят из любительского бокса. Любительский бокс готовит мастеров с детства, вкладывая в развитие спортсмена мирового уровня приличные ресурсы. Бойцы смешанных единоборств приходят в профессиональный спорт, как правило, уже будучи признанными мастерами базовых для себя спортивных дисциплин. Количество первоклассных выпускников боксерской школы меньше, чем представителей видов спорта, выступающих в ММА.

Поэтому в смешанных единоборствах организаторы могут себе позволить выставлять бойцов на поединки и чаще, и выбирая для них сильнейших соперников для добавления остроты боя. Даже в случае получения серьезного повреждения, а уровень травмоопасности«боев без правил» куда выше бокса, промоутеры быстро найдут замену пострадавшему воспитаннику. В боксе «бережливость» для промоутеров – норма жизни. Не будут беречь лучших боксеров – останутся без заработков вообще.

Сами боксерские поединки, как мне кажется, изнурительнее схваток ММА, поэтому восстановление и подготовка к новому бою занимает больше времени.

Существует четыре чемпионские версии, в которых всегда идет борьба претендентов за звание чемпиона. Действующие чемпионы время от времени проводят объединительные бои, желая подойти поближе к званию абсолютного чемпиона, как у нашего Александра Усика. Учитывая, что свою пиковую форму профессионал бокса может удерживать 5-7 лет, задача промоутера подобрать для него наиболее выгодных, с точки зрения карьеры, соперников.

Тезис №2. Бои профессиональных боксеров однообразные, длинные и непонятные молодой аудитории. ММА понятен на интуитивном уровне

Максимальная длительность боя профессиональных бойцов ММА составляет от 15 до 25 минут. Хронометраж поединка боксеров-профессионалов – от 30 до 36 минут. Подрастающее зрительское поколение однообразным действиям боксеров предпочитает более активных на арене представителей ММА.

Владимир Продивус: Принципиальное отличие в этих видах спорта – подготовка бойцов. Профессионалы смешанных единоборств – представители не какого-то конкретного вида спорта, люди с совершенно разными спортивными биографиями. Добавьте к этому факту неограниченность в выборе приемов и техник из смежных видов во время боя. Бой ММА при таких вводных характеристиках – это схватка тактиков, к которой очень тяжело готовиться заранее. Поэтому соглашусь, что в ММА все происходит стремительнее, неожиданнее и эмоциональнее, на первый план выходит фактически только физическая подготовка бойцов.

Профессионалы бокса обладают гораздо более скромным арсеналом в техническом плане, но за годы своей любительской и профессиональной карьеры доводят свое мастерство и физическую форму до совершенства. Поскольку есть возможность изучить и даже смоделировать со спарринг-партнером действия будущего соперника, боксеры заранее строят стратегию поединка. Поэтому, на профессиональном боксерском ринге зритель наблюдает не столько за физикой боя, хотя это тоже очень важно, сколько за схваткой стратегий. Поэтому мы говорим о разном типе зрелищности.

Смешанные единоборства близки молодой аудитории, которая ищет наслаждения от динамики. Бокс во всей его глубине ценят, как мне кажется, люди постарше, умеющие находить удовольствие в сложном зрелище. Давайте посмотрим на поклонников смешанных единоборств через 10-12 лет. Почему-то я уверен, что большинство из них полюбит бокс в более зрелом возрасте.

Тезис №3. Современные реалии требуют от спортивного события драматургии, элементов шоу до, во время и после поединка

Маркетологи ММА понимают запросы современного молодого зрителя, поэтому начинают организацию боя с поиска драматического начала, способного превратиться в эмоциональный вихрь. Бойцы ММА часто не только спортивные, но и медиа-звезды, подробности жизни которых в ожидании боя массово обсуждают представители фанатского движения. Аудитория должна сопереживать бойцу не только в спортивном, но и личном плане – один из главных принципов создания кассового шоу с масштабной зрительской аудиторией.

Среди боксеров харизматы встречаются реже, а с учетом длительных восстановительно-подготовительных периодов перед боями, проявить себя современные боксеры тоже могут реже. Сам бокс многими воспринимается как серьезный вид спорта, где нет или практически нет места эмоциональным действиям спортсменов ММА.

Владимир Продивус: Маркетологи ММА молодцы, они действительно умеют создать истории, за которые зритель готов платить своим вниманием и деньгами. Но, среднестатистический ценитель бокса все-таки старше и, оценивая кассовые сборы боксерских боев, платежеспособнее. Понимаю, что маркетологи ММА ожидают взросления своей аудитории, предвкушая увеличение финансовых потоков в коммерческое русло своего вида спорта.
Предлагаю посмотреть на бокс по-другому. Юного талантливого мальчика отец в 6-7 лет записал в секцию бокса. Первые титулы в своей жизни он выиграет за год-два. Через пять лет упорной работы начнет пополнять свою коллекцию наград трофеями с национальных первенств. Еще 10 лет и появляются весомые достижения в Европе или даже звание чемпиона мира. Спустя год финальный бой на Олимпиаде. На этого парня смотрит вся его родня, весь город и вся страна. 15 лет он шел к этому моменту, чтобы покорить самую высокую вершину в любительском боксе. Против него точно такой же парень с точно такой же историей. Кто-то из них остановится в одном шаге от своей мечты. Нет в таком бое драматизма? Есть. Возможно, его начинаешь ощущать попозже, когда тебе самому 30 или 35, как боксеру на ринге.

Убежден, что боксерские традиции будут жить долго. Маркетинг может с ними сочетаться, подчеркивать, но вряд ли сможет подчинить себе. Деньги мимолетны, искусство вечно. А для меня бокс всегда был искусством.

Кто же все-таки победит в борьбе за любовь и деньги телезрителей со всего мира: маркетологи-консерваторы современного бокса либо маркетологи-хипстеры смешанных единоборств? Эксперты спортивного бизнес-рынка, время от времени восхищаясь успехами телевизионных трансляций в ММА, предрекают угасание профессионального бокса уже в ближайшие десять лет. Их оппоненты, чаще всего, не спорят, продолжая зарабатывать миллионы на организации боев боксеров-профессионалов. Возможно, это те же люди, что в свободное от бизнеса время, ведут светские беседы о том, исчезнет ли из жизни человечества бумажная книга, уступив свое место электронной. 
Обсудить с другими читателями:
Погода