Максим Лесняк и Дмитрий Клищик: «Вдохновение придумали лентяи»

Дизайнеры и основатели агентства Milk Branding о красивой упаковке, креативном процессе и творческом дуэте в новой рубрике Sostav.ua и агентства 4Press «Формат».

Комментарии 5839
Где и в чем ищете вдохновение?
 
Максим Лесняк: Я сторонник гипотезы, что «вдохновение придумали лентяи» ?
 
Дмитрий Клищик: Я тут согласен с коллегой, но, в данный момент, он просто ленится перечислять источники :) Я вдохновение ищу во сне, в основном. Нет, правда, кучу вещей придумываю во время процесса засыпания. Раньше меня возбуждала архитектура, но мы друг к другу охладели. Сейчас я отдыхаю на журналах об интерьере (мои любимые Home & Garden и Elle Decoration). Но это всё о чём: если тебе есть с чем или с кем отдохнуть, и ты умеешь переключаться на вещи, отличные от работы, у тебя просто появляется энергия, которую ты трансформируешь в идеи и решения. Поэтому Макс прав – вдохновение это технология, всё остальное придумали лентяи. 
 
Что читать или смотреть, чтобы быть в теме последних трендов упаковки?
 
Максим: Есть масса ресурсов от дайлайна и ловпака (www.thedieline.com и lovelypackage.com – прим.ред.) до просто пинтереста.
 
Дмитрий: Да, да, причем Pinterest зачастую выдает куда более интересные результаты. У меня еще есть список из 30-40 студий, за которыми я слежу. Фактически, они и создают 90% красивой, умной и инновационной упаковки в мире. Списком могу поделиться.
 
Как меняется упаковка со временем? Куда ведут тенденции?
 
Дмитрий: Никого не удивлю, если скажу, что зарубежные коллеги сильно думают об экологической составляющей. У нас этой тенденции пока не наблюдается совсем, и я думаю зря, потому что эко-движение, в любом случае, набирает силу и тот из производителей, кто начнет уделять этому вопросу внимание, получит лишние проценты в продажах. Это могут быть доли процента, но – кто когда считает недополученную прибыль от того, что не попробовал.
 
Опять же, за рубежом, но это заметно, меньше внимания уделяется разработке уникальной формы, гораздо больше продвижению сути бренда и месседжингу – упаковки буквально разговаривают с тобой (или может я давно не был у доктора :). В премиальном сегменте, конечно, ситуация другая. 
 
Как влияет на упаковку развитие digital канала?
 
Дмитрий: Пока никак. Потому что, как правильно написано, диджитал -  это всего лишь канал, или touchpoint (точка соприкосновения с брендом). Такой же, как и упаковка. Как два тачпоинта могут влиять друг на друга? Хотя… Могут. Кросс-ссылками. Например, на указанном на упаковке сайте, можно узнать кучу всего о том, что покупаешь. Если всё делать по уму, то такая сцепка мощно влияет на brand experience. Но это про процесс брендинга вообще, а не про упаковку.
 
Как сложился ваш креативный союз и бизнес-партнерство? Что в основе: бизнес или идеология? Вы единомышленники или так получилось?
 
Максим: Так случилось, что мы единомышленники.
 
Дмитрий: Точно это не был бизнес. И да, мы единомышленники. Иначе никак не продержаться 15 лет. Главное слово в партнерстве – доверие. Мы знаем, что можем положиться друг на друга.
 
Как долго можете не работать?
 
Максим: Пока что личный результат 1 месяц.
 
Дмитрий: Я бы уже вообще не работал! Но… наверное, полгода смог бы. Год не протянул бы.
 
Работы, которые вам запомнились (ваши или не ваши)?
 
Максим: Из наших, любимые – это оформление “М1”, “Легка Хода”, работы сделанные для “ППБ” и “Чумак”. Какие-то люблю как картинку, какие-то - за разрешение непростой задачи. В принципе, я люблю, наверное, все наши работы. Из не наших работ: каждый день что-то смотришь, отмечаешь, перестал, наверное, фокусироваться на восторге, интересно понять почему именно так решена та или иная задача.
 
Дмитрий: Те, о которых ты знаешь, что они принесли клиентам хорошие деньги. Потому что о них легко рассказывать и хвастаться. Тем более, мы делаем все наши работы красивыми. У нас почти нет проходных работ. Не больше 10%. А о красивом и эффективном помнить куда легче, чем о просто красивом. Красоты вокруг очень много.
 
Как устроен процесс? Вы все делаете вдвоем?
 
Максим: Какие-то проекты делаем совместно, какие-то - отдельно.
 
Дмитрий: И всегда можем попросить друг у друга совета или помощи. Доверие, помните!
 
В какой обстановке Вам проще всего работается?
 
Максим: Я способен работать, наверное, в любой обстановке. Конечно, предпочитаю комфортную, без висящего в воздухе напряжения и истерии.
 
Что проще всего дается в проектировании упаковки?
 
Максим: На мой взгляд, упаковка - это комплексное решение, сложно выделить, что дается проще, что сложнее, тем более, это очень индивидуально.
 
Дмитрий: Первые карандашные каляки :)
 
Как происходит процесс создания упаковки (от момента получения заказа до сдачи материала)?
 
Максим: Мы рассказали об этом на нашем мастер-классе 16 мая в Одессе?
 
Дмитрий: Расскажем. Но всё по Стенфорду, как у всех: Постановка задачи, Исследования, Проектирование, Прототипирование и т.д.
 
Лучшая Ваша работа была для...?
 
Максим: Я стараюсь не делить работы на любимые / не любимые, понравившиеся / не понравившиеся. Мне важно, насколько эффективно наша работа решает задачу клиента.
 
Дмитрий: Угу.
 
В чем особенность украинского брендинга и упаковки?
 
Максим: Ну, особенной особенности я не вижу. Возможно, пока есть опасения у маркетологов и клиентов относительно радикальных, экспериментальных вариантов. При этом понимаю, что некоторые аудитории готовы к инновациям в дизайне, а некоторые не готовы.
 
Дмитрий: Главная особенность украинского брендинга в том, что за брендами редко стоят качественные продукты. И это огромная проблема. Т.е. процесс начинается не с того, с чего должен. Отсюда и проблемы с продажами, и быстрое умирание марок. И еще – оценка дизайн-решений через призму восприятия бренд-менеджера, а не аудитории. Но надо отдать должное маркетинговым отделам клиентов – последние несколько лет тестируется практически всё, что мы делаем. 
 
Что может ограничить воображение дизайнера?
 
Максим: Воображение дизайнера может ограничить лишь сам дизайнер. Имхо.
 
С чего начать человеку, который умеет и хочет связать свою жизнь с брендингом и упаковкой?
 
Дмитрий: Как вариант – с книжек по маркетингу. Чтобы понять, как работает потребительское восприятие и как можно этим управлять. Ну и чтобы понять, на каких постулатах строят свои решения клиенты.
 
Кто ваши основные клиенты? Украинские производители или зарубежные?
 
Максим: На сегодняшний день это крупнейшие украинские производители и украинские представительства зарубежных.
 
Как, живя и работая в Киеве, не опытные в этом деле дизайнеры могут получить заказ извне (из-за границы)?
 
Дмитрий: Минимум – портфолио. Дальше я вижу только фриланс-биржи. Но это так – только заработок, и вряд ли большой. И про амбиции можно забыть. Но лучше работать для внутренних клиентов. Их куча, на самом деле. Куча тех заказов, которые не готовы брать большие агентства из-за их невысоких бюджетов, ждут вас. Сейчас столько всего происходит.
 
Помните свою первую упаковку? Как это было?
 
Максим: Первая коммерческая работа в упаковке была сделана году в 1994, это были глазурованные сырки ?
 
Что Вам больше всего нравится в работе?
 
Дмитрий: Отпуск! Если серьезно – я очень люблю брейн-штормы, калякать карандашами на бумажках, и первое ощущение, когда садишься за компьютер с мыслью “сейчас как сделаю…”. Всё остальное уже скучнее.
 
Вы преподаете? Почему?
 
Максим: На сегодняшний день я не готов преподавать. Я пока хочу больше обучаться и узнавать новое.
 
Дмитрий: По чуть-чуть. Лекции. Очень хочется взять курс и провести студентов от начала и до выпуска. Но пока страшно.
 
Нужно ли высшее образование дизайнеру? И где его сегодня получать в Украине?
 
Максим: Я думаю, что получать профильное образование стоит, хотя и не обязательно. Как выпускник худпрома (Харьковская государственная академия дизайна и искусств – прим. ред.), могу рекомендовать только его.
 
Дмитрий: Нужны только хорошие базовые навыки. Но их можно получить на разных коротких курсах за 1-2,5 года. Всё, о чём рассказывают в специальных ВУЗах, или устарело 20 лет назад, или, если оно и ново, устаревает во время рассказа. Проектной и командной работе вы научитесь и на приличных курсах. 
 
Какая большая цель, к достижению которой вы идете медленно, но уверенно? Или еще не идете?
 
Максим: Идем медленно, но уверенно, обязательно расскажу, когда осуществим намеченное.
 
Дмитрий: Идем-идем!
 
Заказать качественное создание сайтов просто - нужно пройти по ссылке на сайт веб-студии.
Обсудить с другими читателями:
Погода