Почему Вы решили стать маркетологом? Как пришли в профессию?
В то время, когда я стала маркетологом, еще никто особо и не хотел им быть :). В Украине тогда еще не было такого понятия, как «маркетолог». Как пример могу назвать вопросы, которые мне, помимо прочих, задали во время интервью на должность младшего бренд-менеджера крупной транснациональной компании: «Владеете ли Вы английским языком?» и «Умеете ли считать в уме?». Оба ответа были положительными, и я получила предложение о работе. Возможно, некоторую роль сыграло и незначительное знание мною… голландского (!), ведь Генеральным Директором той компании был голландец.
Как строилась Ваша карьера?
Я начинала с должности младшего бренд-менеджера в компании Unilever, потом, в компании Nestle, стала бренд-менеджером и проработала на этой должности почти 5 лет. Затем я возглавляла категорию молочных продуктов в компании Tetra Pak, и через полгода успешной работы мне предложили возглавить отдел маркетинга. Мне было 28 лет, и было страшно брать на себя ответственность за целый отдел. И, должна сказать, я очень благодарна своим коллегам из Tetra Pak, Генеральному Директору Фредрику Свинхуфвуду и моему непосредственному руководителю Павлу Шевчуку за оказанное доверие и поддержку. Должна сказать, что Tetra Pak — это правильная компания для роста, компания со шведским стилем управления и отношением к персоналу как ценному ресурсу не на словах, а на деле.
Кто повлиял на Вас с точки зрения маркетинга?
Как ни странно, это был не маркетолог. Это был собственник компании «Сандора» Раймондас Туменас. Я считаю Раймондаса гениальным интуитивным маркетологом, поскольку именно он был душой и мозговым центром маркетинговой политики этой компании на протяжении многих лет. Также на мое становление как маркетолога повлияли те ошибки, которые я допускала на протяжении своей карьеры. Ошибки — это больно, но они самые эффективные и позволяют избегать еще больших неудач в будущем (если есть желание учиться, разумеется).
Что больше всего Вам нравится в профессии?
Оцифрованное творчество. Маркетинг — это разнообразие задач и никакой рутины. Нужно творить и нужно достигать количественные результаты, выраженные в продажах компании, росте доли рынка и маржи. А еще мне нравится управлять людьми. Меня очень мотивируют результаты работы слаженной команды, когда 1+1=3 и 5 и еще больше.
С какими сложностями Вы сталкиваетесь в работе?
Отсутствие постоянства — сложнее всего. Маркетинг никогда не бывает спокойным, слишком много задач и дедлайнов «на вчера». И даже если хорошо отстроить систему в своем отделе, всегда жди «сюрпризов» от потребителя, конкурента или собственного производства, например.
Насколько в Вашей работе Вам помогают креативные агентства?
Настолько, насколько мы готовы принять от них помощь. Ведь самое главное в работе с креативными агентствами — очень четко осознать для себя предел того, что можно делать самостоятельно, а что нужно отдать на аутсорс специалистам. Также необходимо максимально точно и подробно передать суть вопроса и к какому решению мы хотим прийти, визуализировать конечный результат. Нужно понимать своего потребителя и что он готов услышать/увидеть, и постараться это понимание передать агентству, чтобы оно воплотило это в красивые и понятные идеи.
Какие задачи Вы отдаете им на аутсорс?
Самые разные. От создания идеи продвижения, главного героя, до разработки рекламных материалов.
Как часто Вам приходится защищать свои идеи? Сложно ли убедить собственника во внедрении инновационных маркетинговых идей, выйти на неизведанную территорию?
Увы, часто. Идеи приходится защищать и обосновывать. Все нужно по максимуму подтверждать расчетными цифрами окупаемости. Если все хорошо продумать, сделать качественный анализ и доходчиво и аргументированно изложить, то принятие даже самых неожиданных идей проходит на «ура».
Расскажите, насколько важно направление КСО в компании? Нужно ли это направление украинским компаниям?
Я считаю, что нужно. Это самый лучший показатель нацеленности компании на долгосрочный бизнес. Только тот, кто думает и заботится о будущем своей страны, будет способен строить долгосрочный и успешный бизнес.
Каких результатов от работы в компании Вы ожидаете лично для себя?
Три важных составляющих: самореализация, финансовая составляющая и наставничество. Мне важно реализовать себя как специалиста, важно при этом достигать хороших результатов и зарабатывать достойно, и важно подготовить себе смену. Мне хочется вырастить новых хороших маркетологов, которые будут тонко чувствовать рынок и потребителя и будут нацелены на рост и развитие: себя, бизнеса, страны.