Новые услуги на коммуникационном рынке Украины

Noblet Media CIS в рамках Национальной Недели Бизнес – этикета пригласили представителей бизнеса высказать свое мнение о текущей ситуации со знанием и использованием бизнес–этикета и протокола в Украине, на примерах поделиться опытом, сомнениями и рекомендациями.

Комментарии 4484

Честно говоря, словосочетание “деловой этикет” мне всегда казалось далеким от украинских бизнес-реалий. А уж слово “протокол” так вообще в лучшем случае ассоциировалось с дипломатами и их протоколом, хотя чаще на ум приходила совсем “бытовуха” – какие-то круглые столы, собрания, или полицейские страсти. Поэтому, когда я услышал от Евгении Панкратьевой о том, что она завершила обучение в The Protocol School of Washington, а в Киеве пройдет специальное мероприятие, первая Национальная Неделя Бизнес-этикета, посвященная Корпоративному Этикету и Протоколу, мне показалось это интересным и я решил расспросить Женю поподробнее обо всем этом.

Женя, скажи, пожалуйста, откуда вдруг (или не вдруг?) у тебя возник интерес к этим протокольным штукам? Ты ж давно на пиар-рынке Украины, знаешь многое и многих, где тут место деловому этикету? В чем твой бизнес-интерес? Хочешь приучить местных бизнесменов и политиков оформлять «договорняки» более культурно и этично?

Максим, во-первых, знание этикета и протокола напрямую относится к коммуникациям.

Специалист по протоколу и этикету – серый кардинал, именно от него зависит насколько грамотно топ-менеджер ведет себя на встречах и на приемах, насколько правильно они вообще организованы, эти встречи и приемы.

Во-вторых, протокол поведения  – обязательный документ в любой бизнес-организации. Он регламентирует субординацию, отношения со стейкхолдерами: партнерами, инвесторами, бизнес-сообществом, СМИ, сотрудниками и т.д. Этот документ и есть определяющим поведение и действия сотрудников организации в разных ситуациях. Иногда за него отвечает GR, иногда Compliance, HR и PR реже. Известно, что если что-то не прописано в организации, то и требовать выполнения этого невозможно.

Ниша действительно узкая. Но я получила разностороннее образование именно по этой теме потому, что не смогла остановиться – тема глубокая. Любой мелкий вопрос ведет за собой экскурс в историю, есть логика почему, как, зачем.  Я понимаю, что немногие люди испытываю прямо с ходу интерес к теме. Но ради тех, кто интересуется – я и готова работать. Количество таких людей – вопрос времени и уровня бизнес-взаимодействия на международном уровне. Я четко понимаю, что в этом кругу не будет людей необразованных и ограниченных. Политика меня никогда не интересовала, моя цель -  работать с бизнесом, ориентированным на международные стандарты. Я могу быть полезной именно этим людям.

Любая услуга, консультация востребована, если она приносит деньги заказчику. Ты серьезно веришь, что знание бизнес-этикета повысит стоимость компании или конкретного менеджера на рынке?

Безусловно. Простейшие рекомендации по подбору гардероба могут в течение года - двух передвинуть менеджера на 1-2 ступеньки вверх. Или научить бизнесмена посылать правильные сигналы партнерам.

Люди создают о себе впечатление за 5 секунд. Именно знание этикета позволяет использовать эти 5 секунд максимально эффективно. И неважно, говорите вы по телефону, проводите скайп-конференцию, ведете sms-переписку или приходите на встречу первый раз.

Именно поэтому я и инвестировала такое количество времени и средств в эти знания. Мне показалось мало системных знаний Вашингтонской Школы Протокола, я решила дополнить их легендарным британским этикетом и всем, что с этим связано. Сейчас много вопросов решается не на бизнес-встречах, а в атмосфере событий: культурных, спортивных, гастрономических. Нужно расширять навыки взаимодействия с другими людьми, уметь вести small talk, естественно улыбаться. Можно сравнить с ощущениями людей, которые не знают, например, английский на достаточном уровне  и попадают в англоязычную среду: они не могут быть до конца уверены, что их правильно поняли.

Теперь в абсолютно любой ситуации я уверена, как правильно поступить. И помогаю другим людям выйти из разных ситуаций, сложных и не очень. Мне нравится.

А можешь дать несколько рекомендаций прямо тут, в ходе нашего интервью. Как одеваться на работу? Что делать с едой, которую ты выронил на скатерть во время делового обеда?

Офисный дресс-код стал более современным, много ограничений осталось в прошлом. Основные правила: уместность ситуации, сезон и учет личных параметров. Black tie возникает не так часто в нашей жизни, но business casual работает в большинстве профессий каждую неделю. Рекомендуется подойти комплексно к составлению бизнес-гардероба, продумать несколько комплектов, которые сочетаются друг с другом в разных комбинациях. Для женщин, например, есть рекомендация одновременно надевать не более 3-х украшений. Обязательно учитывать личные параметры и знать собственные цвета. На работе нужно выглядеть компетентно и органично, учитывать свой род занятий  и тип внешности.

Твои рекомендации только для биг-боссов или они вполне подходят и для офисного сотрудника, приехавшего на работу на метро?

Многие в самом начале своей карьеры ездят на метро или такси. Некоторые люди  ездят на велосипеде, метро или трамвае из соображений экологии – все меняется. Я вижу свою аудиторию сейчас как топ-менеджеров и собственников бизнеса. Но именно у  тех, кто начинает с самого низа и имеет представление о  базовых принципах этикета, есть 100% шанс сделать карьеру быстрее тех, кто не использует эти навыки.

В последнее время стало модным назначать деловые встречи вместе с приемом пищи. Давай позавтракаем или встретимся на ланче – означает, что вы будете не просто есть и говорить про кино и рекламу, а вести напряженную торговлю, а может и выяснять «кто есть who». Есть тут какие-то правила?

Мои отношения с этикетом начались именно с обеденного этикета. Я нигде не могла найти совет, что делать, если еда выпала из тарелки на скатерть. Теперь знаю сразу 3 варианта: американский, британский и из восточной культуры.

Что касается жесткой торговли, то для этого есть другие места, не ресторан. Встреча в ресторане не должна быть заранее конфликтной. Скорее, достижение легкого компромисса, прояснение или финализация деталей, благодарность или просто светский выход с клиентом или партнером. Беседа о делах должна занимать не более 20 минут. Все остальное время посвящено еде – именно ради этого ходят в ресторан.

Ну что ж, я рад, что рынок коммуникаций в нашей стране пополнился дипломированными специалистами по бизнес-этикету. Мне кажется, что это круто и говорит о том, что мы становимся все более цивилизованными. Или хотим такими казаться. Поэтому пожелаю тебе, Женя Панкратьева, успехов и побольше клиентов. А вот что делать с едой, которую я уронил на скатерть, я так и не узнал. Пожалуй, буду поступать и дальше привычно-интуитивно. Да простят меня бизнес-братва и официанты.  

Максим Лазебник
sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода