От идеи до признания. Как создавать успешные телеформаты: практичные советы продюсера

Хотите работать на телевидении, но не знаете, с чего начать? Опытный телепродюсер Виктория Бурдукова, создавшая шоу «Ревизор», делится советами, как придумать и реализовать идею успешного проекта.

Комментарии 2986

Большинство людей, думая о работе на телевидении, в первую очередь представляют себе ведущих или актеров. Однако настоящая магия в этой отрасли творится за кадром, а главной производственной единицей, отвечающей за все процессы, является продюсер. Виктория Бурдукова - именно такой профессионал с внушительным стажем, насчитывающим более 20 лет. Ее авторству принадлежат одни из самых известных проектов на украинском телевидении - «Ревизор» и «Страсти по Ревизору». До недавнего времени Виктория возглавляла Творческое объединение №1 на «Новом канале», а с февраля нынешнего года она присоединилась к команде кинокомпании Star Media.

Она готова поделиться опытом с теми, кто только планирует начать профессиональный путь на ниве создания телеконтента.

1. Не стремитесь сразу стать крутым продюсером, нарабатывайте опыт с низов

Обычному человеку «с улицы» я бы не советовала сразу стремиться в телевизионное производство в качестве продюсера, нужно начинать с более тривиальных задач. Опыт - важная и необходимая составляющая. Да, сейчас ищут талантливую молодежь, но это преимущественно касается творческих профессий. Самоучка может попробовать стать сценаристом, а вот режиссером - вряд ли, тут нужен большой опыт. Толковые и талантливые люди, начинавшие работу на телевидении с нуля на моих глазах (а это более 20 лет опыта), стартовали с позиций рисерчеров, администраторов, помощников режиссера и т.п. Редко у кого сразу получается написать «Матрицу». Вы можете совмещать: писать, что хочется, но при этом работать внутри индустрии, чтобы понять, как она функционирует.

Удачный и правильный вариант для студента - идти на практику. Будьте готовы, что вам не будут платить, но если попадете на канал или в серьезный продакшен, то многое поймете: получите практический опыт, посмотрите, как люди себя ведут, о чем говорят, чем дышат, пусть даже на бытовом уровне. Сможете нахвататься правильной лексики, а если приложите усилия - завести полезные знакомства. Старайтесь попасть в производство, к вещателю или в рекламное агентство - достаточно много людей начинают именно так.

Учебники могут научить вас правильно структурировать мысли, но не привьют телевизионное и киношное видение мира, не научат языку и мировоззрению. Желательно пройти этот путь самостоятельно и с нуля. Ну, и найти опытного наставника, который будет вам помогать.

2. Начните с поиска и сбора информации

Любая идея любого продукта, телевизионного или киношного, должна отвечать требованиям общества и соответствовать его запросу. Если сегодня, к примеру, есть запрос на справедливость, нужно создавать проекты, которые будут его удовлетворять. Это довольно сложные материи, но, если попасть в эти ожидания, вероятность того, что ваш продукт будет востребованным и рейтинговым, значительно возрастает.

В первую очередь, ищите информацию в соцсетях. С их помощью сегодня формируется картина мира: мы смотрим, что людям интересно, понимаем, как они оценивают те или иные события. Важно соблюдать баланс мнений и стараться избегать перекосов, а для этого свои связи нужно делать максимально разнообразными. Если вас интересует политика, то добавляйте в друзья или подписывайтесь на всех ньюсмейкеров и опинион-лидеров в этой сфере, независимо от того, к какому лагерю они принадлежат. Спектр мнений должен быть как можно шире, только так можно понять, чем дышит общество и чего ждут от тебя.

Следующий шаг - тематические конференции и ивенты, на которых обсуждаются современные тренды и ожидания. Участие в мероприятиях типа KYIV MEDIA WEEK стоит недешево, но есть хитрость: если не можете поучаствовать, постфактум ищите различные отчеты с подобных конференций. Полного эффекта присутствия это вам, конечно, не обеспечит, но вы сможете понять, какие темы сейчас в топе, и сделать определенные выводы.

Обращайте внимание, что пишут трендсеттеры в вашей сфере, читайте как можно больше тематических материалов. Продюсер — человек с широко открытыми глазами и широко расставленными ушами. Он все видит, слышит, переваривает внутри себя и таким образом может примерно оценить, чего не хватает обществу.

3. Ищите тех, кому интересна именно ваша идея

Когда информация собрана, пропущена через себя и трансформирована в идею, приступайте к поиску тех, кто финансово обеспечит ее реализацию. В наших реалиях это преимущественно крупные продакшн компании, телеканалы, поскольку крупные онлайн-платформы в Украине пока не представлены. Не забывайте о государстве и различных фондах: они выделяют целевые средства на множестве питчингов.

Будьте готовы, что вам, как производителю продукта, нужно будет учесть интересы инвестора, его пожелания и возможности. У каждого телеканала есть так называемый бриф - документ, в котором указана целевая аудитория, ожидания от новых проектов, место в программной сетке, хронометражи и т.п. Не рекомендую предлагать проект о ремонте вещателю, который ищет песенное талант-шоу - такую заявку, скорее всего, даже рассматривать не будут. Получить бриф можно непосредственно на канале, обратившись к ответственным людям напрямую, или через знакомых, которые там работают.

Выбирая путь питчингов, обращайте внимание, какие социальные задачи в них закладываются: это может быть вопрос объединения страны или борьба с каким-либо видом дискриминации. Если ваша заявка не будет соответствовать заявленной тематике, то финансирования вам не выиграть. Существует множество примеров грамотной интеграции сложных социальных тем в развлекательный контент. Помните советский фильм «Чучело»? Это яркая иллюстрация того, как с помощью языка кино можно бороться с буллингом.

4. Собирайте команду единомышленников, ведь быть одинокой звездой не круто

Разобрались с предыдущими пунктами? Значит, пора приступать к следующему этапу - созданию проекта. Нужно придумать название, написать логлайн и синопсис, финализировать бюджеты, а если речь идет о сериально-телевизионном производстве - сделать дримкаст. Чтобы это заработало, нужна команда. На первых порах эти люди могут работать бескорыстно, как и вы, - это ведь инвестиция и в их будущее тоже. Запомните: быть звездой круто, но не круто быть одинокой звездой. Проекты никогда не делаются в одиночку. Так могут работать отдельные блогеры, но долго это не длится: рано или поздно и они обрастают командой.

Важно понимание, что у вас есть люди, на которых можно опереться, которые понимают и поддерживают. А если они к тому же профессионалы, то, считайте, вам крупно повезло. Любой канал интересуется списком команды, а когда с вами, как с продакшеном, заключается договор, в нем в обязательном порядке прописывается список основных действующих лиц, отвечающих за производство. Наличие определенных фамилий в списке может стать маркером того, что продукт будет качественным. Например, если Анна Жижа работает над социальным проектом, то это гарантия, что он состоится. Та же история с Галиной Балан-Тимкиной, руководившей в Star Media созданием более 50 фильмов и телесериалов, среди которых «Анна Герман» и «Тайная любовь»: ей смело доверят любой проект о любви.

5. Тесно сотрудничайте с заказчиком, не ленитесь делать пилотные выпуски

В Украине не слишком распространено создание пилотных эпизодов, но мы к этому постепенно приходим. Лично я - сторонник пилотов. Почему это важно? У себя в голове вы можете нафантазировать что угодно, но каждая идея должна пройти проверку практикой. Это касается и технологии съемки, и продюсерского подхода к организации процессов. На бумаге съемка трех-четырех выпусков за смену может смотреться правдоподобно, но на деле один перегрим ведущего занимает несколько часов. Пилот поможет вам осознать такие моменты, а также продемонстрирует заказчику ваш потенциал.

В идеале, пилот тоже нужно делать вместе с заказчиком. У каждого канала выработан язык общения со своей аудиторией, и это обязательно нужно учитывать. Проекты СТБ и ICTV могут доносить одну и ту же мысль, но делать это они будут по-разному. Ваш продукт должен адаптироваться, мимикрировать под конкретного вещателя.

Кстати, производство контента можно сделать максимально безотходным. Сняли пилот в холле торгового центра с браком по звуку, и он не пошел в эфир? Выкладывайте его на YouTube-канал или сайт вещателя, используйте в пост-шоу как бэкстейдж-эксклюзив. Зрители такое любят, а у вас будет контент, генерирующий трафик. Сейчас, когда интернет и дополнительные экраны становятся самостоятельной ценностью, любой контент можно и нужно монетизировать.

6. Оформляйте проект в формат, создавайте форматную библию и думайте о будущих продажах

После того как вы сняли пилот, получили заказ и ушли в съемки сезона со всеми вытекающими трудо- и финансовыми затратами, можете задумываться об оформлении идеи в формат. Это можно сделать и раньше, но производственный этап отшлифует технический райдер проекта и скорректирует технологию съемки. Разобравшись со всеми нюансами, садитесь за написание форматной библии. Она может быть любого объема, но обязательно должна содержать все, что касается производства формата: название, описание, требования к ведущим и участникам, графики съемок, список стаффа и его функционал, варианты сценариев и т.п.

Это важно делать по двум причинам. Во-первых, таким образом вы защищаете свою интеллектуальную собственность: зарегистрировав название проекта и сценарии, вы обретаете аргументы, с которыми можно идти в суд, если ваши авторские права нарушаются. Во-вторых, при наличии библии возрастает вероятность успешной продажи формата на международном рынке.

7. Смотрите телевизор и будьте амбициозны

Запомните: чтобы производить телевизионный контент, нужно смотреть телевизор. Если вы этого не делаете и не хотите начинать, идите работать в библиотеку. В этой сфере невозможно работать без «насмотренности», у вас просто не будут рождаться стоящие идеи.

Еще одно распространенное заблуждение - считать, что рейтинги не имеют значения. Для того, чтобы творец доносил собственные мысли и видение до аудитории, она как минимум должна быть. Если ее нет, то извините, но вы никому не интересны. Поэтому не стесняйтесь развивать в себе амбициозность и радуйтесь успехам.

То же касается и наград: оценка профессиональной тусовки важна не меньше мнения зрителей. Более того, каждая полученная премия повышает вашу продюсерскую ценность, а человека с регалиями примут охотнее, чем того, у кого их нет. Это такая же инвестиция в себя, как и общение с прессой, так что не стесняйтесь давать интервью и присутствовать в публичном поле. Стремление к лидерству - часть продюсерской профессии, и робким здесь не место.

sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода