Перспективы телевизионной отрасли в мире и в Украине

В интервью Sostav.ua Войцех Байда (Wojciech Bajda), генеральный директор Ericsson в Украине, рассказал о том, как изменились привычки телесмотрения за последние годы, поделился своим видением перспектив телевизионной отрасли в мире и в Украине, а также назвал новые тенденции в коммуникациях.

Комментарии 2671

Почему Ericsson, телекоммуникационная компания, уделяет внимание сфере ТВ и медиа?

В Ericsson мы верим в технологии, соединяющие общество, и вот уже 138 лет создаем инновации, которые делают жизнь людей проще и интереснее, а работу – эффективнее.  Хотя компания на глобальном уровне фокусируется в основном на развитии мобильного широкополосного доступа, а также связанных с этим услуг, мы растем и за пределами традиционных направлений. Ведь сегодня технологии проникают во все сферы жизни общества и экономики. Проникновение интернета и умных устройств в значительной степени трансформируют и сферу ТВ и мультимедиа, открывая новые перспективы для бизнеса и возможности для пользователей. Поэтому мы уделяем значительное внимание расширению портфеля услуг в сфере телевещания и видеосервисов. Заинтересованность Ericsson в сфере ТВ и смежных сегментах подтверждается несколькими приобретениями, которые компания совершила за последние годы, включая Tandberg Television (2007), Technicolor (2012), Aspex (2012), Devoteam (2013), Microsoft Mediaroom (2013), RedBee (2013), Azuki Systems (2014). Все эти сделки позволили Ericsson занять устойчивые позиции в ТВ и медиа сегменте и во многом определили направления дальнейшего развития. 

Вы говорите, что технологии влияют на сферу ТВ и мультимедиа. Как именно? Какие новые бизнес-модели появляются? Есть ли уже успешные примеры реализации в мире?

Сегодня жизнь людей и общества меняется как никогда быстро. Если на соединение мира линиями телефонной связи потребовалось целое столетие, то на подключение к мобильной связи ушло всего 20 лет. В течение своей многолетней истории Ericsson не раз убеждался и убеждал других в том, что кажущиеся на первый взгляд фантастическими решения и устройства достаточно быстро входят в нашу жизнь и меняют мир к лучшему.

Ощутив преимущества новых технологий, пользователи начали настойчиво формировать спрос на все более высокую скорость и качество подключения. Такой быстрый темп развития уже невозможно остановить, а двигателем этого процесса сейчас являются, в основном, смартфоны. По оценкам Ericsson, в настоящее время на смартфоны приходится 25-30% всех мобильных подключений в мире, в период с 2013 по 2019 год количество подключенных смартфонов утроится, а мобильный трафик вырастет в 10 раз, достигнув 10 эксабайт – прогноз, который еще буквально вчера показался бы фантастическим. Поэтому телеком-операторы по всему миру работают над повышением емкости и качества работы сети. Украина – не исключение.

По той же логике растущих ожиданий потребителей развивается и ТВ сегмент. Телезрителю  уже не достаточно просто иметь телевизор дома. Распространение мобильных устройств открывает совершенно новые возможности для просмотра видео-контента. Доля внедомашнего просмотра растет. Причем если раньше это означало просмотр, например, спортивных соревнований в баре, то сегодня мы буквально можем брать ТВ и музыку с собой, куда бы мы ни направлялись.  Современный потребитель имеет богатейший выбор устройств и источников контента, что позволяет адаптировать их под собственные предпочтения. Столь бурное развитие ТВ и медиа открывает безграничные возможности для новых комплексных услуг, в частности упрощающих пользователю управление и отбор «своего» контента.

Новые технологии и трансформация потребительских предпочтений напрямую влияют на появление новых бизнес-моделей в сфере ТВ и мультимедиа. Диверсификация возможностей доступа, просмотра и обсуждения видео наряду с быстротой поиска нового контента во многом определяют поведение современных телезрителей. Это требует от производителей и провайдеров находить пути упрощения процесса поиска и выбора контента, создание ярких, захватывающих телевизионных и медиа-решений, ведь сегодня на первый план выходит именно пользовательский опыт. 

Примером использования возможностей новых технологий в рамках музыкальной индустрии может послужить популярный в Европе сервис Spotify. Сегодня пользователи хотят быть на связи в любое время и в любом месте. Именно такую концепцию предложил Spotify, предоставив пользователям возможность слушать музыку по собственному выбору на подключенном устройстве где и когда угодно.

Ericsson располагает внушительным портфелем решений по управлению мультимедийными услугами, которые  призваны обеспечить максимальную эффективность при подготовке и передаче контента. Один из ярких примеров – платформа для доставки видеоконтента для NBC Olympics, которую компания использует с 2006 года для кодирования сигнала в ходе трансляций Олимпийских игр в формате HD для многомиллионной аудитории канала NBC. Еще несколько лет назад о таком можно было только мечтать.

Еще один интересный пример – из автомобильной отрасли. Речь идёт об облачном решении Ericsson Connected Vehicle Cloud Solution. Его смысл в подключении автомобиля к интернету и предоставлении водителю доступа к различным приложениям, видео- и аудиоконтенту. Эта же система позволяет совершать покупки онлайн с доставкой прямо в автомобиль. Кому-то покажется невероятным, но автомобиль передает свои координаты в интернет-магазин и координирует доставку, вплоть до того, что с помощью одноразового цифрового ключа у себя в смартфоне, курьер может открыть багажник вашей машины и оставить покупку. Водителю нет необходимости находиться рядом, согласитесь, это здорово экономит время.

Как изменились привычки телесмотрения за последние годы?

Более половины людей считают свой компьютер и интернет-связь неотъемлемой частью жизни, что в свою очередь влияет на их потребительские привычки в отношении ТВ и видео.  Записанные ТВ-программы и скачанные фильмы уже не в тренде – доля их просмотра существенно снижается с каждым годом. Для аудитории все большее значение приобретает возможность не зависеть от программы передач. Зрители хотят смотреть видео тогда, когда им удобно, самостоятельно выбирая контент. Соответственно, популярность видео по запросу и «сдвинутое во времени» ТВ (включая YouTube) растёт хоть и постепенно, но достаточно устойчиво.

Как я упоминал ранее, проникновение смартфонов кардинально меняет привычки телесмотрения. На сегодняшний день 72% аудитории используют мобильные устройства как минимум еженедельно для просмотра видео, а 42% предпочитают делать это вне дома. При этом пользователи предпочитают разные источники контента в зависимости от того, где они находятся: например, в обеденный перерыв смотрят сериалы на Divan.TV или другом ресурсе с видео по запросу, а по пути домой в автобусе или метро – ролики на YouTube. Кроме того, потребители не хотят тратить много времени на поиск нужного видеоролика, а сам выбор контента чаще всего основан на рекомендациях друзей и родственников.

Каковы перспективы развития телевизионной отрасли в мире и Украине?

Согласно подготовленному компанией  Ericsson исследованию Media Vision 2020, к 2020 году цифровое телевидение будет доступно 9 миллиардам человек, а из 50 миллиардов подключенных к интернету устройств 15 миллиардов будут иметь возможность воспроизведения видеоконтента. Оценивая перспективы развития телевизионной отрасли, можно выделить несколько ключевых тенденций. Во-первых, растёт число подключенных устройств с поддержкой видео, что полностью изменит подход к просмотру ТВ. Во-вторых, уже сейчас пользователи ценят простоту и удобство оплаты, отдавая предпочтение пакетным услугам с использованием единого счета. Еще одной важной тенденций станет широкое распространение IP, что приведет к росту спроса на контент по запросу, а значит, число просмотров видео по запросу и эфирного ТВ сравняется. Все эти факторы приведут к увеличению объема ТВ-рынка, который в развитых странах, таких как США или Западная Европа, к 2020 году достигнет 750 млрд долларов, что на 42%  выше по сравнению с 2013 годом.

В Украине мы уже сейчас наблюдаем подобные тенденции. Количество пользователей приложений для просмотра видео стремительно увеличивается, а видео по запросу набирает популярность, украинские пользователи готовы платить за подписку на видеосервисы. Это происходит в основном за счёт повышения объёмов контента и проникновения умных устройств, в частности, смартфонов. Исследования Ericsson ConsumerLab показали, что 57% украинских владельцев смартфонов используют их для просмотра ТВ и видео еженедельно. Просмотры в основном приходится на внедомашнее смотрение. Если можно так выразиться, суть происходящих изменений состоит в том, что телезритель перестает быть пассивным наблюдателем. И украинский телезритель, в этом смысле, не исключение.

Как будет развиваться коммуникация в следующие 20 лет? Какой вид коммуникации станет для людей основным в ближайшем будущем?

Мы выделяем несколько тенденций, которые изменят принципы коммуникаций, как мы знаем сегодня.

К 2020 году в мире будет насчитываться более 50 млрд подключений, 600 млн из них – в Украине. Общая тенденция такова, что в конечном итоге будет подключено всё, что может выиграть от подключения к сети, начиная от светофоров, бытовой техники до автомобилей, медицинского оборудования и систем электроснабжения. Это открывает неограниченные возможности для людей, бизнеса и общества. Соответственно, объем мирового трафика будет расти в геометрической прогрессий с каждым годом. К 2019 году количество мобильных подключений достигнет 9,3 млрд., 5,6 млрд (60% всех подключений) из которых придется на смартфоны. Люди используют эти устройства не только для выхода в интернет, но и для доступа к приложениям и облачным сервисам, включая видео, игры и другой «тяжелый» контент. На данный момент, среднестатистический владелец смартфона использует 500 Мб трафика в месяц. При сохранении текущей динамики ежегодного удвоения трафика, его объем, по прогнозам Ericsson, к 2018 году вырастет в 12 раз. При этом индустрия доставки мобильного интернета и передачи данных прирастет за счет новых участников из самых разных отраслей.

Урбанизация станет главным стимулом развития коммуникаций: по прогнозам экспертов, к 2050 году в городах будет проживать 70% людей, хотя еще в 1900 году  на города приходилось лишь 14% мирового населения. Это приведёт к тому, что в скором времени мы столкнемся с ростом проникновения «носимых устройств», таких как «умные» часы, очки и браслеты, которые станут логическим продолжением проникновения смартфонов и мобильных приложений. Такие устройства помогут упростить общение между людьми и органично впишутся в систему коммуникации в городе. Как следствие, возможность общаться и работать над совместными проектами из любой точки мира станет не исключением, а правилом.

Коммуникация становится все более многосторонней, с помощью новых платформ пользователи со всего мира объединяются для достижения общих целей, общих занятий – это новая уникальная экосистема глобального взаимодействия. Культурные изменения и стремительный технологический прогресс изменят наше отношение к работе. Постоянный доступ к сети, проникновение цифровых технологий и глобализация рынков позволяют работать и общаться из любой точки мира. Все большее значение будут приобретать технологии, обеспечивающие прямой диалог человека и компьютера, в том числе, например, с помощью нашего решения Connected Me, человек в буквальном смысле может подключиться к любой технике. Передача данных с помощью естественного электрического поля человека, действующая по принципу емкостной связи, позволяет обмениваться визитками при рукопожатии,  передавать файлы на печать просто прикоснувшись к принтеру или подключать наушники к мобильному устройству одним прикосновением, пока смартфон остается в кармане.

Еще одна тенденция, способная изменить многие сферы бизнеса – модель пользования товарами и услугами на основе аренды. Новые сервисы и развитие облачных технологий кардинально изменили концепцию «владение - пользование», а идея о том, чтобы делиться своими вещами с другими, скоро выйдет далеко за рамки сдачи квартир через Airbnb. Потребители сегодня предпочитают формат аренды, подписки или временного пользования – будь то медиа, ПО, машины или квартиры.

Если говорить о будущем коммуникаций в целом, то наряду с другими базовыми потребностями человека (например, товары первой необходимости, здравоохранение, образование, транспорт, коммунальные услуги) коммуникации останутся теми же. Но способы удовлетворения и форматы этих потребностей изменятся. Так, голосовые услуги останутся в широком потреблении со смещением акцента на совершение звонков через интернет, а телевидение станет более гибким, чтобы соответствовать индивидуальным ожиданиям пользователей.


http://sostav.ua
 

Обсудить с другими читателями:
Погода