Потребитель 2019 vs 2020

Когда мир врывался в новое десятилетие, то возлагал на него огромные надежды и ожидания, поскольку новую жизнь, как всегда, нужно начинать с понедельника, нового месяца, ну, или на крайний случай, с 2020. Но начало года внесло значительные коррективы в жизни жителей всей планеты.

Комментарии 3705

Мы столкнулись с новой реальностью и учимся жить и работать в непривычных обстоятельствах. Теперь только от нас самих зависит, насколько быстро удастся справиться с пандемией коронавируса COVID-19, и каковы будут масштабы экономических потерь.

Пока мировые эксперты только подсчитывают финансовые убытки от приостановки транспортного сообщения и временного закрытия бизнесов на карантин, мы проанализировали ключевые достижения Украины за прошедший год.

Рост доходов и укрепление гривны

Итак, первое, что стоит отметить – это ревальвация гривны. Фактическая инфляция снизилась за январь 2019 на 2.2 п.п. в сравнении с предыдущим прогнозом НБУ. За прошлый год нацвалюта возглавила рейтинг самых укрепляемых (на 19%) локальных валют к доллару США. Укрепление курса гривны способствовало существенному замедлению базового индекса потребительских цен, прежде всего, за счет снижения цен на непродовольственные товары и импортные продукты питания. Кроме того, снизились цены на газ для населения, а также сохранился тариф на электроэнергию (вопреки предыдущим прогнозам роста). В результате темпы роста индекса инфляции замедлились с 9,8% до 4,1% в то время, как доходы выросли на 18% в 2019 году. В первые месяцы 2020 года инфляция оставалась на низком уровне, несмотря на тренд прошлых лет.

Эти факторы прибавили уверенности украинцам и повлияли на их оценку собственного материального положения. Так в сравнении с 2018 годом доля тех, кто считал, что материальное благополучие ухудшилось сократилась почти на 17 п.п. до 25%, а доля тех, кто отметил значительное улучшение выросла почти на 5 п.п. до 15%.

Также украинцы отмечали, что 2019 год может стать хорошим временем для сбережений (что отразилось на росте объема денежных средств населения в банках за 2019 – +12,2%). Кроме того, заметно снизилась (на 17 п.п.) доля тех, кто считал, что сейчас плохое время для совершения крупных покупок. Так, в Украине было приобретено на 8% больше автомобилей и на 8,7% больше заключили сделок купли-продажи жилой недвижимости, по сравнению с 2018-м.

Основной бюджет – на продукты и коммуналку

Куда же тратили деньги украинцы, если тарифы не выросли, а снизились, и продукты почти не подорожали? Большую часть расходов традиционно составляют продукты питания и коммунальные услуги – совокупно эти две статьи все еще занимают больше половины семейного бюджета. Однако еще в прошлом году они отнимали у домохозяйств на 3,5 п.п. больше.

В 2019 году начали расти доли расходов на транспорт (с 3,7% до 4,9%), а также непотребительские статьи расходов (+0,7 п.п.), среди которых банковские вклады, ремонт жилья, покупка недвижимости и т.д. Также выросли доли расходов на непродовольственные товары, здравоохранение, а также рестораны и отели. В целом, ежегодно объем трат украинцев рос, что объясняется увеличением средних зарплат: в 2018 году траты домохозяйства составляли более 8150 грн, в 2019 – совокупные затраты возросли на 18% – до 9600 грн.

Потребительские настроения рекордно высокие

Еще один немаловажный прогресс 2019 года – это улучшение потребительского настроения украинцев: по данным Info Sapiens, в сравнении с 2018 годом средний индекс потребительских настроений вырос почти на 23 процентных пункта. Так, в сентябре был зафиксирован наивысший рост: украинцы стали меньше опасаться инфляции и безработицы. Кроме того, в том же месяце был самый низкий (с июня 2014 года) индекс девальвационных ожиданий. Инфляционные ожидания также демонстрируют исторически низкие значения, что положительно отразилось на оценке текущего личного материального положения. Этот субиндекс показал наибольший прирост в сентябре – почти на 6 процентных пунктов. Основная причина – радужные ожидания от смены власти после прошедших президентских и парламентских выборов.

И после небольшого снижения в ноябре на фоне ожидания девальвации гривны негативное влияние на динамику оказали девальвация валюты в начале года и последующее ухудшение ситуации в мире на фоне коронавируса. Тем не менее несмотря на то, что в феврале индекс потребительских настроений снизился на 7.1 пункт в сравнении с январем, он по-прежнему почти на 15 пунктов выше прошлогоднего показателя.

И что дальше в 2020?

Весь позитивный итог потребительских тенденций украинцев после введения карантинных мер и приостановки многих сфер бизнеса оказались под угрозой. Теперь остро встал вопрос стабильности экономики государства и личного благосостояния населения, поскольку некоторая часть бизнеса может вообще перестать существовать за время карантина.

Уже сейчас Кабинет министров обновил макроэкономический прогноз, ухудшив показатели инфляции с 5,5% до 8,7%, среднегодового курса гривны – с 27 до 29,5 гривен за доллар и прогноз ВВП с роста на 3,7% до падения на 3,9%. Прогноз безработицы ухудшен с 8,1% до 9,4%, а среднемесячной зарплаты – с 12,5 тыс. грн до 11 тыс. грн, что с учетом инфляции соответствует уровню 2019 года.

Реакция украинского бизнеса – страна начинает жить и работать онлайн

После введения мер по борьбе с распространением коронавируса часть бизнесов переориентировала свои продажи в e-commerce и сотрудничает со службами доставок и почтовыми операторами. Это уже находит отклик у украинцев, которые сидят на карантине, и по данным Kantar Ukraine, 18% из них уже попробовали купить новую для себя категорию онлайн, а рост использования сервисов доставки увеличился в 2,5 раза.

По данным Hotline, на 70% увеличился спрос на игровые приставки, на 67% чаще стали интересоваться пароочистителями и очистителями воздуха - их стали покупать на 108% чаще. В 3 раза вырос спрос на хлебопечки и на треть — на холодильники. Спрос на вебкамеры вырос в два раза. Также активно покупают телевизоры, товары для хобби и творчества. Большой спрос на Apple AirPods.

По данным OLX, среди наиболее популярных товаров марта - ноутбуки, игровые приставки, а также – товары для красоты и здоровья. А количество товаров, доставленных в пределах 5 самых крупных городов Украины, увеличилось на 30%.

Онлайн-супермаркет Rozetka поделился ростом продаж некоторых своих категорий: почти на 250% возросли заказы товаров для фитнеса, на 280% выросли товары для творчества, на 156% — настольные игры и на 40% — книги.

Но в абсолютных лидерах запросов безусловно продукты и доставка готовой еды. По данным сервиса доставки продуктов Zakaz.ua, среди популярных заказов – это вода, вырос спрос на крупы, муку, подсолнечное масло, молочные и мясные продукты, овощи, антисептики, бумажные изделия, среди которых – туалетная бумага, салфетки, полотенца.

Безусловно, масштаб и скорость изменений вынуждают украинцев привыкать к новому формату жизни, которая даже после завершения карантина уже не будет на 100% прежней. Мы адаптируемся к новой реальности, в которой учёба – онлайн, работа – удаленная, тренировки и хобби – в YouTube, а кинотеатр – в Netflix. Если раньше украинцы 1,5-2,5 часа тратили на активности вне дома и прогулки, то сейчас это время идёт на Интернет, онлайн-кинотеатры и ТВ. Потому дальнейшее развитие и переориентация бизнесов на онлайн-продажи товаров и сервисов будут только способствовать дальнейшей потребительской (в т.ч. финансовой) активности и поможет поддержать экономику страны в этот нелегкий для всех период.

А какие достижения покажет потребитель 2.0.2.1 мы узнаем через год. Через очень турбулентный и трансформационный год новых возможностей и открытий, в котором выиграют те, кто использует изменения во благо и для развития.

Автор: Карина Кравченко, аналитик Vizeum Ukraine.

sostav.ua

Обсудить с другими читателями:
Погода