Рынок маркетинговых сервисов 2013: прошли экватор

В декабре 2012 года Международная ассоциация маркетинговых агентств опубликовала итоги года и прогноз – как будет развиваться рынок в 2013 году.

Комментарии 1536

Традиционно по завершении первого полугодия эксперты делают промежуточную оценку, насколько их прогноз соответствует реальной ситуации.  

Напомним, что прогноз 2013 был очень сдержанным: специалисты оценили этот год как кризисный. Предполагалось, что объем рынка увеличится на 1% (рост 2011/2012 составил 9%),  Такой неоптимистичный прогноз объяснялся ожидаемой девальвацией, снижением покупательской способности. Кроме того, ожидалось, что законодательные ограничения для самых «богатых» отраслей – табачной, алкогольной, фармацевтической – негативно повлияют на бюджетирование маркетинговых сервисов.

Что касается основных игроков рынка, то и здесь обсуждались серьезные изменения: укрупнение рынка, уход небольших агентств. Последнее время клиенты диктуют жесткие условия постоплаты – от 30 до 120 дней по завершению проектов, и такие правила выдержат только компании с серьезным финансовым потенциалом.

И конечно же, динамика отрасли маркетинговых сервисов зависит в целом от экономической ситуации в стране, которую вряд ли можно назвать позитивной. Так, по мнению аналитиков, в 2013 году Украина вступила в в стадию хронической рецессии: падает производство, резко снижаются инвестиции, международные компании покидают украинский рынок.

Как же выглядит реальная ситуация по истечении первого полугодия 2013 года?

В целом, прогнозы экспертов подтвердились.

Борьба за бюджеты обострилась, демпинговые подходы все чаще используются как конкурентное преимущество в тендерах. «Фармацевты» и «табачники» осторожно просчитывают проекты, но не торопятся их реализовать в нынешних законодательных ограничениях.

Что касается ключевых направлений маркетинговых сервисов, то картина рынка следующая.

«Главный тренд года - трейд-программы, которые, для оптимизации работы и бюджетов, имеют тенденцию «оцифровываться», считает Людмила Косович, директор TMA DRAFT Ukraine. Трейд-маркетинг действительно на волне популярности: консультанты в залах, «тайные покупатели», мерчендайзинг, программы стимулирования продавцов востребованы клиентами, так как быстро и активно влияют на продажи в рознице.

Традиционно считается, что ивент маркетинг сокращается одним из первых в корпоративных бюджетах; эксперты рынка предполагали 10% падение этой сферы в 2013 году. Однако Александр Микитенко, исполнительный директор MEX Advertising, полагает, что рынок ивент-маркетинга просел меньше, чем планировалось.

Подтвердились оптимистичные прогнозы digital маркетинга, растут бюджеты  в он-лайн и нестандартных видах рекламы  - ориентировочно на 10%. Алина Фролова, генеральный директор RAM 360 Agency, дополняет, что это направление могло бы развиваться интенсивнее, рост сдерживают непрозрачность рынка, отсутствие специалистов, и, как следствие, невысокое качество идей и разработок.

Кроме перечисленных факторов, важной тенденцией первого полугодия стало снижение рентабельности проектов. Несмотря на то, что клиенты все реже самостоятельно реальзуют маркетинговые активности и чаще обращаются в агентства, сметы «оптимизируются» до возможно минимальных. Этому способствует высокая конкуренция и непрозрачность рынка.

Что же ждет нас во втором полугодии 2013?

Возможно, итоги декабря будут более радужными: многие компании планируют финансовый год осенью, и не исключено, что второе полугодие будет щедрее на маркетинговые активности. Несомненно, трейд-маркетинг и digital останутся актуальными. Можно ожидать всплеска event-мероприятий: программы back-to-school и новогодние праздники стали уже традиционными активностями в рознице.

В целом, предполагается, что годовой объем рынка составит 2,5 млн. грн., что почти равно отраслевому бюджету 2012 года.

Оценка объема рынка маркетинговых сервисов прогноз на 2013 год

Маркетинговые сервисы

Итоги 2010г.,

млн грн

Итоги

2011г.,
млн грн

 % изменения 2011 к 2010

 

Итоги

2012г.,
млн грн

 % изменения 2012 к 2011

 Прогноз на 2013г.,

млн грн

 % изменения 2013 к 2012

Объем рынка Маркетинговых сервисов

ВСЕГО

2 001

2 248

12%

 

 

 

2 450

9,0%

2 474

1,0%

 В том числе:

     

 

     

Consumer promo

373

384

3%

403

5%

383

-5%

Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала)

635

730

15%

 

 

 

803

10%

803

0%

Event Marketing

204

224

10%

247

10%

222

-10%

Direct marketing * (Mailing, DB management, Contact-Center)

508

610

20%

 

693

14%

772

11%

Digital Marketing (Internet marketing, Mobile Marketing, Experiential marketing)

29

35

20%

 

 

38

10%

42

10%

Другое (Non-media спонсорство, life placement, ambient media )

252

265

5%

 

 

265

0%

251

-5%

 

*  По данным УАДМ, без учета объемов аутсорсинговых контакт-центров, предоставляющих свои услуги за рубеж.



Обсудить с другими читателями:
Погода