Стоимость знаний = 0

Образовательная деятельность является одним из приоритетных направлений в работе 4Press. Мы сами регулярно учимся у зарубежных лекторов, в Украине являемся организаторами ряда образовательных инициатив и создателями собственных обучающих продуктов. А ещё, регулярно общаясь с собственниками и управленцами бизнесов, можем оценить как текущий уровень их знаний о маркетинге и коммуникациях, так и отношение к бизнес-образованию.

Комментарии 6506

Над кем смеётесь?

В массовом сознании соотечественников категория бизнес-образования дискредитирована. И винят в этом почему-то различных тренеров по успеху, серийных предпринимателей, авторов уникальных продающих методик и прочих алхимиков. Хотя, на мой взгляд, к ним должно быть меньше всего претензий. Если человек берет у вас деньги/время и взамен не даёт практические навыки, которые позволят вам зарабатывать больше/быстрее без его участия, то мы имеем дело с паразитом, которого вы не смогли вовремя распознать.

И паразит тут не главный виновник. Ведь если вы слегли с энцефалитом, то клещ – не основная причина. Не он пошёл в весенний лес без репеллента и по возвращении не осмотрел кожный покров. Поэтому моя гипотеза – «бизнес-тренер», «бизнес-консультант» и их синонимы перекочевали в раздел обсценной лексики по вине желающих получить знания. В чём же состав преступления?

Учиться, учиться и еще раз учиться?

Многие воспитанники нашей агонизирующей системы образования привыкли «учиться». Записал под диктовку, заучил, сдал/списал/заплатил, выдохнул, забыл. Не дай бог на занятии задать вопрос или признать, что ты чего-то не понимаешь. Домашнее задание, самостоятельный поиск информации, работа с литературой, практическое применение – непосильная ноша и удел ботаников. Желание разобраться – раритет. Чувство беспомощности и неспособности дать верный ответ в процессе обучения вызывает скованность, недовольство собой/преподавателем вместо радости от того, что ты на пороге новых открытий.

Но обучение – это работа в паре. И логично, что студент должен работать, поскольку он инвестировал в обучение и планирует эти инвестиции окупить. Часть это осознаёт. Часть – воспринимает процесс обучения как некий магический ритуал, во время которого знания и навыки передаются сами собой. Но в фитнес-клубе вы же не ждёте, что персональный инструктор будет что-то поднимать за вас. Или что мудрёными рассказами о саркоплазме и миофибриллах сделает вас более рельефным.

Чтобы был результат, на обучении нужно пахать. В перерывах между занятиями нужно пахать не менее усердно, делая домашку и самостоятельно изучая предмет. Нужно задалбывать преподавателя вопросами. Впервые столкнувшись с фактом невыполнения учащимся домашнего задания, я вспомнил спортивную плавательную юность. Если ты филонил – тебе прилетало ластой от тренера. Если ты опаздывал или пропускал тренировку из-за простуды – тебя били морально. Поскольку сам регулярно учусь, то не являюсь сторонником введения телесных наказаний. Но первый выпуск студентов привёл к мысли, что нужно получить консультацию специалиста по мотивации на предмет того, как заставить работать человека, который заплатил тебе деньги, кроме как поднимать стоимость обучения настолько, чтоб было невыносимо жаль вести себя пассивно.

Знания ничего не стоят

Среди студентов курса «Управление коммуникациями» и гостей других наших образовательных мероприятий лидирует запрос «я пришёл получить новые знания». Как по мне, запрос ошибочный. Зачем платить за знания? В сети абсолютно бесплатно лежат тонны бизнес-литературы и университетские курсы. На Google Scholar и Киберленинке – исследования и научная литература на какие хочешь темы. На bookmate.com за смешные 4$ в месяц среди 650 000 книг – прорва бизнес-бестселлеров.

Важно знать, что сами по себе знания никак вам не помогут и платить нужно не только за них. В США в своё время сложилось негативное отношение к MBA именно из-за чрезмерной академичности и оторванности от бизнеса. Подробнее в статье на Harvard Business Review, но суть в следующем. Бизнес-образование можно сравнить с образованием медицинским или юридическим. Теория там важна, но без практического закрепления необходимых умений и постепенного перевода их в разряд навыков вы обречены как специалист. Люди будут умирать, подзащитные – садиться. А в случае с бизнес-образованием, прибыль – упускаться.

Памятка бизнес-студентам

Одним фактом прослушивания теории, знакомством с кейсами, формулами и примерами из опыта мировых брендов вы счета не оплатите и зарплату сотрудникам не выплатите. Если после обучения или прочтения книги у вас нет ответа на вопрос «Что и как делать?», если на обучении не даются и не отрабатываются до кровавых мозолей на коре мозга алгоритмы, методики, инструменты, умения – вы зря потратили время и деньги. И даже если вы получили всё это, но не применяете регулярно на практике, то умения не разовьются в навыки и – см. финал предыдущего предложения.

Теорию и кейсы все студенты слушают с удовольствием. Но в нашем курсе это от силы 20% всего объёма информации. Всё остальное – практическая отработка полученных знаний на уроках, домашние задания, работа над дипломным проектом, личные консультации на примере их бизнесов. И когда дело доходит до этого, то часть студентов просто неудержима настолько, что к концу курса приходит с полным пониманием как управлять коммуникациями своего бизнеса. Вторая же часть по причинам, способам устранения которых мне предстоит обучиться, усваивает материал курса и получает необходимые умения лишь частично. Это поддаётся доработке в личном режиме, но требует со стороны преподавателя дополнительных затрат времени и сил.

Обсудить с другими читателями:
Погода
Effie